Методы развития критического мышления и исследовательских способностей у обучающихся на уроках химии | Буракова Ирина Прокопьевна. Работа №349304
Аннотация: В статье рассматриваются методы, направленные на развитие критического мышления и исследовательских способностей у обучающихся на уроках химии. Обсуждаются особенности применения проблемного и проектного подходов, а также роль вопросов, побуждающих к анализу и синтезу знаний, в формировании умений критически оценивать полученную информацию. Автор предлагает примеры заданий и методов организации учебного процесса, способствующих повышению исследовательской активности учащихся.
Ключевые слова: критическое мышление, исследовательские способности, химия, проектная деятельность, проблемное обучение, активные методы обучения.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Буракова Ирина Прокопьевна, учитель
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Алыгджерская средняя общеобразовательная школа
Аннотация: В статье рассматриваются методы, направленные на развитие критического мышления и исследовательских способностей у обучающихся на уроках химии. Обсуждаются особенности применения проблемного и проектного подходов, а также роль вопросов, побуждающих к анализу и синтезу знаний, в формировании умений критически оценивать полученную информацию. Автор предлагает примеры заданий и методов организации учебного процесса, способствующих повышению исследовательской активности учащихся.
Ключевые слова: критическое мышление, исследовательские способности, химия, проектная деятельность, проблемное обучение, активные методы обучения.
Формирование критического мышления и исследовательских способностей является одной из ключевых задач современной школы. На уроках химии эти умения помогают ученикам осознавать ценность научного подхода, развивают их аналитическое мышление и способность к самостоятельному поиску решений. В условиях стремительного увеличения объема информации критическое мышление становится важным навыком, позволяющим ученикам эффективно анализировать и оценивать данные, делая обоснованные выводы. В данной статье обсуждаются методы и подходы, которые способствуют развитию критического мышления и исследовательских способностей у обучающихся на уроках химии.
В первую очередь, эффективным методом для развития критического мышления является проблемное обучение. Проблемное обучение строится на основе актуальных для учеников вопросов и задач, которые требуют поиска решений и обоснования. Например, преподаватель может предложить учащимся обсудить проблему загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, рассматривая такие вопросы, как химический состав загрязнений, способы их обнаружения и нейтрализации. Такое обсуждение не только развивает интерес к химии, но и формирует у учеников способность анализировать и критически оценивать информацию.
Проблемный подход эффективен также и в рамках лабораторных работ, где учащиеся могут столкнуться с практическими задачами, связанными с теоретическими темами. Например, в лабораторной работе, посвященной исследованию кислот и оснований, учащимся можно предложить исследовать влияние различных растворов на индикаторы и сопоставить результаты с теоретическими данными. В процессе эксперимента ученики самостоятельно делают выводы, анализируют результаты и формулируют гипотезы, что способствует формированию исследовательского мышления и укреплению критического подхода к информации.
Для стимулирования критического мышления важно также использовать метод постановки вопросов. Вопросы, направленные на анализ и сопоставление фактов, помогают ученикам лучше осознать сложные концепции и взаимосвязи в химии. На этапе изучения химического состава веществ учитель может предложить учащимся вопросы для размышления, например: «Почему один элемент проявляет разные свойства в различных соединениях?» или «Как химический состав вещества влияет на его физические и химические свойства?» Такие вопросы стимулируют аналитическое мышление, помогают ученикам лучше понять химические принципы и научиться обоснованно подходить к информации.
Исследовательская деятельность — ещё один важный метод, который позволяет учащимся развивать критическое мышление на уроках химии. В процессе выполнения исследовательских проектов ученики работают с различными источниками информации, проводят эксперименты и делают выводы на основе полученных данных. Исследовательские проекты могут включать в себя темы, связанные с реальными проблемами, что придаёт изучению химии практическую значимость. Например, ученики могут провести исследование качества воды в местных водоёмах, изучив её состав и сравнив данные с санитарными нормами. В процессе такой работы они анализируют результаты и представляют выводы, формируя навыки критического мышления и самостоятельной оценки данных.
Проектная деятельность на уроках химии также даёт возможность учащимся развивать исследовательские навыки, работая в группах. Работая над проектом, ученики могут распределить роли и выбрать задачи, которые отвечают их интересам и способностям. Например, при исследовании химического состава пищевых продуктов учащиеся могут изучить содержание сахара, жиров, витаминов в разных продуктах и на основании этих данных сделать выводы о возможных изменениях в рационе. В процессе работы в команде они не только развивают критическое мышление, но и учатся обмениваться мнениями, анализировать данные и приходить к общим выводам.
Процесс формирования критического мышления также можно поддерживать через использование реальных кейсов и задач, связанных с химией. Например, на уроках, посвящённых органическим соединениям, можно предложить учащимся рассмотреть химический состав распространённых бытовых веществ, таких как чистящие средства или косметика. Анализируя состав продуктов, ученики учатся читать и понимать химические формулы, выявлять потенциальные риски и делать обоснованные выводы, что способствует развитию критического мышления. Решение таких задач позволяет учащимся сформировать навык самостоятельного анализа информации, а также оценивать её достоверность и практическую значимость.
Для развития исследовательских способностей полезно использовать в образовательном процессе метод постановки гипотез и проверки их в ходе эксперимента. Например, учащимся можно предложить выдвинуть гипотезу о влиянии концентрации солей на скорость химической реакции и затем проверить её в процессе лабораторной работы. Такие задания помогают ученикам научиться проводить эксперименты, обрабатывать данные и анализировать результаты, а также развивают критическое отношение к собственным выводам. Постановка гипотез и проверка их помогает ученикам понять, что в науке каждый вывод должен быть обоснован, что формирует у них ответственное отношение к получаемым данным.
Эффективное использование цифровых технологий на уроках химии также способствует развитию критического мышления и исследовательских навыков. Применение интерактивных симуляций, виртуальных лабораторий и онлайн-тестов позволяет учащимся работать с различными сценариями и моделями, что развивает аналитическое мышление и способность оценивать альтернативные гипотезы. Например, в виртуальных лабораториях учащиеся могут проводить эксперименты, которые невозможно выполнить в классе, такие как моделирование сложных реакций или анализ химических реактивов. В процессе работы с цифровыми ресурсами учащиеся учатся применять полученные знания и формировать критический подход к новым данным.
В заключение стоит отметить, что развитие критического мышления и исследовательских способностей на уроках химии является важным компонентом образовательного процесса, направленного на формирование у учащихся активной и осознанной позиции. Использование методов проектной и исследовательской деятельности, вопросов, требующих аналитического подхода, а также цифровых технологий позволяет преподавателю создавать условия, в которых учащиеся могут развивать критическое мышление, исследовательские умения и навыки самостоятельной работы. Это, в свою очередь, способствует не только углублению знаний в области химии, но и формирует у учеников умение подходить к информации обоснованно, развивает их самостоятельность и интерес к изучению науки.
Список литературы
Кочнова
Е. С.
Формирование критического мышления на уроках химии
// Вестник магистратуры. 2020. №5-5 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-himii (дата обращения: 30.10.2024).
Тунгушбек
, М. Б. Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации / М. Б.
Тунгушбек
, А. К.
Курмет
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117318/ (дата обращения: 30.10.2024).
Федорова С.А.
Исследовательская деятельность по химии как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся
// Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014001266 (дата обращения: 30.10.2024).
Шальнев
, Н. А. Применение технологии развития критического мышления на уроках химии как средства организации эффективного взаимодействия обучающихся с целью повышения качества образования / Н. А.
Шальнев
. —
Текст :
непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/204/6616/ (дата обращения: 30.10.2024).