Название статьи:
«Мир математики» Летний образовательный модуль. | Абраухова Светлана Ивановна. Работа №298606
Дата публикации:
16.06.2022
Автор:
Абраухова Светлана Ивановна
Описание:
Автор: Абраухова Светлана Ивановна
Летний модуль дополнительной общеразвивающей программы «Мир математики» относится к обще интеллектуальному направлению, социально-педагогической направленности. Модуль рассчитан на младших школьников в возрасте 7-11 лет, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Модуль является частью интеллектуально познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике.
Мир математики
Летний образовательный модуль
Возраст детей 7-11 лет
Абраухова С.И.,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение детей к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Летний модуль дополнительной общеразвивающей программы Мир математики относится к обще интеллектуальному направлению, социально-педагогической направленности. Модуль рассчитан на младших школьников в возрасте 7-11 лет, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Модуль является частью интеллектуально познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике.
Актуальность модуля определена тем, что дети младшего школьного возраста должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные способности. Данный модуль позволяет ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Летний модуль дополнительной общеразвивающей программы Мир математики разработан с учётом основных направлений модернизации общего образования, требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования, и ориентирована на формирование базовых универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность обучающихся использовать свои знания и умения для самообразования и решения практических жизненных задач.
Летний модуль дополнительной общеразвивающей программы Мир математики рассчитан на летний период для трех лет обучения, 72 учебных часа. Занятия 2 раза в неделю (24 учебных часа в каждой группе). Курс изучения программы рассчитан на детей 7-11 лет. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу.
Цель модуля:
Создание условий для интеллектуального развития обучающихся, развитие образного и логического мышления, воображения, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи модуля:
Обучающие:
- расширение математического кругозора обучающихся;
- формирование умения анализировать, делать логические выводы;
- формирование умения владеть математической терминологией;
- поддержание и развитие интереса к предмету математики;
Воспитательные:
- способствование эстетическому воспитанию;
- расширение коммуникативных способностей;
- развитие самостоятельности обучающихся;
- формирование культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- развитие пространственного воображения;
- выявление и развитие математических и творческих способностей;
Основные виды деятельности обучающихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математических викторинах, конкурсах;
- практическая деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
творческие работы.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- повышение уровня развития познавательных процессов и рефлексивных способностей детей;
повышение уровня эффективности действий обучающихся в нестандартных ситуациях;
развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;
создание оптимальных условий для самопознания, самоактуализации и самореализации обучающихся.
Личностные:
развитие интересов обучающихся в области математических знаний, общечеловеческой культуры;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факты);
способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Предметные:
- сформированы первоначальные представления об алгебраических и геометрических понятиях,
- освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач;
- получены навыки решения математических задач, выявлять закономерности и проводить аналогии, выделять существенные признаки предметов.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в формах:
- тестирование;
практические работы;
конкурсы
- творческие работы обучающихся.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации, диагностики, контроля
теория
практика
всего часов
1
Математика - это интересно
2
2
4
блиц - турнир по решению задач
2
Танграм. Спичечный конструктор
2
2
4
творческое задание на построение
3
Знаки и символы
2
2
4
контрольный тест
4
Сложение и вычитание в пределах 10
2
2
4
контрольный тест
5
Занимательные игры. Лучший летчик
2
4
6
викторина
6
Математические фокусы. Проект Математика вокруг нас
2
4
6
викторина
Итого:
28 ч.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации, диагностики, контроля
теория
практика
всего часов
1
Математические игры
2
2
4
контрольный тест
2
Прятки с фигурами. Геометрические узоры
2
2
4
творческое задание на построение
3
Числовые головоломки. Шаг в будущее
2
2
4
конкурс
4
Геометрическая мозаика. Геометрия вокруг нас
2
2
4
творческое задание на построение
5
Математическое путешествие.
2
4
6
блиц - турнир по решению задач
6
Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Секреты задач
2
4
6
викторина
Итого:
28 ч.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации, диагностики, контроля
теория
практика
всего часов
1
Числовой конструктор. Интеллектуальная разминка
2
2
4
контрольный тест
2
Геометрия вокруг нас. Геометрический калейдоскоп
2
2
4
творческое задание на построение
3
Интеллектуальная разминка. Математические игры
2
2
4
викторина
4
Числовые головоломки. Математическая копилка
2
2
4
контрольный тест
5
Математические фокусы. Энциклопедия математических развлечений
2
4
6
викторина
6
Секреты чисел. Математический лабиринт
2
4
6
конкурс
Итого:
28 ч.
Программное содержание занятий 1 года обучения.
Тема 1. Математика - это интересно.
Понятие общего и единичного. Выделение общего.
Понятие арифметической задачи. Решение задач с недостающими данными. Отгадывание математических ребусов; работа в парах. Составление математических ребусов; работа в парах.
Тема 2. Танграм. Спичечный конструктор.
Знакомство с понятием Танграм, историей ее возникновения. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения на части.
Повторение. Как работать со спичечным конструктором. Построение конструкции по заданному образцу, перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Работа в парах.
Тема 3. Знаки и символы.
Соотношение числа и множества. Упражнения в построении числового ряда.
Движение по числовому лучу. Упражнения на увеличение и уменьшение заданного числа. Игры с числами.
Тема 4. Сложение и вычитание в пределах 10.
Игры с числами. Решаем числовые цепочки Составим поезд, Молчанка, Маятник.
Алгоритм вычислений в 2 действия. Решаем числовые выражения в 2 действия при помощи числового луча. Игра День и ночь.
Решение занимательных квадратов. Решение математических лабиринтов.
Тема 5. Занимательные игры. Лучший летчик.
Ориентация в пространстве; знакомство с играми разных народов; работа в парах. Игры Уголки, Поддавки и др.
Понятие кругового примера. Решение круговых примеров.
Тема 6. Математические фокусы. Проект Математика вокруг нас.
Знакомство с выполнением математических фокусов. Учимся отгадывать математические ребусы. Решение математических ребусов.
Задания на обобщение. Задачи – ловушки.
Программное содержание занятий 2 года обучения.
Тема 1. Математические игры.
Числа от 1 до 100. Игра Русское лото. Построение математических пирамид: Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд).
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
Тема 2. Прятки с фигурами. Геометрические узоры.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей Геометрические узоры. Симметрия.
Тема 3. Числовые головоломки. Шаг в будущее.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Конструкторы: Спички. Игры: Волшебная палочка, Лучший лодочник, Чья сумма больше?
Тема 4. Геометрическая мозаика. Геометрия вокруг нас.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Конструкторы: Кубики, Паркеты и мозаики, Весы из электронного учебного пособия Математика и конструирование. Игры: Волшебная палочка, Гонки с зонтиками и др.
Тема 5. Математическое путешествие.
Работа в центрах деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
Вычисления в группах. Построение математических пирамид: Сложение в пределах 100, Вычитание в пределах 100. Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме Сложение и вычитание до 100.
Тема 6. Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Секреты задач.
Восстановление примеров: объяснение, какая цифра скрыта.
Задачи с лишними или недостающими, либо некорректными данными. Нестандартные задачи.
Программное содержание занятий 3 года обучения.
Тема 1. Числовой конструктор. Интеллектуальная разминка.
Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на умножение и деление.
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,..., 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40,..., 90; 3) 100, 200, 300, 400,..., 900.
Тема 2. Геометрия вокруг нас. Геометрический калейдоскоп.
Упражнения в анализе геометрической фигуры. Задача - смекалка. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Геометрическое конструирование. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Тема 3. Интеллектуальная разминка. Математические игры.
Работа в центрах деятельности: математические игры, математические головоломки занимательные задачи.
Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра Задумай число. Построение математических пирамид: Сложение в пределах 1000, Вычитание в пределах 1000, Умножение, Деление. Игры: Волшебная палочка, Лучший лодочник, Чья сумма больше?, Гонки с зонтиками.
Тема 4. Числовые головоломки. Математическая копилка.
Знакомство с математическими головоломками. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.
Составление сборника числового материала для составления задач.
Тема 5. Математические фокусы. Энциклопедия математических развлечений
Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск спрятанных цифр в записи решения.
Подборка разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Составление сборника занимательных заданий
Тема 6. Секреты чисел. Математический лабиринт.
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон.
Методическое обеспечение дополнительной летней общеразвивающей программы.
Результат реализации летнего модуля программы Мир математики во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; использование мультимедийной техники на занятиях (проектор, видеоаппаратура, интерактивная доска), стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены необходимые уровни искусственной освещенности.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Оригинальность данной программы состоит в том, что процесс её реализации - это технологии личностно-ориентированного подхода, где субъектом образования является уникальная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта и удовлетворения познавательных способностей.
В соответствии с основными формами мышления младшего школьника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:
- наглядные (наблюдение, демонстрация - показ предметов, иллюстраций, использование слайдов);
- практические (упражнение, игра; использование счетного материала, пособий, игр);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, чтение).
Выбор и использование того или иного метода определяется целями и задачами занятия, возрастными особенностями группы.
Реализация содержания данной общеразвивающей программы предполагается посредством использования различных форм обучения: общеразвивающих теоретических и практических групповых занятий, игр, решений познавательных и творческих заданий, которые подбираются в зависимости от содержания темы и уровня подготовленности обучающихся.
Структура и содержание занятий разрабатываются согласно основным принципам дидактики: систематичности, последовательности, научности, сознательности, активности, природосообразности, доступности, наглядности.
Учитываются и требования индивидуализации образования – осуществление дифференцированного и деятельностного подходов к обучению.
Список использованной литературы.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 1 класс. М.: Издательство РОСТ, 2012.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 2 класс. М.: Издательство РОСТ, 2013.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 3 класс. М.: Издательство РОСТ, 2014.
Беденко М.В. Чудо-дерево: счет в пределах 1000. 3 класс. М.: 5 за знания: ВАКО , 2017.
Холодова О.И. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) - М.: Издательство РОСТ, 2015.
Холодова О.И. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) - М.: Издательство РОСТ, 2015.
Холодова О.И. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет) - М.: Издательство РОСТ, 2015.
Самсонова Л.Ю. Устный счет. Сборник упражнений. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику М.И.Моро и др. Математика. 2 класс. ФГОС (к новому учебнику) — 7-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Экзамен, 2016.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 2500 задач по математике с ответами ко всем задачам: 1 – 4 классы. М.: АСТ: Астрель, 2015.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 2000 задач и примеров по математике: 1 – 4 классы. М.: АСТ: Астрель, 2015.
Максимова Т.Н., Мокрушина О.А. Сборник текстовых задач по математике. 1 класс. - 4-е изд. - М.: ВАКО, 2017.
Скачать работу
Летний образовательный модуль
Возраст детей 7-11 лет
Абраухова С.И.,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение детей к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Летний модуль дополнительной общеразвивающей программы Мир математики относится к обще интеллектуальному направлению, социально-педагогической направленности. Модуль рассчитан на младших школьников в возрасте 7-11 лет, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Модуль является частью интеллектуально познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике.
Актуальность модуля определена тем, что дети младшего школьного возраста должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные способности. Данный модуль позволяет ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Летний модуль дополнительной общеразвивающей программы Мир математики разработан с учётом основных направлений модернизации общего образования, требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования, и ориентирована на формирование базовых универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность обучающихся использовать свои знания и умения для самообразования и решения практических жизненных задач.
Летний модуль дополнительной общеразвивающей программы Мир математики рассчитан на летний период для трех лет обучения, 72 учебных часа. Занятия 2 раза в неделю (24 учебных часа в каждой группе). Курс изучения программы рассчитан на детей 7-11 лет. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу.
Цель модуля:
Создание условий для интеллектуального развития обучающихся, развитие образного и логического мышления, воображения, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи модуля:
Обучающие:
- расширение математического кругозора обучающихся;
- формирование умения анализировать, делать логические выводы;
- формирование умения владеть математической терминологией;
- поддержание и развитие интереса к предмету математики;
Воспитательные:
- способствование эстетическому воспитанию;
- расширение коммуникативных способностей;
- развитие самостоятельности обучающихся;
- формирование культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- развитие пространственного воображения;
- выявление и развитие математических и творческих способностей;
Основные виды деятельности обучающихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математических викторинах, конкурсах;
- практическая деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
творческие работы.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- повышение уровня развития познавательных процессов и рефлексивных способностей детей;
повышение уровня эффективности действий обучающихся в нестандартных ситуациях;
развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;
создание оптимальных условий для самопознания, самоактуализации и самореализации обучающихся.
Личностные:
развитие интересов обучающихся в области математических знаний, общечеловеческой культуры;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факты);
способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Предметные:
- сформированы первоначальные представления об алгебраических и геометрических понятиях,
- освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач;
- получены навыки решения математических задач, выявлять закономерности и проводить аналогии, выделять существенные признаки предметов.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в формах:
- тестирование;
практические работы;
конкурсы
- творческие работы обучающихся.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации, диагностики, контроля
теория
практика
всего часов
1
Математика - это интересно
2
2
4
блиц - турнир по решению задач
2
Танграм. Спичечный конструктор
2
2
4
творческое задание на построение
3
Знаки и символы
2
2
4
контрольный тест
4
Сложение и вычитание в пределах 10
2
2
4
контрольный тест
5
Занимательные игры. Лучший летчик
2
4
6
викторина
6
Математические фокусы. Проект Математика вокруг нас
2
4
6
викторина
Итого:
28 ч.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации, диагностики, контроля
теория
практика
всего часов
1
Математические игры
2
2
4
контрольный тест
2
Прятки с фигурами. Геометрические узоры
2
2
4
творческое задание на построение
3
Числовые головоломки. Шаг в будущее
2
2
4
конкурс
4
Геометрическая мозаика. Геометрия вокруг нас
2
2
4
творческое задание на построение
5
Математическое путешествие.
2
4
6
блиц - турнир по решению задач
6
Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Секреты задач
2
4
6
викторина
Итого:
28 ч.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации, диагностики, контроля
теория
практика
всего часов
1
Числовой конструктор. Интеллектуальная разминка
2
2
4
контрольный тест
2
Геометрия вокруг нас. Геометрический калейдоскоп
2
2
4
творческое задание на построение
3
Интеллектуальная разминка. Математические игры
2
2
4
викторина
4
Числовые головоломки. Математическая копилка
2
2
4
контрольный тест
5
Математические фокусы. Энциклопедия математических развлечений
2
4
6
викторина
6
Секреты чисел. Математический лабиринт
2
4
6
конкурс
Итого:
28 ч.
Программное содержание занятий 1 года обучения.
Тема 1. Математика - это интересно.
Понятие общего и единичного. Выделение общего.
Понятие арифметической задачи. Решение задач с недостающими данными. Отгадывание математических ребусов; работа в парах. Составление математических ребусов; работа в парах.
Тема 2. Танграм. Спичечный конструктор.
Знакомство с понятием Танграм, историей ее возникновения. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения на части.
Повторение. Как работать со спичечным конструктором. Построение конструкции по заданному образцу, перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Работа в парах.
Тема 3. Знаки и символы.
Соотношение числа и множества. Упражнения в построении числового ряда.
Движение по числовому лучу. Упражнения на увеличение и уменьшение заданного числа. Игры с числами.
Тема 4. Сложение и вычитание в пределах 10.
Игры с числами. Решаем числовые цепочки Составим поезд, Молчанка, Маятник.
Алгоритм вычислений в 2 действия. Решаем числовые выражения в 2 действия при помощи числового луча. Игра День и ночь.
Решение занимательных квадратов. Решение математических лабиринтов.
Тема 5. Занимательные игры. Лучший летчик.
Ориентация в пространстве; знакомство с играми разных народов; работа в парах. Игры Уголки, Поддавки и др.
Понятие кругового примера. Решение круговых примеров.
Тема 6. Математические фокусы. Проект Математика вокруг нас.
Знакомство с выполнением математических фокусов. Учимся отгадывать математические ребусы. Решение математических ребусов.
Задания на обобщение. Задачи – ловушки.
Программное содержание занятий 2 года обучения.
Тема 1. Математические игры.
Числа от 1 до 100. Игра Русское лото. Построение математических пирамид: Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд).
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
Тема 2. Прятки с фигурами. Геометрические узоры.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей Геометрические узоры. Симметрия.
Тема 3. Числовые головоломки. Шаг в будущее.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Конструкторы: Спички. Игры: Волшебная палочка, Лучший лодочник, Чья сумма больше?
Тема 4. Геометрическая мозаика. Геометрия вокруг нас.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Конструкторы: Кубики, Паркеты и мозаики, Весы из электронного учебного пособия Математика и конструирование. Игры: Волшебная палочка, Гонки с зонтиками и др.
Тема 5. Математическое путешествие.
Работа в центрах деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
Вычисления в группах. Построение математических пирамид: Сложение в пределах 100, Вычитание в пределах 100. Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме Сложение и вычитание до 100.
Тема 6. Головоломки. Расшифровка закодированных слов. Секреты задач.
Восстановление примеров: объяснение, какая цифра скрыта.
Задачи с лишними или недостающими, либо некорректными данными. Нестандартные задачи.
Программное содержание занятий 3 года обучения.
Тема 1. Числовой конструктор. Интеллектуальная разминка.
Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на умножение и деление.
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,..., 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40,..., 90; 3) 100, 200, 300, 400,..., 900.
Тема 2. Геометрия вокруг нас. Геометрический калейдоскоп.
Упражнения в анализе геометрической фигуры. Задача - смекалка. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Геометрическое конструирование. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Тема 3. Интеллектуальная разминка. Математические игры.
Работа в центрах деятельности: математические игры, математические головоломки занимательные задачи.
Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра Задумай число. Построение математических пирамид: Сложение в пределах 1000, Вычитание в пределах 1000, Умножение, Деление. Игры: Волшебная палочка, Лучший лодочник, Чья сумма больше?, Гонки с зонтиками.
Тема 4. Числовые головоломки. Математическая копилка.
Знакомство с математическими головоломками. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.
Составление сборника числового материала для составления задач.
Тема 5. Математические фокусы. Энциклопедия математических развлечений
Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск спрятанных цифр в записи решения.
Подборка разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Составление сборника занимательных заданий
Тема 6. Секреты чисел. Математический лабиринт.
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон.
Методическое обеспечение дополнительной летней общеразвивающей программы.
Результат реализации летнего модуля программы Мир математики во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; использование мультимедийной техники на занятиях (проектор, видеоаппаратура, интерактивная доска), стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены необходимые уровни искусственной освещенности.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Оригинальность данной программы состоит в том, что процесс её реализации - это технологии личностно-ориентированного подхода, где субъектом образования является уникальная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта и удовлетворения познавательных способностей.
В соответствии с основными формами мышления младшего школьника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:
- наглядные (наблюдение, демонстрация - показ предметов, иллюстраций, использование слайдов);
- практические (упражнение, игра; использование счетного материала, пособий, игр);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, чтение).
Выбор и использование того или иного метода определяется целями и задачами занятия, возрастными особенностями группы.
Реализация содержания данной общеразвивающей программы предполагается посредством использования различных форм обучения: общеразвивающих теоретических и практических групповых занятий, игр, решений познавательных и творческих заданий, которые подбираются в зависимости от содержания темы и уровня подготовленности обучающихся.
Структура и содержание занятий разрабатываются согласно основным принципам дидактики: систематичности, последовательности, научности, сознательности, активности, природосообразности, доступности, наглядности.
Учитываются и требования индивидуализации образования – осуществление дифференцированного и деятельностного подходов к обучению.
Список использованной литературы.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 1 класс. М.: Издательство РОСТ, 2012.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 2 класс. М.: Издательство РОСТ, 2013.
Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 3 класс. М.: Издательство РОСТ, 2014.
Беденко М.В. Чудо-дерево: счет в пределах 1000. 3 класс. М.: 5 за знания: ВАКО , 2017.
Холодова О.И. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) - М.: Издательство РОСТ, 2015.
Холодова О.И. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) - М.: Издательство РОСТ, 2015.
Холодова О.И. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет) - М.: Издательство РОСТ, 2015.
Самсонова Л.Ю. Устный счет. Сборник упражнений. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику М.И.Моро и др. Математика. 2 класс. ФГОС (к новому учебнику) — 7-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Экзамен, 2016.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 2500 задач по математике с ответами ко всем задачам: 1 – 4 классы. М.: АСТ: Астрель, 2015.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 2000 задач и примеров по математике: 1 – 4 классы. М.: АСТ: Астрель, 2015.
Максимова Т.Н., Мокрушина О.А. Сборник текстовых задач по математике. 1 класс. - 4-е изд. - М.: ВАКО, 2017.