Методы развития познавательной активности на уроках математики у обучающихся с ОВЗ | Нагель Ирина Владимировна. Работа №345875
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития познавательной активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики. Описаны основные стратегии, направленные на активизацию интереса к учебному материалу, повышение мотивации и адаптацию учебного процесса с учётом индивидуальных потребностей детей.
Ключевые слова: познавательная активность, математика, ОВЗ, методы, мотивация, учебный процесс, адаптация.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Нагель Ирина Владимировна, учитель
ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4»
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития познавательной активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках математики. Описаны основные стратегии, направленные на активизацию интереса к учебному материалу, повышение мотивации и адаптацию учебного процесса с учётом индивидуальных потребностей детей.
Ключевые слова: познавательная активность, математика, ОВЗ, методы, мотивация, учебный процесс, адаптация.
Познавательная активность обучающихся — это основа успешного усвоения знаний, особенно в таких сложных предметах, как математика. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) процесс обучения может быть затруднён по ряду причин, связанных с их физическими, когнитивными и эмоциональными особенностями. Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ требует применения специальных методов и подходов, направленных на активизацию интереса к предмету, развитие самостоятельности и улучшение успеваемости. Учителям важно адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ребёнка, предлагая задания, которые будут стимулировать их познавательную активность.
Одним из ключевых методов развития познавательной активности является использование наглядных материалов и мультимедийных технологий. Визуальные и интерактивные материалы помогают детям с ОВЗ лучше воспринимать информацию и усваивать математические понятия. Например, использование интерактивных досок, компьютерных программ или мобильных приложений позволяет визуализировать математические процессы, такие как выполнение арифметических операций или построение графиков. Это делает обучение более наглядным и помогает детям легче усваивать сложные математические концепции. Для детей с нарушениями слуха могут быть использованы графические схемы и анимации, которые облегчают восприятие информации.
Игровые технологии также являются важным инструментом для активизации познавательной активности. Игры помогают детям учиться через действия, что делает процесс усвоения математического материала более увлекательным и доступным. Например, игра "Математическое путешествие" позволяет детям решать задачи и продвигаться вперёд по игровому полю, что стимулирует их интерес к предмету и помогает закреплять знания в игровой форме. Игровые элементы помогают снизить уровень стресса и тревожности, которые могут возникать при решении традиционных задач, и мотивируют детей к самостоятельной работе.
Метод проблемного обучения — ещё один эффективный способ развития познавательной активности у детей с ОВЗ. Этот метод предполагает, что учитель предлагает ученикам задачи, требующие поиска решения через исследование и рассуждения. В процессе решения проблемных задач дети учатся анализировать информацию, выдвигать гипотезы, проверять их и делать выводы. Примером может служить задача, в которой дети должны определить закономерности в числовых рядах или решить головоломку, используя логические рассуждения. Проблемное обучение развивает у детей способность к критическому мышлению и самостоятельному поиску решений, что способствует повышению их познавательной активности.
Индивидуализация заданий играет важную роль в развитии познавательной активности у детей с ОВЗ. Учителю важно адаптировать задания под уровень подготовки и возможности каждого ученика, предлагая им задания, которые соответствуют их возможностям, но при этом требуют усилий для решения. Например, для учеников с лёгкими нарушениями можно предложить задачи средней сложности, требующие логических рассуждений и использования математических методов, тогда как для детей с более серьёзными нарушениями задания могут быть упрощены, но при этом направлены на развитие базовых математических навыков. Индивидуализированный подход помогает каждому ученику развивать свои способности и не чувствовать себя перегруженным материалом.
Групповая работа и сотрудничество — важный элемент развития познавательной активности. В процессе работы в группе дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать задачи и находить совместные решения. Групповая работа помогает детям с ОВЗ чувствовать себя частью коллектива, развивает их коммуникативные навыки и учит работать в команде. Например, учитель может предложить детям совместно решать математические задачи, где каждый участник вносит свой вклад в решение. Это стимулирует познавательную активность, так как дети не только работают над решением задач, но и учатся у своих сверстников.
Проектная деятельность также способствует развитию познавательной активности у обучающихся с ОВЗ. Проекты позволяют детям применять математические знания для решения реальных задач. Например, проект "Мой математический мир" может включать создание детьми моделей зданий, расчёт площадей или работу с геометрическими фигурами. Проектная деятельность помогает детям осознать практическую значимость математики, стимулирует их интерес к предмету и развивает творческое мышление.
Учителям важно создавать поддерживающую и мотивирующую среду, где дети чувствуют себя уверенно и не боятся ошибок. Похвала за успехи, положительная обратная связь и поддержка со стороны учителя помогают детям чувствовать себя мотивированными и активными участниками учебного процесса. Учитель может использовать различные методы поощрения, такие как индивидуальные беседы, награды за достижения или игровые элементы, которые помогут повысить мотивацию детей к обучению и активному участию на уроках.
Подводя итог, развитие познавательной активности у детей с ОВЗ на уроках математики требует использования разнообразных методов, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ученика. Наглядные материалы, игры, проблемное обучение, групповые задания и проектная деятельность помогают создать условия для успешного усвоения учебного материала и активного участия детей в образовательном процессе. Учителям важно уделять внимание мотивации детей, создавая условия, в которых каждый ученик сможет раскрыть свои способности и развивать познавательную активность.
Список литературы
1. Калачева Т. А. Развитие познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики / Т. А. Калачева // Закономерности и тенденции инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2021. — С. 178–181.
2. Малюга, А.Н. Обзор методов и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Н. Малюга // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-6. - С. 85-94.