Мини-музей как средство патриотического воспитания дошкольников | Айдарова Ольга Валерьевна. Работа №222627
Автор: Айдарова Ольга Валерьевна
В своей статье описываю опыт работы по формированию гражданской позиции своих воспитанников через создание мини-музея. Материал нацелен на приобретение детьми знаний, умений, навыков необходимых для создания исторической ценности прошлого, настоящего и будущего нашей Родины.
В течение нескольких лет я разрабатываю и внедряю различные образовательные технологии. В частности, успешно использую метод проектов. В своей работе с детьми большое внимание уделяю патриотическому воспитанию. С 2007 года веду углубленную работу по теме Мини-музей, как средство патриотического воспитания дошкольников. Мини- музей рождается с малого уголка. Затем выставки и т.д.
Перед началом работы мною был, составлен перспективный план.
В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности материал нацелен на приобретение детьми знаний, умений, навыков необходимых для осознания исторической ценности прошлого, настоящего и будущего нашей Родины.
Музейная работа дала детям толчок к познанию нового, привлекает их своей непосредственностью, неординарностью. Наши мини-музеи интерактивны. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и при большом желании даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка - это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Родители наших воспитанников активно включились в работу, с энтузиазмом взялись за дело. Собирание материала, коллекций - дело увлекательное и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесённых родителями, детьми и воспитателями по собственной инициативе. Родители помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции, ищут материал через интернет.
Использую информационно-коммуникативные технологии: совместно с родителями выполняем презентации на различные темы, просмотр фильмов, слайдов, запись видео материалов.
Работа музея выстроена на основе тематического планирования в старшем дошкольном возрасте, на основе международных и государственных праздников.
За время работы по данной тематике совместно с родителями и детьми мною были реализованы следующие экспозиции мини-музеев:
1) Огонь - друг, огонь - враг;
2) Прошлое и настоящее пожарной части города Красноярска (история её создания)
З) Игрушки-забавы;
5) Пешеход, дорога, водитель;
6) Прошлое, настоящее, будущее ГИБДД;
7) Мой любимый район;
8) Красноярск - любимый город;
9) Мама - солнышко моё, я подсолнушек её (Ко дню матери);
10) Музей любимого героя (районный конкурс театрализации привёл нас к мысли создать мини-музей по русской народной сказке 3аяц-хваста, где мои воспитанники принимали активное участие);
11) Славим Пасху;
12) Экспозиции по временам года:
1. Стоит уж oceнь у ворот;
2. Здравствуй, зимушка-зима;
З. И снова пришла к нам царица-весна;
4. Какого цвета лето.
Музейные экспозиции являются итогом большой работы педагогов, детей и родителей.
Целенаправленно осуществляю решения обозначенные проблемы, как на занятиях, так и в повседневной жизни группы.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, а по некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, о родном крае, том месте, где они живут.
В процессе работы по патриотическому воспитанию наиболее интересно проходит деятельность по познавательному развитию, такие как
История моего города, Москва столица нашей Родины, Государственные символы России, Россия на шаре земном.
Патриотическое воспитание дошкольников реализовываю в соответствии с комплексным подходом к решению данной проблемы, что способствует развитию не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического развития.
Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине - это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания. В работе с детьми я использую вариативность и разнообразие, постоянно нахожусь в творческом поиске, стремлюсь удивить, обрадовать ребёнка, учитывая его потребности в новизне.
Основным приоритетом в своей работе, считаю личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребёнка: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Использую следующие принципы:
Гуманизации, который предусматривает ориентацию на такие понятия, как любовь к семье, родному краю, Отечеству;
Интеграции;
Полноты (от мира семьи, до мира Родины);
Взаимодействие детей, педагогов, родителей.
В результате проведённой мной работы у детей формируются следующие качества:
Уважение к традициям своей семьи доброжелательное отношение в общении со взрослыми и сверстниками. Знают историю возникновения города Красноярска, любят его, гордятся им;
Знают достопримечательности родного города и столицы нашей Родины;
Знают символику России, города Красноярска;
Знакомы с историей жизни знаменитых людей - своего города;
Имеют представление о праздниках: День города, День защитника Отечества, День народного Единства, народных праздников.
Важным итогом проделанной работы считаю, что в процессе её реализации многие родители начинают посещать с детьми настоящие музеи, о чём потом с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.
В процессе работы над мини-музеями совместно с детьми осуществляется социализация, происходит осознание отношения к себе с позиции Я - человек, тем самым создается предпосылка формирования у моих воспитанников гражданской позиции.