"Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством." ☼
Автор: Васильева Алена Александровна
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусствах; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.)
Для успешной реализации образовательной области « Художественное творчество» в младшем дошкольном возрасте используются следующие методы и приемы .
1 Экспериментирование с изобразительным материалом( «Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?»), использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в рисовании(отпечаток ладони, пальца, предметов, картофельных штампов).
2 Игровые приемы, которые позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.
3 Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например гипсовые игрушки для росписи, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи(альбомы, листы), а так же «проектирование» с их помощью среды.
4 Настольно- печатные игры для развития умений различать , сравнивать узоры, элементы, формы( игры «Узоры Дымки», «Народное творчество»).
5 Создание ситуации упражняемости, для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки(листы с нанесенным рисунком или его части), детские журналы с творческими заданиями ; размещение на видном месте «полуготовых материалов»( листов разной формы и цвета для рисования и аппликаций, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» - художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.
6 Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий , аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что являются важными в данной возрастной группе. В уголках творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» ( коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры), модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга»(или ее вариант), наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.
7 Использование синтеза искусств и интеграция видов деятельности- составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»)
Содержание области интегрируется со следующими образовательными областями : «Социально- коммуникативное развитие», «Позновательное развитие», «Речевое развитие».
В старшем дошкольном возрасте целесообразным является использование следующих методов и приемов .
Рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры.
Разговор об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах.
Чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий.
Рассматривание эстетических объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр, привлечение детей к дизайн – деятельности.
Исследования. Детские игровые проекты («Радуга в коробке с красками», «Загадочные инструменты художника» «Какие бывают натюрморты?»; беседы «Что бы ты хотел увидеть еще?» «Знаешь как получить такие оттенки?» «Как предметы попадают в музей?»
Экскурсии в художественные и краеведческие музеи , галереи, выставки. Дошкольники посещают музеи вместе с родителями. Организуется детско- родительские игровые проекты «Наш любимый музей», «Как мы путешествовали…», «Музей у нас дома: наша семейная коллекция».
Ситуации индивидуального и коллективного творчества , способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремление договорится друг с другом, радоваться общему результату.
Использование современных информационных технологий : ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.
Упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности ( игры «Найди пару», «Подбери палитру», «Преврати фигуры», упражнения «Дорисовываете фигур», «Кляксы») , ситуации на развитие ассоциирования, эстетической синестезии.
Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности в процессе образовательных ситуаций, предусматривающих сравнение образов, создаваемых разными видами искусства- музыкой, литературой, изобразительным искусством (образы Снегурочки, Весны, Зимы, Бабы Яги, Гномов, птиц и животных) Создание творческих работ при использовании разных видов деятельности , изобразительных техник и материалов : фантазирование на темы «Звуки красок», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета радости и грусти»; сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, применение нетрадиционных изобразительных техник (коллаж, бумагопластика, пластилинография, изонить . содержание раздела интегрируется со следующими образовательными областями : «Социально- коммуникативное развитие», «Позновательное развитие», «Речевое развитие».
Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с искусством зависит:
- от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством;
- от возраста детей и уровня их развития.