Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы сохранения и укрепления психофизического здоровья учащихся на уроках физической культуры | Казакова Дана Викторовна. Работа №345819. Номер работы: №345819

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы сохранения и укрепления психофизического здоровья, учащихся на уроках физической культуры. Акцент сделан на значимости комплексного подхода к развитию физических и психических качеств детей. Проанализированы различные методики, включая адаптивную физическую культуру, дыхательные упражнения, медитативные практики и организацию двигательной активности, которые способствуют гармоничному развитию и поддержанию психофизического здоровья школьников.

Ключевые слова: психофизическое здоровье, физическая культура, методы укрепления здоровья, учащиеся, стрессоустойчивость, двигательная активность, дыхательные упражнения.

МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Казакова Дана Викторовна,

учитель физической культуры ГБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 567» г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы сохранения и укрепления психофизического здоровья, учащихся на уроках физической культуры. Акцент сделан на значимости комплексного подхода к развитию физических и психических качеств детей. Проанализированы различные методики, включая адаптивную физическую культуру, дыхательные упражнения, медитативные практики и организацию двигательной активности, которые способствуют гармоничному развитию и поддержанию психофизического здоровья школьников.

Ключевые слова: психофизическое здоровье, физическая культура, методы укрепления здоровья, учащиеся, стрессоустойчивость, двигательная активность, дыхательные упражнения.

 

В современных условиях проблема сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и подростков приобретает особую актуальность. На фоне высокой учебной нагрузки и снижения двигательной активности, учащиеся все чаще сталкиваются с проблемами, связанными как с физическим, так и с психическим здоровьем. Учитель физической культуры играет ключевую роль в создании условий, которые способствуют поддержанию гармонии тела и разума у детей.

Психофизическое здоровье включает в себя не только хорошее физическое состояние, но и стабильное эмоциональное состояние, стрессоустойчивость и умение адаптироваться к нагрузкам. На уроках физической культуры создаются возможности для комплексного подхода к укреплению здоровья учащихся через целенаправленное воздействие на их физические и психические качества.

Рассмотрим методы сохранения и укрепления психофизического здоровья.

1. Адаптивная физическая культура — это система физического воспитания, которая учитывает индивидуальные особенности здоровья учащихся. Использование адаптивных методов позволяет снизить уровень стресса и напряжения, предлагая задания, которые соответствуют возможностям каждого школьника. Такие упражнения помогают развить уверенность в себе, что положительно сказывается на психическом состоянии.

Пример методов:

Разработка индивидуальных программ для учащихся с особыми потребностями, направленных на улучшение их физического состояния без перегрузки организма.

Плавные переходы между упражнениями, использование динамических и статических нагрузок, чередование работы и отдыха.

2. Дыхательные упражнения являются эффективным средством для снятия стресса и улучшения психофизического состояния учащихся. Правильное дыхание способствует насыщению организма кислородом, что улучшает работу всех систем, включая нервную и сердечно-сосудистую.

Примеры дыхательных упражнений:

Диафрагмальное дыхание – глубокие вдохи и медленные выдохи через нос с акцентом на нижнюю часть живота. Это упражнение помогает успокоить нервную систему и расслабить тело.

Дыхание "по квадрату" – учащиеся дышат по схеме 4x4: четыре секунды вдох, четыре секунды задержка дыхания, четыре секунды выдох и четыре секунды пауза. Такая методика помогает регулировать эмоциональное состояние.

3. Медитации и упражнения на релаксацию на уроках физической культуры могут эффективно способствовать укреплению психического здоровья учащихся. Эти практики направлены на снижение уровня стресса, улучшение концентрации внимания и эмоционального контроля.

Примеры практик:

Медитация осознанности – учащиеся учатся концентрироваться на своем дыхании, телесных ощущениях, что способствует снижению уровня тревожности и стресса.

Релаксация после физической нагрузки – это упражнения, направленные на расслабление мышц, такие как "поза мертвеца" из йоги, где учащиеся учатся полностью расслаблять тело после активной деятельности.

4. Одним из ключевых методов сохранения и укрепления психофизического здоровья является правильная организация двигательной активности на уроках физической культуры. Физическая активность улучшает работу сердечно-сосудистой системы, нормализует гормональный фон и способствует выработке эндорфинов — "гормонов счастья".

Примеры двигательной активности:

Игровые упражнения – спортивные и подвижные игры, способствующие улучшению настроения и снижению эмоционального напряжения.

Аэробные упражнения – бег, ходьба, плавание помогают укрепить сердечно-сосудистую систему и снизить уровень стресса.

Гимнастика и

стретчинг

– данные упражнения развивают гибкость, снимают мышечное напряжение и помогают улучшить психофизическое состояние учащихся.

Уроки физической культуры играют важную роль в сохранении и укреплении психофизического здоровья учащихся. Регулярные физические упражнения способствуют улучшению общего состояния здоровья, повышению стрессоустойчивости и улучшению настроения. Важным аспектом является поддержание интереса к физической активности через разнообразие методов и форм занятий.

Физическая активность также положительно влияет на когнитивные способности учащихся. Исследования показывают, что учащиеся, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют более высокие результаты в учебе, демонстрируют лучшее внимание и способность к концентрации.

Учитель физической культуры является ключевой фигурой в процессе сохранения и укрепления психофизического здоровья учащихся. Его задача заключается не только в организации занятий, но и в создании условий, способствующих развитию у школьников положительного отношения к физической активности, повышению самооценки и улучшению эмоционального состояния.

Для достижения этих целей учитель должен применять индивидуальный подход к каждому учащемуся, адаптируя программы в зависимости от их потребностей и возможностей. Кроме того, важно создавать атмосферу доверия и поддержки на уроках, чтобы ученики могли ощущать себя к

В заключение отметим, что методы сохранения и укрепления психофизического здоровья на уроках физической культуры играют важную роль в гармоничном развитии учащихся. Использование адаптивной физической культуры, дыхательных упражнений, медитативных практик и правильной организации двигательной активности позволяет не только поддерживать физическое здоровье, но и улучшать психоэмоциональное состояние школьников. Учитель физической культуры должен уделять внимание комплексному подходу, который позволит учащимся стать более устойчивыми к стрессам и улучшить общее самочувствие.

 

Список литературы

Беляков, А. С. (2017). Психофизическое здоровье школьников: современные подходы к сохранению и укреплению. Физическое воспитание и спорт, 3(5), 45-52.

Кудрявцева, Л. И. (2018). Адаптивная физическая культура как средство укрепления психофизического здоровья школьников. Вестник спортивной науки, 7(1), 23-28.

Орлова, О. Г. (2022). Физическая активность как средство психофизического оздоровления школьников. Современные исследования в образовании, 10(4), 57-63.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×