Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы воспитания: их педагогические возможности, риски и ограничения. | Попп Арина Владимировна. Работа №317048

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье в форме конспекта отражены основные направления воспитания детей-школьников, описаны педагогические возможности разных методов, установлена их эффективность в конкретной (успешной) ситуации. Кроме того, в материалах содержится описание дилемм, которые можно успешно использовать для создания воспитательной ситуации в группе учащихся. Дополнением к статье служит педагогический тезаурус, который содержит определения наиболее актуальных для современной педагогической науки явлений и концептов.

Подготовлено: Попп Арина, 211.1 группа

Задание 1. Педагогический тезаурус.

Методы воспитания:

Элементарные единицы воспитательной деятельности педагога, из различных комбинаций которых складывается воспитательная деятельность.

Методы прямого педагогического влияния

Предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического

 

влияния

Предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

Методы воздействия на волевую сферу

 

Предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Методы воздействия на сферу

саморегуляции

 

Направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям

Метод коррекции поведения

 

Направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Это сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности и положительный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Методы воздействия на предметно

- практическую сферу

 

Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу

 

Направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений.

Поощрение

Одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение, положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность.

Наказание

Компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми (должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика). Виды наказаний:

наложение дополнительных обязанностей;

лишение или ограничение определенных прав;

выражение морального порицания, осуждения.

Стимулирование

Процесс и методы внешнего побуждения человека к тому или иному поведению, деятельности, помогающий человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение и осознать выбор своих мотивов и целей.

Внушение

Психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

Требование:

Действие, выражающееся в настойчивой, категорической, просьбе исполнить что-либо.

Прямое требование

Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность.

Косвенное требование

:

(Совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

Требование – совет.

Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование – игра.

Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.

Требование – просьба.

В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Требование – намек.

Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.

Требование – одобрение.

Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

Позитивное требование

Требование, обозначенное доброжелательным посылом.

Негативное требование

Требование, несущее отрицательную оценку действий.

Приучение

 

Организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Упражнения

Многократные выполнения требуемых действий, доведение их до автоматизма.

Результат упражнений

Выработка устойчивых качеств личности – навыков и привычек.

Навык

Умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой.

Привычка

сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки».

Культура общения

Качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Воспитывающие ситуации

Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.

Социальная позиция

Символическое место, которое человек занимает в схеме общества и которое отражает условия субъекта по отношению к другим членам сообщества.

Социальная ответственность

Этический принцип, заключающийся в том, что для реализации общественного долга в процессе принятия решений необходим учёт не только интересов индивидов или организаций, принимающих эти решения, но и интересов, ценностей и целей широких социальных групп и общества в целом.

 

Метод моральных дилемм:

Использование историй с незавершенным концом для диагностики уровня морального сознания человека и выявления его способности к моральной аргументации (использовался Л. Кольбергом).

Дилемма

От греческих di - дважды от dyo - два и lemma - посылка предположение от lambano – постигать, брать.

В логике дилемма – это суждение, содержащее два взаимоисключающих положения, из которых предстоит выбрать только одно.

В переносном смысле дилемма – затруднительное положение, в котором оказывается человек, когда ему надлежит сделать выбор между двумя равно неприятными для него возможностями.

Ценностные ориентации человека

Направленность личности на те или иные ценности

Ценности

Устойчивые убеждения человека в том, что определенный вид поведения или смысл существования является личностно и социально более предпочтительным по отношению к другим

М

етод самовоспитания

-

рефлексия

Процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти.

Метод взрыва

 

 

«Мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления» (Макаренко А.С.)

Активное слушание

«Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство».

Атака в лоб

Человек искренне, «в лоб», просто и легко высказывает то, что у него «на уме».

Молчаливый разговор

Доведение информации без слов, а взглядом, жестом, мимикой.

«

Я-сообщение

»

Основывается на том, что вы говорите о своих чувствах от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании, а не о поведении ребенка.

Договор.

 

Данный прием основывается на взаимовыгодном соглашении. Заключая соглашение, важно учитывать интересы двух сторон. Ограничения должны быть предусмотрены также для двух сторон.

Третейский суд

Строится на признании сложности ситуации и обращении за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу. Мнение данного лица должно безоговорочно признаваться каждой стороной.

Естественные последствия

 

Этот прием дает ребенку возможность самому «вкусить» последствия своего поступка. Сломал — почини, загрязнил — постирай, потерял — обходись без нужной вещи и т.д. В этом случае устраняется наказание со стороны воспитателя за содеянное.

Просьба

Вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Средства воспитания:

Виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности (Т.А. Стефановская).

Труд

 

Целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей.

Игра

 

Тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.

Общественная

деятельность

 

Деятельностью по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд общества.

Искусство

Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)

Знаковая система

Система, состоящая из множества знаков и отношений между ними, основное понятие семиотики. 

Материальные средства

Средства труда, участвующие в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. 

Способы коммуникации

Путь обмена информацией между индивидами, при котором сообщение передается целенаправленно.

 

Задание 2. Сущность, возможности и недостатки методов воспитания.

Методы воспитания и их характеристика

 

Метод воспитания

Педагогические возможности метода,

ситуации, когда его целесообразно использовать

Ограничения и риски метода

Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения.

Метод убеждения

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Такая передача информации или жизненной установки адресату происходит и в процессе воспитания, когда родители или педагоги учат детей поступать честно, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается и быть полезными членами общества. В научных спорах же истина рождается тоже благодаря убеждению оппонента в правдивости выдвинутой теории. То есть это осознанный процесс восприятия информации и принятия ее как собственной установки. В процессе убеждения, таким образом, у человека рождается новое собственное убеждение.

Убедить кого-либо — значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и заставить их защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней. Риски данного метода существенны для обеих сторон: убеждающий рискует столкнуться с неадекватной реакцией убеждаемого на внушаемую уме информацию, убеждаемый рискует быть обманутым в транслируемом ему убеждении. Убеждать надо доказательно, объяснять информацию необходимо на примерах, логика убеждения должна быть доступна убеждаемому и вызвать у него эмоциональных отклик.

Методы воздействия на мотивационную сферу:

Стимулирование: помогает человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.

Поощрение

Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное - отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложения больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Необходимо подчеркивать, усиливать его радость от преодоления трудностей, это будет вдохновлять его, вселять уверенность в своих силах и способностях, вызывать желание достичь новых результатов. 

К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения, действуют по логике естественных последствий: убрал игрушки - вот тебе шоколадка, получил «пятерку» - получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение. Но подобное вознаграждение не всегда может оказаться под рукой, а негласные правила, установленные между вами и ребенком, будут этого требовать.

В качестве награды нельзя освобождать ребенка от выполнения домашней работы, иначе он будет воспринимать любой труд как нечто неприятное и будет лишен радости от хорошо выполненного дела. Он не должен думать, что важнее конечный результат, а не средство его достижения. Иначе внешнее поощрение будет важнее чувства внутреннего удовлетворения, получение награды - важнее радости от процесса преодоления трудностей.

Наказание

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. "Провинность" представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний будет выше, если они применяются редко и на фоне поощрений. Главное внимание родители чаще уделяют исправлениям слабостей и несовершенств в поведении ребенка. Гораздо приятнее и результативнее и для детей, и для родителей воспитание при помощи проявлений положительных эмоций, поощрений. А запреты, замечания и наказания должны стать крайними мерами.

Методы воздействия на эмоциональную сферу: предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Внушение

Условием, при котором возможно такое влияние одной личности на другую, является доверие к тому, кто осуществляет воздействие. Данный метод хорош в тех ситуациях, когда личность не в состоянии в силу разных причин (возраст, здоровье, эмоциональное состояние) с достаточной степенью критичности оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Когда мама говорит пятилетнему ребенку: "Одному из дома уходить нельзя", – это вполне оправданно, поскольку ребенок еще не имеет меры в самом себе и может оказаться в критической ситуации, с которой не сможет справиться. Когда врач говорит тяжело больному: "Все будет хорошо", – тем самым он помогает направить жизненную энергию не на тревогу за свою жизнь и здоровье, а на выздоровление.

Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Постоянное применение этого метода может привести к привычке без обдумывания следовать указаниям извне. Использование данного метода должно быть направлено на всестороннее укрепление здоровья и настроя на позитив человека или группы людей, которые являются объектом внушения. Это агрессивное психологическое воздействие. Обходя сознание и критическое мышление человека, ему навязывают установку, которую он должен выполнить. Внушение происходит через подсознание, и внушаемому остается только «слепо» усваивать информацию.

Самовнушение

Я считаю самовнушение и основанные на нем техники малоприменимыми в обычной жизни. Это скорее лечебное средство, предназначенное для борьбы с заболеваниями и тяжелыми психологическими травмами. И практиковать его лучше не у себя на кухне, а под наблюдением специалиста. А в нормальной жизни увлечение самовнушением явно лишнее. Дело том, что одним из важнейших принципов саморазвития является естественность. Этот принцип надо применять, например, и при воспитании в себе воли. Фактически, единственным критерием самовнушения является его результат. Потому что нельзя точно сказать, как лично на вас подействует какое самовнушение. Надо пробовать, экспериментировать. Практика — критерий истины.

То, в чем вы полностью убеждены, является для вас объективной реальностью, и вы ни капельки в этом не сомневаетесь. Но тут появляется вопрос: почему на одно и то же утверждение у разных людей складывается разное мнение? К примеру, человек выполняет работу – люди просто в восторге от его навыков, а он недоволен и считает себя неудачником. Или вот еще: симпатичная девушка считает себя не очень красивой и недостаточно умной, в итоге, страдает от одиночества, а вот ее подруга, которая имеет стандартную внешность, наоборот, считает себя невероятно привлекательной, купается во внимании окружающих и т.д. Отсюда следует, что один использует самовнушение во благо, а второй – осложняет этим себе жизнь. Единственная разница – это активное или пассивное использование самовнушения. Это означает лишь то, что самовнушение можно и нужно контролировать.

Методы воздействия на волевую сферу: предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Прямое требование

Этот метод прямого воздействия направлен на сознание и волю индивида с целью организации или координации его поведения и деятельности определенным образом. Из этого определения становится ясно, что такое требование вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит иные действия. Данный метод широко применяется родителями, учителями, наставниками. В целом – теми, кто хочет добиться порядка, обеспечения процесса деятельности или какого-либо своего требования.

Для прямых требований характерны императивность, конкретность, определенность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Требование предъявляется решительным тоном. Воздействие осуществляется широким спектром оттенков требования, которые выражаются силой голоса, мимикой, интонацией. Данный метод может вызвать возмущение, негодование, агрессию со стороны человека, на которого он направлен. Поскольку прямое требование сопровождается давлением на него, стремлением «перебороть» человека. Не стоит применять данный метод к людям, склонным к критике и скептицизму, агрессии внутренней и внешней, а также к тем, кто неуверен в себе.

Косвенное требование

1. Требование-совет. Это убеждение воспитанника в целесообразности, и необходимости выполнения действий рекомендуемых педагогом. Можно считать совет принятым, если воспитанник наставнике видит старшего, авторитетного товарища, мнение которого он уважает.
2. Требование-игра. Опытные воспитатели пользуются детским интересом к игре для осуществления самых различных требований. От игры дети получают огромное удовольствие, вместе с этим, сами того не замечая, выполняют все предъявляемые требования. Игра самая эффективная и гуманная форма предъявления требования, хотя подразумевающая под собой высокий уровень мастерства.
3. Требование доверием. Между воспитуемыми и воспитателями формируются дружеские отношения, доверие является, в данном случае, естественным отношением двух сторон, уважающих друг друга.

4. В некоторых случаях эффективным является требование-просьба. Если коллектив хорошо, сплоченно организован, то просьба является самым употребляемым средством воздействия на окружающих. Основа данного требования – товарищеские отношения между воспитателем и воспитанниками. Просьба – форма проявления взаимного сотрудничества, доверия, уважения.
5. Следующий близкий к просьбе вид требования – это требование-намек, широко используется педагогами в работе со старшими классами

6. Также существует требование-одобрение. Высказывание одобрения педагогом – сильный стимул. На практике мастера педагогического труда одобряют различные методы требования, применяют формы имеющие целесообразность в зависимости от сложившихся отношений с воспитанниками.

Все перечисленные методы выгодно применять при необходимости косвенного влияния на поведение детей, когда нет возможности выдвинуть им прямое требование, или когда такое требование не будет выполнено.

В процессе применения косвенных требований следует придерживаться таких правил:
• учитывать индивидуальные и возрастные возможности воспитанников;
• требования должны быть реальными и посильными для детей;
• каждое требование должно быть направлено на привлечение личности к конкретной деятельности;
• не касаться личных тайн воспитанников;
• нельзя унижать достоинство личности;
• надо ставить только такие требования, которые питомец может выполнить с возможным для него напряжением физических и духовных сил.
Невыполнение данных правил приведет к потере контроля над поведением ребенка, а также к потере доверия с его стороны.

Методы воздействия на сферу саморегуляции: направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

Коррекция поведения

Все чаще современные дети подвержены различным психоэмоциональным отклонениям, которые могут проявиться в разном возрасте и выражаться в агрессивном поведении и неадекватной реакции на окружающих. В таких ситуациях требуется немедленная коррекция поведения ребенка. Под коррекцией понимают деятельность профильного специалиста, который сначала наблюдает за поведением ребенка, делая определенные выводы, а затем посредством консультирования, тренингов, ролевых и развивающих игр оказывает ребенку необходимую психологическую помощь. При помощи определенного набора методов психологического воздействия детский психолог старается изменить и по ходу работы исправить шаблон поведения ребенка. В результате работы по коррекции агрессивного поведения у детей не только повышается адаптивность ребенка в обществе, но также снижается до нормального уровня агрессивность и психоэмоциональная нагрузка на детский организм.

Эффективность поведенческого тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них — это уровень усвоения новых поведенческих реакций в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует эффективность усвоенного поведения по отношению к жизненным целям человека, т.е. то, в какой мере усвоенные новые формы поведения обеспечивают полноценную их реализацию. Обычно в практике поведенческого тренинга используется первый критерий оценки его успешности. Однако бесспорно, что главным и определяющим критерием является критерий, ставящий оценку поведенческого тренинга в прямую зависимость от достижения жизненных целей человека.

Представители девиантного поведения особенно не поддаются данному методу, поскольку данный метод применим больше к детям, осознающим наличие отклонения от поведения, принятого обществом за норму.

Самокоррекция

Данное умение необходимо каждому. И ученик, умеющий вовремя отследить и исправить свои недочеты, станет успешным и знающим специалистом и уверенным в себе человеком. Самокоррекция является важнейшим элементом самопознания. Умение корректировать собственные действия значительно снижает дискомфорт, испытываемый как от собственных ошибок, так и от ошибок окружающих, приводя к осознанию возможности нивелирования последствий. Вследствие использования подобных алгоритмов появляется лояльность к критике и чуткость к советам окружающих, что не всегда предполагает согласие, поскольку учащиеся зачастую обладают личным опытом и своим алгоритмом действий. Такие алгоритмы приносят уверенность в себе, понимание своих реальных возможностей и веру в себя.

Результаты учеников зачастую сильно зависят именно от умения исправить, переделать, найти способы решения проблемы. Анализируя свои неудачи, необходимо разобрать их причины, определить факторы их вызвавшие. Неудачи могут быть обусловлены проблемой саморегуляции, также пробел может быть связан с коммуникативной сферой и, наконец, познавательной. Алгоритм самокоррекции будет зависеть от сферы, в которой лежит проблема ученика. Самокоррекционные умения формируются поэтапно, поэтому необходимо быть последовательным, серьезным в намерениях и иметь способность контролировать процесс собственной деятельности.

Методы воздействия на предметно- практическую сферу: направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность.

Воспитывающая ситуация

Одним из методов воспитания, согласно классификации Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанского, является воспитывающая ситуация, которая создается с целью формирования у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения. Поводом для создания воспитывающей ситуации чаще всего выступает конфликт.

Можно выделить следующие виды воспитывающих ситуаций:

проверочная,

целью

которой является диагностика личностных качеств

;

воспитывающая

, направленная на воспитание и развитие моральных убеждений;

контролирующая

и закрепляющая – с целью закрепления положительных побуждений поведения

;

не предусмотренная воспитателем,

однако

помогающая, и предусмотренная воспитателем, но мешающая.

Таким образом, воспитывающая ситуация имеет огромное значение в формировании личностных качеств детей (гуманности), их «нравственного стержня», позволяют правильно скорректировать их поведение.

При возникновении конфликта педагог, создавая воспитывающую ситуацию, должен действовать интуитивно и, главное, тактично.
Во-первых, необходимо выявить причины, почему ребята ведут себя таким образом.
Во-вторых, нужно выдвинуть задачи для решения возникшего конфликта.
В-третьих, необходимо создать новую ситуацию, в которой корректное поведение присуще обеим сторонам конфликта.

В-четвертых, предложить ребятам варианты решений, из которых они должны выбрать правильные.

В-пятых, проанализировать результаты воспитывающей ситуации. Произвела ли она на воспитанников нужный эффект или нет?

Здесь очень важна обратная связь, т.е. ученики должны не просто понять, они должны это показать своим поведением, например, проявить интерес к психологии общения, обращаться к педагогу за советом и т.п.

Несоблюдение правил построения воспитывающей ситуации может привести к тому, что участники конфликта замкнутся и будут не в силах решить конфликт мирным путем.

Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т.е. соответствовать его мотивационно– потребностной и эмоциональной сфере. Ситуация может быть создана как для отдельного ученика, так и для группы ребят или коллектива в целом. Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела (праздники, конкурсы, уроки и т.д.). При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного дела может быть создано много разнообразных ситуаций для различных категорий учащихся.

Соревнование

Соревнование применяется и в качестве метода педагогического воздействия и, как средство, посредством применения которого организуются разнообразные виды деятельности учащихся. Воспитание в духе соревнования должно быть грамотно организовано, поскольку, не эффективно превращать стремление к соперничеству в самоцель. Оно должно помочь воспитать инициативность и способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся. Соревнование активно применяется в личностно-ориентированном подходе, поскольку оно нацелено на подчеркивание индивидуальных особенностей развития учащихся. Применение метода соревнования в педагогике способствует эффективному разрешению приоритетных воспитательных задач. Оно стимулирует детей на выполнение конкретных видов деятельности, увлекает их и делает их деятельность более интересной и эмоционально насыщенной, что в итоге повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и позволяет достичь более продуктивных результатов.

Метод соревнования относится к важным методам организации деятельности учебного коллектива. В основе метода лежит сравнение свойств характера, объемов той или иной деятельности, степени развитости определенного навыка, учет результатов проделанной работы. Проведение соревнования возможно в том случае, если происходит оценка роста показателей развития учащихся и коллектива т.е. сравниваются данные, которые были ранее и показатели на текущий временной момент, что оценить наличие прогресса или регресса в развитии. Если сравнение производить по видам деятельности, то они должно быть сопоставимы между собой и подвержены возможности их адекватного и продуктивного сравнения. Невозможно сравнивать суммарные результаты различных видов деятельности и усредненные показатели уровня освоения знаний и навыков.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу: направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений.

Работа над собой

Сама жизнь ежедневно показывает красочные примеры: «Работай над собой, иначе ничего не добьешься». Когда мы понимаем, что время неумолимо уходит, но сделано так мало, а хочется так много, начинаем задумываться. Появляются мысли, что нужно работать над собой, бороться со слабостями, ставить задачи и стремиться к их выполнению. Часто к необходимости самоисправления приводит нас здоровье: когда человек не вел ЗОЖ и столкнулся с проблемами с сердечно-сосудистой системой – пришла пора хвататься за ум. Иногда способствуют переменам обстоятельства извне – малооплачиваемая работа не приносит удовлетворения, человек не может купить то, что хочет. Тогда он начинает подыскивать другое место, стремится к получению образования, налаживает полезные знакомства. Любому человеку на определенном этапе жизни нужна поддержка, участливое внимание, надежное плечо. Можно попросить друга, обратиться к профессионалу, найти единомышленников или пройти этот путь самому. Мы начинаем работу над собой когда объективно замечаем, что нам не нравится результат, который мы имеем. Речь о качестве жизни, интеллектуальном развитии, одежде, пище, характере и многом другом. Данный метод (единственный из выше перечисленных) на 90% опирается на собственные убеждения, стремления, идеалы человека, столкнувшегося с неудовлетворенностью какого-либо рода.

Проблема заключается в том, что мы воспринимаем себя субъективно, через призму собственной личности. Эгоизм, гордыня и чувство собственной важности (или неважности) рисуют нам не всегда объективную картину.  Мы можем считать себя белыми и пушистыми, а всех, кто с этим не соглашается – злыми, недальновидными, приземленными и бездуховными. Более того, мы можем благополучно убеждать себя в этом.

Поэтому первый шаг – это перейти на уровень честности с самим собой. Хотя бы внутри себя, пока никто не видит, признайтесь себе, что с вами не всё хорошо и есть

над

чем работать.

Второй шаг – осознать, зачем вам это надо. Зачем расшатывать устоявшееся восприятие самого себя, стоит ли игра свеч.

Третий шаг – найти методики работы над собой, которые подходят лично вам.

Четвертый шаг – составить план работы.

 

Были использованы пособия:

1. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

2. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2002.

 

Задание 3. Дилеммы, которые можно использовать для создания воспитательной ситуации в группе учащихся.

Возраст

Педагогическая задача

Дилемма

10-12 лет

Объединение коллектива, уважительное отношение ко всем его членам.

Учитель вызывает Максима рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться. Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы. Как могут поступить одноклассники Максима, чтобы облегчить ситуацию, возникшую в классе, и упростить задачу самому Максиму? Как поведение одноклассников в сложившейся ситуации влияет на самооценку Максима?

12-14 лет

Выявление степени сознательности учащихся, а также их ответственности перед учителем.

Учительнице нужно было срочно выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за своими одноклассниками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Катя хоть и не хотела, чтобы ребята списывали на уроке, но ничего не могла поделать – они никак не реагировали на ее замечания. Чтобы не потерять уважение среди одноклассников, Катя промолчала. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя (что ответить) и почему?

14-16 лет

Выявление характера взаимоотношений среди ребят классного коллектива и их нравственной готовности к принятию справедливых и самостоятельных решений.

Заболел учитель, учащиеся самостоятельно решили, что их отпустят с последнего урока (как это не раз бывало). Они собрались уходить, были уже в раздевалке, когда кто-то принёс известие, что будет замена и уходить с последнего урока нельзя. Большая часть класса ушла, а два ученика остались, так как им надо было исправлять отметку по этому предмету. Прогулявшие урок ученики получили двойки. Если бы ушли все, можно было бы подумать, что класс не знал о замене, и наказания не было бы. Правильно ли поступили те ребята, которые остались в классе, и почему?

 

Задание 4. Вариант решения предложенных ситуаций.

Ситуация

Решение

1. Учитель вызывает Максима рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться. Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы. Как могут поступить одноклассники Максима, чтобы облегчить ситуацию, возникшую в классе, и упростить задачу самому Максиму? Как поведение одноклассников в сложившейся ситуации влияет на самооценку Максима?

Современные дети порой бывают бессознательно жестоки. Они не осознают серьезность ситуации, не заботятся о чувствах окружающих. Для них странно думать о том, что их поведение может повлиять на состояние их же одноклассников. В любом случае, при возникновении пренебрежительного отношения к одному из членов группы необходимо добиться того, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю, поскольку в результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить. Как правило, дети склонны запоминать и опираться на свои первые впечатления о человеке. Они не способны анализировать ситуацию и определять причины своего поведения и его результаты.

Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. Далее возможен разговор с родителями, поскольку все качества, которыми обладают ученики, оттачиваются семьей. Возможно, неуверенность ребенка в себе идет тоже оттуда. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.

2. Учительнице нужно было срочно выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за своими одноклассниками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Катя хоть и не хотела, чтобы ребята списывали на уроке, но ничего не могла поделать – они никак не реагировали на ее замечания. Чтобы не потерять уважение среди одноклассников, Катя промолчала. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя (что ответить) и почему?

Для детей характерно подчинение мнению большинства: все списывают, спишу и я. В данной ситуации Катя никак не могла предотвратить сам процесс списывания, но наиболее вероятно, что ее ответ мог предотвратить нежелательные последствия. Ситуация 1. У Кати в классе много друзей, и, чтобы сохранить авторитет внутри него, девочка соврала учителю, сказав, что все вели себя честно. Лично я не считаю, что в данном случае происходит серьезное нарушение правил – это дети. У них просто до конца не сформировано представление о том, что значит вести себя ответственно. Учитель же, оставляя Катю за старшую, должен был понимать, что ее возраст соответствует возрасту ее одноклассников. В этом все и дело – дети чувствуют авторитет со стороны тех, кто старше. Они подсознательно чувствуют, что должны выполнять требования просто потому, что учитель – это пример. Ситуация 2. Катя решила пойти против мнения большинства и рассказала правду учительнице. Учительница поругала детей, обратила внимание на их нечестное поведение и а) занизила оценки, б) сказала, что работу будут переписывать. В данной ситуации на Катю обрушилась бы волна негодования со стороны одноклассников, не осознавших свою ответственность за сложившуюся ситуацию – всю вину дети переложили на Катю.
Решение. Изначально было неправильно оставлять одного из детей за старшего, поскольку у детей развито чувство коллективизма, и никто не хочет быть отвержен группой. Кроме того, нельзя среди детей выделять кого-то, кому доверяешь, и передавать ему часть своих полномочий – присмотреть, сделать, рассказать, наблюдать. Это – задача учителя. В случае, если такая ситуация произошла, учитель ни в коем случае не должен наказывать ни Катю, которая оказалась в заведомо проигрышном положении, ни детей, которые в своем однокласснике не увидели авторитет. Важно провести с ними беседу, превентировать возможные нападки на Катю и спустить ситуацию «на тормозах». Впредь не нужно ставить в такую ситуацию ни себя, ни своих учеников.

3. Заболел учитель, учащиеся самостоятельно решили, что их отпустят с последнего урока (как это не раз бывало). Они собрались уходить, были уже в раздевалке, когда кто-то принёс известие, что будет замена и уходить с последнего урока нельзя. Большая часть класса ушла, а два ученика остались, так как им надо было исправлять отметку по этому предмету. Прогулявшие урок ученики получили двойки. Если бы ушли все, можно было бы подумать, что класс не знал о замене, и наказания не было бы. Правильно ли поступили те ребята, которые остались в классе, и почему?

Поскольку дети были осведомлены о том, что замена урока все-таки состоится, они не имели права покидать школу без оповещения об этом учителя. Двое детей, оставшихся на уроке, осуществляли свое право на получение знаний. Им необходимо было остаться – это их право. Что касается двоек, оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку лишь за этот проступок учитель не имел права. Но если ученики пропустили урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» могла быть выставлена за фактически невыполненную работу.
Решение. Учитель, урок которого саботировали дети, не должен был наказывать детей двойками – достаточно было бы обратиться к завучам, провести беседу с классом и, при необходимости, с родителями учеников. Родители учениrов на основании закона несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Из этого следует, что сообщать о проступках детей родителям учителя обязаны. Кроме того, учитель должен предотвратить травлю по отношению к двум учащимся, оставшимся на занятиях, со стороны класса. Такая ситуация непременно возникла бы, поскольку ушедшие с урока дети чувствовали бы острую несправедливость: почему всем 2, а им нет?

 

Задание 5. Копилка способов поощрения учащихся.

Законодательная сторона вопроса:

Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет за обучающимися право на поощрение за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой деятельности. В каждой школе должен быть локальный акт, который конкретизирует положения о мерах поощрения и наказания обучающихся.

Учащиеся школы могут поощряться за:

успехи в учебе;

участие и победу в учебных, творческих конкурсах, спортивных состязаниях;

общественно-полезную деятельность;

за образцовое выполнение своих обязанностей;

повышение качества

обученности

, безупречную учебу;

достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах;

за другие достижения в учебной и 

внеучебной

деятельности.

Возможные виды поощрений в школе:

объявление благодарности;

награждение почетной грамотой или благодарственным письмом;

награждение благодарственным письмом родителей;

награждение ценным подарком;

выплата стипендии;

представление к награждению золотой или серебряной медалью;

размещение информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»;

передача информации о 

достижениях

обучающихся в СМИ.

Поощрения могут применяться директором по представлению педагогического совета, классного руководителя, а также в соответствии с положениями о проводимых в школах конкурсах, предметных олимпиадах и соревнованиях и объявляются в приказе по школе. Поощрения применяются в обстановке широкой гласности, доводятся до сведения учащихся, родителей, работников школы, публикуются в школьной печати, на сайте школы.

 

Мнение ученых, педагогов на счет основных методов поощрения:

Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе, М., 1962

Во-первых, «похвала за старания помогает учащимся прикладывать больше усилий к выполнению работы. Подростки, в силу своих возрастных особенностей, часто испытывают проблемы с концентрацией внимания, самоорганизацией. Выполнить домашнюю работу и не отвлекаться в процессе урока может быть для них настоящим испытанием. Похвалить и поощрить их в этом случае нужно обязательно»


Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1960.

Во-вторых, это «безусловно, мотивация к дальнейшей активной работе. Особенно если выбранная система поощрения содержит элементы игры или представлена в виде соревнования».

 

Леви В. Нестандартный ребенок. - С. Пб: Питер, 1993

В-третьих, «система поощрений учит подростков целеполаганию. Система обычно подразумевает более мелкие этапы, которые нужно пройти, чтобы добиться результата и получить приз в конце пути. Знание этого принципа поможет подросткам легко добиваться целей в реальной жизни»

В-четвертых, «система поощрений создает еще один элемент рутины урока, может помогать расширять лексический и грамматический запас ученика, а также содержать элемент повторения (например, если она включает в себя что-то из пройденного материала)»

 

Какую систему поощрения можно предложить подросткам? (Из личного опыта, основанного на модели обучения МОУ СОШ №3 им. В.Н, Щеголева, пветлый).

Коллекционирование

Начать можно со стикеров (наклеек). Можно выдавать ученикам стикеры за выполненную домашнюю работу, правильные ответы на уроке (для этого лучше всего завести отдельный листок или файл, куда подростки смогу складывать стикеры), активную работу на уроке. После этого должно быть поощрение: например, если ученик собрал 5 стикеров за урок, то он освобождается от домашней работы/делает меньше домашнего задания. Вместо стикеров можно использовать, изображения любимых супергероев/героев фильмов, стилизацию под компьютерные игры. Использовать можно как систему поощрения одному ученику, так и группе. 

Баллы

“Вести счет” подростку может быть интереснее, проще и “солиднее”, нежели собирать стикеры/картинки. Ученикам оставят пределенную цель, например: мы проводим чаепитие/урок по Гарри Поттеру/смотрим видео про котиков/стрим любимой игры вместо традиционного урока, когда они набирают “N” баллов. За каждый урок/задание давайте ученику/группе определенное количество баллов (лучше всего записывать их на отдельной доске, листе или в гугл-таблице). Чем быстрее они наберут нужное количество баллов, тем скорее они получат выбранный ими приз. 

Трекеры

Это может быть уже привычный трекер, а может что-то более креативное: карта сокровищ, космический путь и так далее. Ученики будут самостоятельно отмечать пункты в трекере. В конце обозначенного маршрута можно вместе обсудить результаты и перейти к желанному награждению. 

 

Что может быть наградой за разного рода успех? (Из личного опыта, основанного на модели поощрение за успехи в учебе МОУ СОШ №3 им. В.Н, Щеголева, п. Светлый).

В центре системы поощрения находится награда, ведь именно она представляет наибольший интерес для подростков. Так чем же можно наградить ученика?

Словесное поощрение

Всем приятно слышать положительную оценку своих действий.

Освобождение

от организации

классного/

внеклассного мероприятия

Наш любимый вид поощрения. Организация события – дело тонкое. Важно посвятить этому много времени, отнестись к этому ответственно. Иногда нас за особые заслуги (участие в проектах, победа в конкурсах и выставках, активное участие в жизни класса) освобождали от тяжкого бремени организации мероприятий, за что мы были безмерно благодарны и даже не забывали полить цветы в кабинете.

Тематические уроки

Когда тема была успешно пройдена, отработана и закреплена, учителя делали нам «разгрузочные» уроки, темы которых были нам интересны: космос, профессия, музыка.

Поход всем классом в парк

Вместо того, чтобы проводить классный час в помещении, порой нам было позволено выйти в школьный парк и там обсуждать тему классного часа. И дети довольны, и учителю хорошо.

Отпустить пораньше с урока

Второй по значимости вид поощрения. Всегда актуален, всегда интересен. За такую награду мы не жалели себя и выполняли большой объем работы в короткие сроки. Качественно.

Интересный урок на тему, близкую ученикам

10 минут свободного общения

Если у учеников есть возможность заработать “поощрялку” на каждом уроке, то это может быть 10 минут свободного общения на темы, которые интересны ученикам, настольные игры, онлайн-игры, просмотр и обсуждение трейлеров и так далее. 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×