Мини-музей как средство всесторонего развития ребёнка. | Донова Ольга Александровна. Работа №308568
Мини – музей в детском саду приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Цель создания мини-музея - обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Мини – музеи в группе позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, бесед, игр.
Мини-музей как средство познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития ребёнка.
Мини – музей в детском саду приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Цель создания мини-музея - обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Ребенок является не только соавтором, но и творцом экспозиции. Дети совместно со взрослыми участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками и поделками.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Мини – музеи в группе позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, бесед, игр. Способствуют развитию речи, познавательной активности, развитию воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Мини-музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.
Создание мини-музеев обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьёй и социумом. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
Взаимосвязь с другими видами деятельности.
В развитии познавательно-речевой сферы дошкольника можно применять следующие формы организации: тематические занятия, занятия-посиделки, беседы на познавательные темы, викторины, конкурсы, фольклорные праздники, игры, экскурсии, заполнение музейных дневников (в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы, мастер-класс по изготовлению экспонатов, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность, выполнение заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д., прослушивание аудиозаписей, музыки.
Задачи:
для речевого развития ребёнка:
- развитие связной речи
- развитие словаря
- освоение грамматически правильной речи
- освоение звуковой культуры речи
- подготовка к обучению грамоте.
для познавательного развития ребенка:
- последовательное увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация.
Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах и их назначении, о качествах (цвет, величина, форма) предметов, о свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов, о материале, из которого сделаны предметы.
Мини- музей для ребенка – это что-то свое родное. Так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывает экспонаты, принесенные из дома, и рассказывают о них.
Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности познавательной активности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), реализовать себя как творческая личность. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте.
В каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и т.п.). Мини-музеи могут быть различной тематики и направленности.
Каждый музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Мини-музеи расширяют кругозор дошкольников, дают возможность обогатить знания детей об окружающем мире. Создание мини-музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Таким образом, мини - музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач познавательно- речевого, социально- личностного, художественно- эстетического, физического развития детей.