Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы развития музыкального слуха на начальном этапе обучения игре на скрипке | Тетеревникова Ирина Львовна. Работа №352807

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие музыкального слуха у детей является одной из ключевых задач на начальном этапе обучения игре на скрипке. Музыкальный слух формирует основу для интонирования, восприятия гармонии, ритма и артикуляции, что делает его важным компонентом профессиональной подготовки юного музыканта. Данный доклад посвящен методам и подходам, которые позволяют эффективно развивать музыкальный слух у детей, начиная с первых уроков.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ.М.А.БАЛАКИРЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме: Методы развития музыкального слуха на начальном этапе обучения игре на скрипке

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Преподаватель по классу скрипки

Тетеревникова Ирина Львовна

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск, 2024

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие музыкального слуха у детей является одной из ключевых задач на начальном этапе обучения игре на скрипке. Музыкальный слух формирует основу для интонирования, восприятия гармонии, ритма и артикуляции, что делает его важным компонентом профессиональной подготовки юного музыканта. Данный доклад посвящен методам и подходам, которые позволяют эффективно развивать музыкальный слух у детей, начиная с первых уроков.

 

Понятие музыкального слуха и его компоненты

 

Музыкальный слух – это способность человека воспринимать, анализировать и воспроизводить музыкальные звуки. На начальном этапе обучения важно учитывать, что у большинства детей музыкальный слух находится в зачаточном состоянии и требует постепенной и систематической работы для его развития. Задача состоит в том, чтобы интенсивно развивать одновременно относительный, абсолютный, а также внутренний слух. Известный педагог – новатор Григорий Иванович Шатковский писал: «Абсолютный слух не является свойством врожденным и не передается по наследству. Он появляется только в процессе и благодаря музыкальной деятельности: слушания, пения, игры, движения под музыку». Для профессиональной музыкальной деятельности важна способность слышать связи между элементами музыкального языка – связи между звуками, интервалами, аккордами, тональностями, частями музыкальной формы. А за это отвечает относительный (ладовый слух). «Абсолютный слух может быть богатством лишь только при сочетании с относительным, если он «идет» рядом и опирается на прекрасно поставленный и развитый ладовый (относительный) слух», - утверждал Г.И. Шатковский.

Что касается внутреннего слуха, то это способность мысленно представлять и воспроизводить музыкальные образы.

Индивидуальные особенности учеников предусматривают необходимость применения разнообразных методов работы. Прежде чем перейти к методам развития музыкального слуха, важно понять характерные черты слуха у начинающих скрипачей и те трудности, которые могут возникать на пути к его совершенствованию.

 

1. Типы музыкального слуха

Музыкальный слух можно условно разделить на несколько ключевых компонентов, каждый из которых развивается по-своему:

Мелодический слух. Это способность воспринимать и воспроизводить мелодические линии, узнавать и различать мелодии. На начальном этапе у детей может быть ограничена способность интонировать и точно повторять звуки, но она активно развивается через пение и игру мелодий.

Интервальный слух. Развитие слуха, связанного с восприятием интервалов, важно для точного интонирования. У начинающих учеников часто встречается неспособность сразу точно услышать и сыграть интервал, особенно если речь идет о сложных для интонирования секундах

, квартах, квинтах.

Гармонический слух. Это умение воспринимать и анализировать одновременно звучащие ноты и созвучия. У детей на первых этапах он, как правило, находится на зачаточном уровне, и формирование этого

типа

слуха требует постепенного внедрения дв

ойных нот

и аккордов в образовательный процесс.

Ритмический слух. Способность воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки — основа для игры на любом музыкальном инструменте. Начинающим ученикам сложно удерживать стабильный темп и различать ритмические структуры, поэтому работа над ритмом должна идти параллельно с развитием других компонентов слуха.

 

2. Возрастные особенности восприятия

На восприятие музыкального материала существенно влияют возрастные особенности детей:

У дошкольников (5–

6

лет) слуховое восприятие связано с игровой деятельностью. У них доминирует подражательный способ обучения, поэтому важна демонстрация педагога.

У младших школьников (

7

–10 лет)

– укрепление относительного слуха

.

У подростков (11–12 лет) формируется способность к более сложным слуховым задачам

: работа с гармонией и тональными структурами

.

 

3. Индивидуальные особенности музыкального слуха

Не менее важно учитывать индивидуальные различия:

У одних детей от природы есть абсолютный слух, который позволяет точно определять высоту звука, у других он отсутствует, но активно развивается относительный слух.

У некоторых детей наблюдается хорошая ритмическая чувствительность, но слабое восприятие мелодии, в то время как у других наоборот.

Учеников с врождённой музыкальной одарённостью легче обучать, но и для тех, кто имеет скромные способности, развитие слуха возможно при условии регулярной работы.

 

4. Характерные трудности начинающих скрипачей

Игра на скрипке требует от ученика точного слухового контроля. Основные трудности начинающих связаны со следующими моментами:

Отсутствием эталонного звукового восприятия. Дети ещё не имеют чёткой внутренней «модели» звучания чистой интонации.

Сложностью координации слуха и моторики. Игра на скрипке требует одновременного контроля

над интонацией (

положени

ем

пальцев левой руки

) и звукоизвлечением

(

ведение смычка и контроль за его весом в разных точках).

Неразвитой слуховой памятью. Многим детям сложно запомнить звучание последовательности нот и удерживать её в сознании во время игры.

Особенности музыкального слуха начинающих учеников определяют характер методики работы. Учитывая тип слуха, возрастные и индивидуальные особенности, педагог может подобрать подходящие упражнения и формы обучения, чтобы обеспечить постепенное и успешное развитие музыкального слуха.

 

 

 

 

Методы работы

 

1. Развитие слухового восприятия через пение

Пение — это один из наиболее доступных и эффективных методов развития слуха. Оно помогает воспитывать интонационную точность, артикуляцию и мелодическую память. На начальной стадии развития музыкального слуха необходимо играть на фортепиано и одновременно петь, называя абсолютную высоту звуков. Такой методический прием способствует образованию нервных связей гораздо быстрее, прочнее и глубже. Можно использовать следующие упражнения:

Пропевание

простых

попевок, затем

гамм и интервалов.

Использование звуковой имитации: ученик повторяет на слух за педагогом

короткие

мелоди

и

, которые

постепенно

усложняются.

Пропевание

нот

должно предшествовать

сыгранным на скрипке

звукам и

помога

ть

устан

авливать

связь между слуховым восприятием и движениями пальцев.

 

2. Игра на слух

Важным элементом обучения является игра мелодий на слух. Педагог исполняет простую попевку, а ученик подбирает её на инструменте. Это упражнение способствует:

Развитию внутреннего слуха,

О

сознани

ю

соотношений тон

полутон

, мажор – минор.

На начальном этапе целесообразно подбирать короткие попевки, песенки, которые ребёнок уже знает (например, «У кота - воркота», «Как под горкой»). Этот метод повышает интерес и мотивацию учеников, так как содержит элементы сотворчества.

 

3. Работа с интервалами и аккордами

Для скрипачей важно уметь слышать и точно интонировать интервалы. Эту работу полезно использовать в ансамбле (сначала с педагогом, затем с другими учащимися). Упражнения могут включать:

Игр

у

интервалов на одно

й

и двух струнах.

Сравнение звучания чистого интервала с нестройным.

Осознание гармонических сочетаний через игру аккордов

, разложенных на двойные ноты.

 

4. Слушание и анализ музыки

Регулярное прослушивание произведений в исполнении профессиональных музыкантов на скрипке формирует у детей эталон звучания. На уроках можно:

Разбирать фрагменты произведений, обращая внимание на интонацию, тембр и динамику.

Сравнивать разные интерпретации одного и того же произведения,

как в исполнении профессионалов, так и

других

музыкантов

,

чтобы научи

ться

слышать нюансы

игры.

 

5. Использование ритмических упражнений

Музыкальный слух и чувство ритма неразрывно связаны, поэтому ритмические упражнения играют важную роль. Полезно использовать следующие методы:

Прохлопывание

в такт музыке.

Игр

у

различных

ритмических

вариантов

с использованием

открытых

струн.

Исполнение гамм

с гармонической поддержкой фортепиано в стилях

разных композиторов (Баха, Моцарта, и т.д.)

 

6. Технологии и игры для развития слуха

В современном обучении полезно использовать цифровые инструменты, такие как приложения для тренировки слуха (например, EarMaster). Также эффективны игровые формы обучения:

Музыкальны

й «пинг-понг»

(сначала

на трех – пяти нотах

, затем в

пределах гаммы

в одну октаву

).

П

едагог играет

, например

в ре мажоре

,

тонику, ученик ее повторяет, затем звуки

идут

по порядку

то вверх, то вниз

.

Задача ученика точно их повторять.

Совместные музыкальные игры

, направленные на развитие ритмического и слухового восприятия

, например в ансамбле.

У начинающих учеников восприятие музыки во многом связано с эмоциональной сферой. Поэтому важно, чтобы педагог создавал положительное эмоциональное отношение к звучанию инструмента, мотивировал ребенка слушать и воспроизводить музыку с удовольствием.

 

Принципы педагогической работы

 

Работа с детьми требует соблюдения ряда важных педагогических принципов:

Последовательность и систематичность

: каждое

задание

должно

быть доступным и

постепенно

переходить к более сложным задачам

; только каждодневные занятия на инструменте могут заложить крепкую исполнительскую базу.

Индивидуальный подход

: задания подбираются с учётом уровня подготовки и возрастных особенностей ученика.

Мотивация и положительное подкрепление

: важно поддерживать интерес ребёнка через похвалу, участие в концертах и игровую форму занятий.

Терпение и внимательность

: педагог должен чутко реагировать на трудности

, испытываемые

ученик

ом

и своевременно корректировать процесс обучения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Методы развития музыкального слуха у детей на начальном этапе обучения игре на скрипке разнообразны и требуют гибкого подхода. Успех во многом зависит от методически правильно выстроенной работы педагога, включающей пение, игру на слух, развитие мелодического и гармонического слуха, а также ритмических навыков. Внедрение инновационных методов и технологий, наряду с классическими подходами, позволяет добиться высоких результатов, закладывая фундамент для дальнейшего музыкального развития ребёнка.

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1. Баренбойм, Л. Путь к музицированию. - Л.: Советский композитор, 1979. - 184 с.

2. Гарипова, Н. М. О закономерностях музыкального структурирования и развития музыкального слуха // Гуманитарные науки. 2016. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zakonomernostyah-muzykalnogo-strukturirovaniya-i-razvitiya-muzykalnogo-sluha (дата обращения: 01.10.2024).

3. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха / Г.И. Шатковский. – 3-е изд., исп. и доп. – М. : Свет, 2016. – 248 с.

4. Ямпольский, А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. - М.: Музыка, 1968. С. 22-33.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×