Микрореабилитационный центр на дому. Опыт работы логопеда. | Сергеева Ирина Владимировна. Работа №303228
В статье раскрывается опыт работы логопеда государственного автономного учреждениия "Центр социальной помощи семье и детям "Семья" по проекту "Микрореабилитационный центр на дому"
Реализация проекта осуществляется с 2021г
Цель проекта: улучшение качества жизни, обеспечение доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей-инвалидов (в том числе детей раннего возраста и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития), не имеющим возможности регулярно посещать учреждения социального обслуживания)
Микрореабилитационный центр на дому.
Опыт работы логопеда.
В 2021-2022 годах специалисты ГАУ НСО ЦСПСД «Семья» осуществляли реализацию проекта «Микрореабилитационный центр на дому». Помощь получили 20 семей.
Целевая группа проекта: дети-инвалиды, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития, дети с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 7 лет; семьи, воспитывающие детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, включая замещающие семьи.
Цель проекта: улучшение качества жизни, обеспечение доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей-инвалидов (в том числе детей раннего возраста и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития), не имеющим возможности регулярно посещать учреждения социального обслуживания)
Основная задача специалиста МРЦ: провести диагностику состояния ребенка, проанализировать имеющиеся домашние условия семьи для его реабилитации и помочь организовать дома микрореабилитационный центр, а именно:
- подобрать оборудование, необходимое ребенку для реабилитации и научить им пользоваться (на базе центра «Семья» действует прокат развивающего и реабилитационного оборудования, выдается на безвозмездной основе на необходимый срок);
- разработать для ребенка индивидуальную программу реабилитации и вместе с родителями, спланировать ближайшие актуальные задачи реабилитации ребенка;
- обучить родителей приёмам коррекционно-развивающей работы (провести мастер-классы);
- осуществлять непрерывную консультативную поддержку по запросу семьи онлайн или с выездом на дом.
Расскажу об опыте логопедической работы
в ходе реализации данного проекта.
Домашний микрореабилитационный центр на практике оказался очень актуальным видом помощи семьям, воспитывающим маломобильных ребят и детей раннего возраста с особенностями развития и здоровья.
Выезд специалистов на дом устраняет проблемы транспортировки маломобильных детей и детей раннего возраста до обычного реабилитационного центра. Это позволяет соблюсти режим сна/ бодрствования ребенка, проведения необходимых лечебных процедур.
Успешная реабилитация ребенка во многом зависит от раннего начала не только медицинской, но и педагогической коррекционно-развивающей работы. Осознанная позиция, принятие особенностей ребенка, конструктивная активность родителей - это уже 50% достижения положительной динамики в развитии и лечении ребенка.
Подробнее о том, в чем заключалась работа логопеда в семье.
Выезжая на дом, я анализировала созданную для ребенка речевую и развивающую среду, в которой он растёт и развивается. Наблюдала, как родители общаются с ребенком; это позволило оценить уровень их взаимодействия, трудности коммуникации. Подсказывала родителям, какие режимные моменты, нюансы в питании и способы принятия пищи помогут ребенку развивать навыки полноценного жевания, глотания, подвижности органов артикуляции, способствовать стимуляции речевого развития.
Просила показать книги, детскую библиотеку, определяла актуальность подбора книг в соответствии с возможностями ребенка. Мы сразу вместе проводили разбор имеющихся книг: что необходимо ребенку сейчас, а какие пригодятся позже, что нужно докупить. Я обучала родителей приёмам выразительного чтения, советовала слушать аудиокниги и аудио-спектакли, озвученные профессиональными актерами.
Дома на мастер-классах родители видели, какие развивающие речевые занятия можно делать с теми доступными предметами, которые есть у них дома. Родители осваивали приемы игровой логопедии.
На сайте нашего центра в помощь родителям размещены статьи и методические пособия для развития речи в домашних условиях:
- видео-подборка артикуляционных комплексов,
- видео инструкции по изготовлению простых и интересных пособий для развития дыхания из подручных материалов.
- подборка игр из домашнего реквизита для сенсорного развития ребенка.
Приведу несколько примеров тем обучения родителей на индивидуальных консультаций и мастер-классах:
1. Обучение приёмам логопедического массажа (по показаниям)
2. Обучение различным видам артикуляционной гимнастики в домашних условиях (той, которая необходима именно их ребёнку): игровой, сенсорной, пассивной, активной.
3. Обучение приемам игровой логопедии стимуляции речевой активности, развитию слухового внимания и восприятия; автоматизации поставленных звуков, закреплению лексико-грамматических категорий и т.д.
4. Подбор упражнений, игр в соответствии с индивидуальной программой ребенка, доступных для проведения в домашних условиях и с их индивидуальными особенностями развития:
– игры на вызывание звуков речи у неговорящих детей;
- игры на развитие и стимуляцию речи,
- игры для развития артикуляционной моторики, дыхания
- игры, направленные на расширение словаря, развитие фонематического восприятия и слуха, речевой памяти, автоматизацию ранее поставленных звуков
- игры, направленные на развитие тактильных и сенсорных ощущений.
- игры, направленные на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).
- игры на развитие мелкой моторики.
- игры на развитие межполушарных связей.
Родители, участвующие в проекте « Микрореабилитационный центр на дому», посещали очные занятия и онлайн занятия школы для родителей «Вместе мы можем больше!»
В соответствующем разделе сайта центра «Семья» размещен материал для родителей.
В заключение хочется отметить, что родители используют полученные знания, повысилась их компетентность. Родители обращаются за советом, индивидуальными консультациями, пользуются услугами проката развивающего и реабилитационного оборудования.
Опыт работы показывает, что за время тесной работы с семьями в проекте «Микрореабилитационный центр на дому» родители становятся реабилитологами для своего ребенка и продолжают активно сотрудничать со специалистами нашего центра.
Статью подготовила
учитель-логопед в.к.к.
ГАУ НСО ЦСПСД «Семья»
Ирина Владимировна Сергеева