Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы стимулирования речевой активности у детей раннего возраста | Башева Валентина Васильевна. Работа №347448

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются эффективные методы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности у детей раннего возраста. Особое внимание уделяется важности раннего речевого развития, так как именно в этот период формируются базовые коммуникативные навыки. В статье приводятся примеры игровых и повседневных ситуаций, способствующих речевому развитию, а также роль воспитателя в создании благоприятной речевой среды.

         Ключевые слова: речевая активность, ранний возраст, развитие речи, игровые методы, речевая среда, стимуляция речи.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Башева Валентина Васильевна, воспитатель

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида

городского округа Горловка»

Донецкой Народной Республики

 

Аннотация: В статье рассматриваются эффективные методы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности у детей раннего возраста. Особое внимание уделяется важности раннего речевого развития, так как именно в этот период формируются базовые коммуникативные навыки. В статье приводятся примеры игровых и повседневных ситуаций, способствующих речевому развитию, а также роль воспитателя в создании благоприятной речевой среды.

Ключевые слова: речевая активность, ранний возраст, развитие речи, игровые методы, речевая среда, стимуляция речи.

 

Развитие речи у детей раннего возраста является важным этапом в их общем психическом и интеллектуальном развитии. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного общения и обучения. Речевая активность у детей развивается постепенно, начиная с пассивного восприятия речи взрослых и заканчивая активной речевой деятельностью. Воспитатель в детском саду играет ключевую роль в стимулировании речевого развития ребенка, создавая условия для его активного использования языка и вовлекая его в разнообразные речевые ситуации.

Стимулирование речевой активности необходимо начинать с самого раннего возраста, так как развитие речи зависит от частоты и качества взаимодействий с взрослыми. Чем больше взрослые общаются с ребенком, тем богаче его речевой опыт. Поэтому воспитателю важно не только организовать речевое взаимодействие с детьми в группе, но и включать родителей в этот процесс, создавая условия для полноценного общения с детьми дома.

Одним из самых эффективных методов стимулирования речевой активности являются игровые технологии. Игра для ребенка является основной деятельностью, в которой он естественным образом обучается и развивает свои навыки. В игре дети активно взаимодействуют друг с другом и со взрослыми, учатся выражать свои мысли и желания, формулируют вопросы и ответы. Игры, направленные на развитие речи, могут быть как специально организованными, так и происходить в повседневных ситуациях.

Например, игры с игрушками-говорушками, где взрослый озвучивает действия предметов, могут стимулировать ребенка к подражанию и активному использованию слов. Постепенно дети начинают называть предметы, повторять за взрослым отдельные слова, а затем и целые фразы. Это способствует развитию словарного запаса и грамматических навыков.

Другим важным методом являются дидактические игры, которые помогают детям освоить новые слова и учат правильно строить предложения. Например, игра «Что пропало?» помогает детям развивать память и активизировать речь: воспитатель показывает ребенку несколько предметов, а затем один из них убирает и спрашивает: «Что пропало?» Такая игра развивает не только память, но и побуждает ребенка говорить, описывать предметы, их функции и назначения.

Не менее важно использование речевых упражнений в повседневных ситуациях. Воспитатель должен активно вовлекать детей в беседы о том, что они видят вокруг, что делают и что чувствуют. Например, во время прогулки можно спросить ребенка: «Какого цвета небо? Какие животные живут на ферме? Что мы видим в песочнице?» Эти вопросы побуждают детей к развернутым ответам и развивают их способность описывать окружающий мир.

Большое значение имеет создание благоприятной речевой среды в группе. Речевые образцы, которые дети слышат, должны быть четкими, правильными и насыщенными. Важно, чтобы воспитатель не только говорил с детьми, но и внимательно слушал их, задавал вопросы и поддерживал инициативу в общении. Это помогает детям почувствовать, что их слова значимы и важны, что стимулирует их желание общаться и выражать свои мысли. Важно, чтобы воспитатель не только отвечал на вопросы детей, но и сам задавал им вопросы, побуждая к размышлениям и разговорам.

Еще одним методом стимуляции речевой активности является использование художественной литературы. Чтение сказок, стихотворений и рассказов не только развивает словарный запас, но и помогает детям освоить интонацию, ритм речи, учит правильному произношению звуков и слов. Это способствует активному использованию речи, развивает воображение и учит детей выражать свои мысли последовательно и логично.

Песни и рифмованные стихи также играют важную роль в развитии речи. Музыкально-ритмические упражнения помогают детям легче запоминать новые слова, тренируют произношение и интонацию. В процессе пения и повторения рифм ребенок не только наслаждается мелодией, но и активно упражняется в речи, что способствует её развитию.

Особое внимание в речевом развитии стоит уделять детям с задержками речевого развития или нарушениями речи. Для таких детей особенно важна индивидуальная работа, направленная на развитие фонематического слуха, артикуляции и понимания речи. Использование логопедических упражнений, а также игр, стимулирующих речевую активность, помогает им постепенно преодолевать трудности и развивать свои речевые навыки.

Таким образом, стимулирование речевой активности у детей раннего возраста является важной задачей воспитателя. Использование игровых методов, дидактических игр, повседневных разговоров и чтения помогает детям активно развивать свою речь, расширять словарный запас и осваивать грамматические конструкции. Важно, чтобы воспитатель создавал благоприятную речевую среду, которая поддерживает и поощряет детей к активному использованию языка. Речевая активность, развиваемая в детском саду, является фундаментом для дальнейшего успешного обучения и общения ребенка.

 

Список литературы

 

Гладких М

.

К

.,

Евдокимова И

.

В

.,

Мишурова Г

.

В

.,

Погореленко

А

.

П

.

Инновационные методы стимулирования речевой активности у детей раннего и младшего дошкольного возраста

//

«Актуальные исследования» #51 (181), декабрь 23

. Режим доступа:

https://apni.ru/article/7865-innovatsionnie-metodi-stimulirovaniya-rech

Капралова

Е. Г.,

Колодовская

Е. А. Некоторые аспекты стимуляции речевой активности детей раннего возраста //

Colloquium-journal

. 2020. №10 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-stimulyatsii-rechevoy-aktivnosti-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 16.10.2024).

Орехова Н

.

В

.

, Петрова Н

.

В

.

Активизация речи детей раннего возраста

// Педагогический вестник. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-rechi-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 16.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×