"Методы воспитания дошкольников" | Мой кабинет. Работа №350480
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения, отношения к себе и окружающему. Эффективность методов повышается при использовании их в разных ситуациях образовательного процесса в ДОУ, в различных видах детской деятельности, а также если они применяются педагогом в единстве и постоянно варьируются.
Вариативность методам придают приемы воспитания, которые являются органичной частью метода, это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Например, приемы методов наказания – наказание, отсроченное во времени, наказание коллективным осуждением, неодобрительный взгляд взрослого, лишение любимого занятия. Эффективность воспитания также зависит от знания закономерностей воспитания и их учета. В дошкольной педагогике раскрывается целый комплекс методов воспитания дошкольников.
Консультация на тему:
"Методы воспитания дошкольников"
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения, отношения к себе и окружающему. Эффективность методов повышается при использовании их в разных ситуациях образовательного процесса в ДОУ, в различных видах детской деятельности, а также если они применяются педагогом в единстве и постоянно варьируются.
Вариативность методам придают приемы воспитания, которые являются органичной частью метода, это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Например, приемы методов наказания – наказание, отсроченное во времени, наказание коллективным осуждением, неодобрительный взгляд взрослого, лишение любимого занятия. Эффективность воспитания также зависит от знания закономерностей воспитания и их учета. В дошкольной педагогике раскрывается целый комплекс методов воспитания дошкольников.
Существует несколько классификаций методов воспитания. Первая из них делит все методы воспитания по источнику воздействия на личность: наглядные, словесные, практические. В основании второй классификации лежит структура деятельности человека (в том числе ребенка). Эта классификация предложена Ю.К. Бабанским. Она отражает смысл деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Суть его заключается в том, что воспитание и развитие личности может эффективно осуществляться в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности и отношения с окружающими.
Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщениям. Поэтому малыш часто обещает не делать то, за что его порицали, но ….. в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому ребёнку, он не относит к себе.
Никогда не спешите с наказанием. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского проступка. Отрицательное поведение маленького ребёнка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков. Психологи отмечают, что ребёнок воспринимает угрозы по –своему – как приглашение к действию, особенно когда ему говорят: «Вот только сделай (залезь, сорви, тронь и т.д ). Первая часть фразы трактуется как руководство к действию. Психологи рекомендуют использовать метод «активного слушания», то есть ставить акцент на чувствах и эмоциях своих и ребёнка. Например, сказать ему: « Я переволновалась», «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно….»
Важно отличать шалости от озорства. Шалость – невинная забава. Ребёнок в ударе от избытка чувств, он ждёт поддержки своему настроению, однако если он не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.
Особо следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. На вопрос воспитателя, как ребёнок реагирует на поощрение, мама ответила, что у него вырастают крылья.
Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость. Прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей еще незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.
Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он плохой. Слово «хорошо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход мыслей. Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.
Условия, повышающие эффективность методов воспитания:
- Систематичность и последовательность.
- Опора на наглядность (визуальные подсказки с правилами поведения).
- Развитие из точки покоя (мозг ребенка в стрессе гораздо хуже воспринимает информацию, происходящее, то, что вы говорите не откладывается в долговременной памяти).
- Таймер
- Юмор
- Элемент игры
Ошибки, которые мы допускаем, используя те или иные методы воспитания:
- Сравниваем детей друг с другом.
- Не разделяем личность и поступок.
- Запугивание.
- Нарушение педагогической этики (использование грубых оценочных слов).
- Стыжение ребенка при других детях.
- Резкий физический контакт.
- Монотонность.
- Многословие, слишком быстрый темп речи.
Для того, чтобы метод воспитания был эффективным, педагог должен пользоваться им осознанно:
- Что я делаю (содержание)?
- Зачем я это делаю (цель)?
- Как я это делаю (форма)?
- Приводит ли это к желаемому результату?
Альберт Эйнштейн сказал «Самая большая глупость – это делать то же самое и надеяться на другой результат».
На сегодняшний день нет определенного максимально эффективного метода воспитания. Важно использовать комбинированный подход, применяя тот или иной метод в конкретной ситуации с конкретным ребенком.
Источники:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/03/konsultatsiya-dlya-roditeley-metody-vospitaniya
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-metody-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-5194255.html
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-effektivnye-metody-vospitaniya-6609617.html