Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы тренировки памяти и внимания у детей с ОВЗ | Пахомова Наталья Валерьевна. Работа №351220

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Данная статья предназначена для учителей коррекционных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются методы тренировки памяти и внимания у детей с различными формами ОВЗ, включая интеллектуальные нарушения, задержку психического развития и расстройства аутистического спектра. Описываются специфические подходы, которые могут помочь учащимся развивать важнейшие когнитивные функции, улучшать их повседневную деятельность и обучаемость. Приводятся примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы на уроках и вне их. Акцент сделан на создание благоприятной образовательной среды, где дети с ОВЗ могут развивать память и внимание в процессе учебной деятельности. Статья также уделяет внимание важности индивидуализации обучения и психоэмоционального подхода при работе с детьми.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекционные классы, память, внимание, тренировка памяти, внимание, когнитивные функции, методы обучения, психоэмоциональное развитие.

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Пахомова Наталья Валерьевна, учитель коррекционных классов Муниципальное бюджетное учреждение Кадуйского муниципального района Кадуйская средняя школа № 1им.В.В.Судакова
Аннотация: Данная статья предназначена для учителей коррекционных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются методы тренировки памяти и внимания у детей с различными формами ОВЗ, включая интеллектуальные нарушения, задержку психического развития и расстройства аутистического спектра. Описываются специфические подходы, которые могут помочь учащимся развивать важнейшие когнитивные функции, улучшать их повседневную деятельность и обучаемость. Приводятся примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы на уроках и вне их. Акцент сделан на создание благоприятной образовательной среды, где дети с ОВЗ могут развивать память и внимание в процессе учебной деятельности. Статья также уделяет внимание важности индивидуализации обучения и психоэмоционального подхода при работе с детьми.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекционные классы, память, внимание, тренировка памяти, внимание, когнитивные функции, методы обучения, психоэмоциональное развитие.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это сложный и многогранный процесс, требующий от педагогов особого подхода и использования разнообразных методов и приемов. Одним из самых важнейших аспектов учебного процесса для таких детей является развитие когнитивных функций, в частности памяти и внимания. Память и внимание играют ключевую роль в познавательной деятельности ребенка, поскольку именно от их состояния зависит способность усваивать знания, выполнять учебные задания и адаптироваться в социальной среде. В этой статье рассмотрены методы тренировки памяти и внимания у детей с ОВЗ, которые могут быть применены в практике коррекционных классов.
Одним из основных факторов, влияющих на эффективность тренировки памяти и внимания у детей с ОВЗ, является наличие различных форм этих нарушений. Например, дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать трудности с долговременным запоминанием и концентрацией, тогда как дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, имеют проблемы с переключением внимания и восприятием информации в изменяющихся условиях. Следовательно, методы тренировки должны быть адаптированы в зависимости от особенностей каждого ребенка.
Основные методы тренировки памяти включают использование мнемотехник, зрительных и слуховых упражнений, а также повторение информации в разных формах. Одним из эффективных способов улучшения краткосрочной памяти у детей с ОВЗ является метод многократного повторения. Это может быть как устное повторение слов и фраз, так и выполнение заданий, направленных на закрепление материала с использованием различных сенсорных каналов: слухового, зрительного, тактильного. Так, например, учитель может предложить ребенку запомнить последовательность картинок, затем показать их снова и попросить воссоздать порядок. Подобные задания тренируют не только память, но и внимание, поскольку ребенок должен сосредоточиться на важной информации.
Для тренировки внимания, в свою очередь, можно использовать разнообразные игровые и ситуативные подходы. Например, игры, которые требуют от детей сосредоточенности и точности выполнения действий, прекрасно развивают не только внимание, но и моторику. Игры типа Найди отличие или Запомни и повтори являются хорошими упражнениями для детей с ОВЗ, поскольку они развивают способность детей концентрировать внимание на мелких деталях и постепенно увеличивают сложность задания.
Важным аспектом тренировки памяти и внимания является использование мультимедийных средств и технологий. Аудиовизуальные методы обучения дают возможность организовать более наглядное восприятие информации. Например, на экране можно показать последовательность изображений или видео, а затем предложить ребенку восстановить порядок или рассказать содержание. Такие задания активируют зрительное восприятие и способствуют лучшему усвоению материала.
Очень важным аспектом является мотивация ребенка к обучению. Для детей с ОВЗ часто характерна сниженная мотивация к учебной деятельности, что может затруднять процесс тренировки памяти и внимания. В связи с этим, необходимо искать индивидуальные подходы к каждому ребенку, чтобы создать для него комфортную и заинтересованную образовательную среду. Важно использовать положительные подкрепления, хвалить за успешные попытки, даже если результат еще далек от идеала. Стремление ребенка к успеху и достижению результата может быть значительно усилено, если он чувствует поддержку и понимание со стороны педагога.
Примером такого подхода может служить использование в работе с детьми с ОВЗ карточек с изображениями, на которых изображены разные предметы. Ребенку предлагается запомнить, какие изображения на карточках присутствуют, и затем выполнить задание: например, выбрать среди других картинок те, которые он запомнил. После выполнения задания, учитель хвалит ребенка за каждое правильное решение, создавая атмосферу успеха.
Еще одним эффективным методом тренировки памяти у детей с ОВЗ является использование тактильных упражнений. Например, можно предложить детям выполнить задания с использованием разных текстур: мягких, шершавых, гладких предметов. Запоминание тактильных ощущений позволяет развивать сенсорное восприятие и внимание, при этом дети становятся более внимательными к окружающему миру. Использование предметов с различными текстурами способствует развитию не только памяти и внимания, но и тактильной чувствительности, что важно для детей с ОВЗ.
Для детей с расстройствами аутистического спектра эффективны такие методы тренировки памяти и внимания, которые помогают справляться с проблемами сенсорной перегрузки. Например, важно организовывать занятия, которые позволяют постепенно увеличивать степень сложности задач. Можно начинать с простых упражнений, в которых внимание ребенка сосредоточено на одном элементе (например, на конкретной картинке или предмете), а затем постепенно увеличивать количество объектов, с которыми ребенок должен работать. Важно, чтобы ребенок чувствовал постепенный успех и не испытывал чрезмерной нагрузки.
Не менее важным является подход, ориентированный на развитие рабочих навыков, которые требуют внимания и памяти. Это могут быть задания, связанные с выполнением простых бытовых операций или обучением ребенка самообслуживанию. Например, задача "собери свою сумку" или "приготовь завтрак" включает в себя множественные действия, которые нужно выполнить в определенном порядке. Такие упражнения развивают как память, так и внимание, поскольку ребенок учится помнить последовательность шагов и сосредотачиваться на выполнении задачи.
Кроме того, важно учитывать, что дети с ОВЗ могут испытывать трудности в организации своей деятельности. В этом случае педагогу необходимо не только тренировать память и внимание, но и помогать ребенку развивать умение планировать свое время, организовывать рабочее место, справляться с отвлекающими факторами. Использование простых планов или схем, которые подсказывают ребенку последовательность действий, является важной частью коррекционной работы. Например, можно составить для ребенка визуальный план на день, где он будет видеть, что и в какой последовательности ему нужно сделать.
Особое внимание следует уделить также психоэмоциональному состоянию ребенка. Дети с ОВЗ часто испытывают повышенную тревожность и стресс, что может существенно мешать концентрации внимания и запоминанию. В этом контексте важно создавать атмосферу безопасности и доверия в классе. Регулярные успокаивающие практики, такие как дыхательные упражнения или краткие перерывы для отдыха, могут способствовать улучшению концентрации и общей эмоциональной стабильности ребенка.
Подводя итог, можно сказать, что тренировка памяти и внимания у детей с ОВЗ требует комплексного и индивидуализированного подхода. Методы тренировки должны быть разнообразными и учитывать особенности восприятия, темперамента и когнитивных способностей каждого ребенка. Важно создавать образовательную среду, в которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья чувствует поддержку, успех и возможность для личностного роста.
Список литературы
Дедюкина М.И., Макарова Т.А. Развитие внимания у детей с ОВЗ посредством дидактических игр // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vnimaniya-u-detey-s-ovz-posredstvom-didakticheskih-igr
Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическое изучение особенностей речевого развития школьников с нарушением интеллекта // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2019. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-izuchenie-osobennostey-rechevogo-razvitiya-shkolnikov-s-narusheniem-intellekta
Шаповалова О.Е. Развитие и коррекция памяти младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2021. №1 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-korrektsiya-pamyati-mladshih-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×