Методы развития критического мышления у учеников на уроках биологии | Судьина Наталья Николаевна. Работа №351014
Аннотация. Статья рассматривает методы развития критического мышления на уроках биологии. Обсуждаются приемы и методические подходы, способствующие формированию у учащихся умения анализировать, обоснованно задавать вопросы, выстраивать логические выводы и проводить оценку информации. В статье приведены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие критического мышления, а также методы работы с проблемными вопросами и задачами.
Ключевые слова: критическое мышление, биология, методы, проблемное обучение, анализ информации, логические выводы, уроки биологии.
Методы развития критического мышления у учеников на уроках биологии
Судьина Наталья Николаевна, учитель биологии
МАОУ Политехническая гимназия г. Нижний Тагил
Аннотация. Статья рассматривает методы развития критического мышления на уроках биологии. Обсуждаются приемы и методические подходы, способствующие формированию у учащихся умения анализировать, обоснованно задавать вопросы, выстраивать логические выводы и проводить оценку информации. В статье приведены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие критического мышления, а также методы работы с проблемными вопросами и задачами.
Ключевые слова: критическое мышление, биология, методы, проблемное обучение, анализ информации, логические выводы, уроки биологии.
Современные образовательные подходы требуют не только освоения предметных знаний, но и формирования у обучающихся критического мышления – способности анализировать и осмысливать информацию, выявлять и решать проблемы. На уроках биологии критическое мышление имеет особое значение, поскольку помогает учащимся понять сложные биологические процессы и явления, научиться работать с фактами и находить логические связи между ними. Развитие критического мышления требует использования разнообразных методов и приемов, которые вовлекают учащихся в обсуждение и активный поиск решений.
Одним из эффективных методов является работа с проблемными вопросами. На уроках биологии учитель может формулировать такие вопросы, которые требуют от учеников не просто знания, а понимания и анализа материала. Например, при изучении темы «Экология» можно задать вопрос: «Какое влияние оказывает загрязнение атмосферы на популяции животных и растений в конкретной экосистеме?» Чтобы ответить, ученики должны самостоятельно выделить ключевые причины и последствия, структурировать полученные данные и предложить возможные решения. Такое задание требует анализа ситуации и развития умения аргументировать свою точку зрения.
Еще одним методом развития критического мышления является использование кейс-метода. Этот метод предполагает разбор реальных или гипотетических ситуаций, которые требуют от учеников выработки решений или анализа последствий биологических явлений. Например, кейс «Генная модификация растений» может стать темой для дискуссии, где учащиеся рассматривают как плюсы, так и минусы ГМО, исследуют возможное влияние на окружающую среду и здоровье человека. В процессе обсуждения ученики учатся анализировать сложные вопросы, сопоставлять различные мнения, выделять ключевые факты и формулировать обоснованные выводы.
Метод «Шесть шляп мышления» также может быть полезен для развития критического мышления на уроках биологии. Этот метод, предложенный Эдвардом де Боно, помогает учащимся рассмотреть проблему с различных точек зрения. Например, в процессе обсуждения темы «Влияние антибиотиков на микробиом человека» каждый ученик может взять на себя одну из ролей: «белая шляпа» отвечает за объективные факты и цифры, «красная шляпа» рассматривает эмоциональные аспекты, «черная шляпа» выделяет возможные риски, «желтая» – положительные стороны, «зеленая» предлагает инновационные подходы, а «синяя» управляет процессом обсуждения. Такой подход стимулирует школьников осознавать многообразие точек зрения и развивает у них аналитическое мышление.
Анализ научных статей и биологических данных также способствует развитию критического мышления у учащихся. Учитель может предложить учащимся найти и проанализировать современные исследования, которые касаются биологических тем. Например, в рамках урока по генетике можно обсудить статьи, посвященные изучению генетической предрасположенности к заболеваниям или вопросам этики в генетике. Ученики знакомятся с мнением ученых, анализируют структуру исследований и сами приходят к выводам. Это помогает развить у них не только критическое восприятие информации, но и навыки работы с научной литературой, что особенно важно для старшеклассников.
Использование таблиц «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ) также помогает школьникам в развитии критического мышления. На начальном этапе изучения темы учащиеся заполняют колонку «Знаю», где отражают свои базовые знания. В колонке «Хочу узнать» они формулируют вопросы и предполагают, что еще им нужно узнать для понимания темы. На завершающем этапе они заполняют колонку «Узнал», обобщая новые сведения и проверяя, были ли их гипотезы правильными. Например, на уроке по теме «Эволюция» ученики могут записать, что они знают об основных теориях происхождения видов, выразить свои вопросы относительно процессов естественного отбора и затем отразить полученные знания. Эта техника помогает школьникам учиться ставить цели и анализировать свой процесс обучения.
Кроме того, для развития критического мышления важно вводить задания, требующие от учеников аргументировать свою точку зрения и обосновывать ответы. Например, можно предложить учащимся обсудить утверждение: «Все болезни можно вылечить с помощью современной медицины». Это утверждение вызывает неоднозначные мнения и мотивирует учеников рассмотреть как доказательства в пользу этого мнения, так и контраргументы. Они анализируют факты, приводят примеры заболеваний, изучают пределы возможностей медицины и приходят к выводу, что многие факторы, включая генетическую предрасположенность и экологию, также играют роль.
Таким образом, критическое мышление – это важная составляющая обучения, особенно в биологии, где большое количество информации требует анализа и осмысления. Использование таких методов, как работа с проблемными вопросами, кейс-метод, «шесть шляп мышления», анализ научных статей и работа с таблицей ЗХУ, позволяет учителю вовлекать учащихся в активное и осмысленное изучение материала. Дети учатся не просто запоминать факты, а понимать и анализировать их, что формирует у них самостоятельное мышление и умение принимать взвешенные решения.
Список литературы
Клюкина
Ю. С. Формирование функциональной грамотности на уроках биологии / Ю. С.
Клюкина
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 313-315. — URL:
https://moluch.ru/archive/541/118509/
Корнеева
Е. А. Технология развития критического мышления как средство формирования
метапредметных
знаний и умений школьников на уроках биологии / Е. А. Корнеева. — Текст
:
непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 8-10. — URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/61/2469/
Надирова
А.
Т., Сулейменова А.
Е. Применение метода критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии // Евразийский Союз Ученых.
2018. №3-5 (48). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-kriticheskogo-myshleniya-dlya-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-biologii
Павлов И.
И., Яковлева А.
В. Развитие критического мышления на уроках биологии при решении задач на основе научной фантастики // МНКО. 2017.
№3 (64). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-biologii-pri-reshenii-zadach-na-osnove-nauchnoy-fantastiki