Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы устранения и предотвращения речевых нарушений у детей дошкольного возраста | Шамсутдинова Наталия Николаевна. Работа №349713

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы устранения и предотвращения речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Описаны подходы и техники, применяемые в коррекционной работе с целью формирования правильной речи и профилактики речевых отклонений. Подчёркивается значимость комплексного подхода к речевому развитию дошкольников для успешной социализации и дальнейшего обучения.

Ключевые слова: речевые нарушения, дошкольники, логопед, коррекционная работа, профилактика, развитие речи.

МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Шамсутдинова Наталия Николаевна, учитель-логопед

МДОУ ДС № 197

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы устранения и предотвращения речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Описаны подходы и техники, применяемые в коррекционной работе с целью формирования правильной речи и профилактики речевых отклонений. Подчёркивается значимость комплексного подхода к речевому развитию дошкольников для успешной социализации и дальнейшего обучения.

Ключевые слова: речевые нарушения, дошкольники, логопед, коррекционная работа, профилактика, развитие речи.

 

Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у дошкольников является важной задачей в образовательном процессе. Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает влияние на многие аспекты обучения и социализации, и от того, насколько правильно будет поставлена речь у ребёнка, во многом зависит его дальнейший успех в школе и жизни. Учитель-логопед в детском саду играет ключевую роль в формировании правильной речи и профилактике речевых нарушений. Для этого используются разнообразные методы и подходы, направленные на развитие всех аспектов речи.

Одним из основных методов устранения и предотвращения речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения помогают детям освоить правильное положение органов речи, развить их подвижность и координацию, что необходимо для произнесения звуков. Учитель-логопед может включать в занятия упражнения на подвижность языка, губ и нижней челюсти. Например, ребёнок может учиться тянуться языком к верхним зубам или поднимать уголки губ для формирования улыбки. Такие занятия проводятся в игровой форме и помогают детям подготовить артикуляционный аппарат к произнесению сложных звуков.

Логопедические упражнения на развитие фонематического слуха также играют важную роль в профилактике речевых нарушений. Дети с нарушением фонематического слуха часто путают звуки, что затрудняет освоение правильного произношения и письма в будущем. Учитель-логопед может предлагать дошкольникам игры, где им нужно различать звуки по высоте, длительности и тембру, учить различать похожие звуки (например, «р» и «л» или «с» и «з»). Регулярные упражнения по развитию фонематического восприятия помогают детям лучше осваивать звукопроизношение и развивают у них слуховое внимание.

Речевые игры и упражнения на расширение словарного запаса также способствуют предотвращению речевых нарушений у дошкольников. Учитель-логопед может использовать игры на пополнение словарного запаса, такие как «Назови, кто это?» или «Что делает?», где дети учатся различать и называть предметы, действия и признаки. Например, в игре на тему «Продукты» дети должны называть виды овощей и фруктов, описывать их форму и цвет, что помогает не только обогатить словарный запас, но и развивать понимание семантики слов.

Методика звуковой гимнастики и пальчиковая гимнастика также играют важную роль в работе с детьми с речевыми нарушениями. Звуковая гимнастика включает в себя упражнения на выработку правильного звука. Например, для постановки звука «р» детям могут предложить воспроизводить рычание, как у льва, чтобы укрепить мышцы языка. Пальчиковая гимнастика, в свою очередь, помогает активизировать речевые зоны головного мозга, так как движения пальцев тесно связаны с развитием речи. Упражнения, такие как «кольцо» (поочередное соединение большого пальца с каждым из других), способствуют улучшению моторики, что положительно влияет на речевое развитие.

Логоритмика является эффективным методом профилактики и устранения речевых нарушений у дошкольников. Логоритмические занятия включают в себя сочетание движений и речи: дети выполняют упражнения под ритмичную музыку или стихи, что помогает синхронизировать движение и речь. Такие упражнения развивают у дошкольников темп и ритм речи, помогают освоить правильное произношение звуков в словах, а также повышают общую координацию движений и эмоциональную выразительность.

Индивидуальный подход и регулярное взаимодействие с родителями являются важными элементами работы логопеда. Учитель-логопед может давать родителям рекомендации по выполнению домашних упражнений, которые способствуют укреплению результатов, достигнутых на занятиях. Например, родители могут проводить дома артикуляционные упражнения или игры на звуковое восприятие, поддерживая работу логопеда. Такое взаимодействие помогает закрепить навыки правильной речи и стимулирует активное участие семьи в процессе речевого развития ребёнка.

Таким образом, методы устранения и предотвращения речевых нарушений у дошкольников включают широкий спектр подходов, таких как артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха, логоритмика и пальчиковая гимнастика. Эти методы помогают детям осваивать правильное произношение, развивать слуховое восприятие и обогащать словарный запас. Учитель-логопед играет ключевую роль в формировании речевых навыков, а также в поддержке семьи в процессе развития речи, что способствует успешной социализации и подготовке ребёнка к школьному обучению.

 

 

Список литературы

1. Капланова И. С., Олешко Т. И. Формирование речи у детей раннего возраста // Студенческая наука XXI века, 2017. № 1 (12). С. 94-96.

2. Смирнова, А. В. Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста / А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 85-89.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×