Мир знаний: Инструменты для формирования функциональной грамотности у детей 5-7 лет в образовательной организации дополнительного образования | Кирпичникова Светлана Владимировна. Работа №354407
Автор предлагает инновационный проект "Школа функциональной грамотности" для старших дошкольников, который направлен на активизацию образовательных процессов и повышение качества образовательных результатов. Проект содержит проблемно-поисковые задания, направленные на формирование жизненно-важного образовательного опыта у детей разного возраста. Особое внимание уделено разработке заданий по развитию функциональной грамотности, призванных помочь детям ориентироваться в системе знаний, различать новую информацию, добывать новые знания и применять их на практике. В заключении автор делает вывод о необходимости интеграции подобных заданий в образовательный процесс для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Таким образом, основная мысль статьи заключается в необходимости создания инновационных образовательных проектов, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся и повышение эффективности образовательного процесса.
Мир знаний: Инструменты для формирования функциональной
грамотности у детей 5-7 лет в образовательной организации
дополнительного образования
Кирпичникова Светлана Владимировна, методист
БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский», Россия, Омск
«Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный»
Мишель де Монтень
Аннотация: Автор предлагает инновационный проект "Школа функциональной грамотности" для старших дошкольников, который направлен на активизацию образовательных процессов и повышение качества образовательных результатов. Проект содержит проблемно-поисковые задания, направленные на формирование жизненно-важного образовательного опыта у детей разного возраста. Особое внимание уделено разработке заданий по развитию функциональной грамотности, призванных помочь детям ориентироваться в системе знаний, различать новую информацию, добывать новые знания и применять их на практике. В заключении автор делает вывод о необходимости интеграции подобных заданий в образовательный процесс для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Таким образом, основная мысль статьи заключается в необходимости создания инновационных образовательных проектов, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся и повышение эффективности образовательного процесса.
В современном российском образовании особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности у детей, что становится важным аспектом подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. Функциональная грамотность представляет собой набор навыков и компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Она включает в себя умение понимать и использовать информацию, критически мыслить, решать проблемы, а также взаимодействовать с различными источниками и инструментами. Это особенно актуально в условиях быстро меняющегося информационного пространства, где дети должны уметь ориентироваться и принимать обоснованные решения.
Одним из направлений работы в этой области является программа «Практика функциональной грамотности в играх», реализуемая в структурном подразделении «Дошкольная академия» БОУ ДО г. Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский». Эта программа направлена на формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровые практики. Игровая форма обучения позволяет учащимся не только усваивать новые знания, но и применять их в реальных ситуациях, что значительно повышает качество образования. Основная цель программы заключается в том, чтобы развить у дошкольников способность использовать полученные знания и навыки в реальном общении как с взрослыми, так и с сверстниками. При этом особое внимание уделяется моральным нормам и нравственным ценностям, принятым в обществе. Дети учатся не только решать конкретные задачи, но и осознавать свою роль в коллективе, уважать мнение других и находить компромиссы.
Важным элементом программы являются игровые ситуации с участием персонажа Незнайки, созданного известным детским писателем Николаем Носовым. Незнайка – это образ ребенка, который сталкивается с трудностями в образовательном процессе. Он не всегда понимает важность освоения новых умений и навыков, не проявляет должной заинтересованности в обучении и часто не умеет применять свои знания на практике. Через приключения Незнайки дети могут увидеть, как важно преодолеть собственные страхи и сомнения, а также развивать уверенность в себе. Программа включает в себя проблемно-поисковые задания, которые соответствуют возрастным интересам и особенностям жизни дошкольников. Эти задания охватывают широкий спектр тем, которые актуальны для детей в этом возрасте. Например, одна из тем связана с «боязнью показать свои умения». Незнайка стесняется демонстрировать свои способности на публике, опасаясь насмешек и осуждения со стороны окружающих. Дошкольникам предлагается помочь ему преодолеть этот барьер, найти способы уверенно выступать перед другими и делиться своими достижениями. Такой подход способствует не только развитию функциональной грамотности, но и формированию эмоционального интеллекта у детей. Они учатся справляться с собственными страхами и неуверенностью, развивают навык и самопрезентации и коммуникации. Важно отметить, что подобные задания могут быть адаптированы под различные темы и ситуации, что делает обучение более гибким и интересным для детей.
Кроме того, программа включает в себя элементы сотрудничества и командной работы. Дети учатся работать в группе, обсуждать свои идеи и находить общие решения. Это формирует у них навыки социального взаимодействия, которые являются неотъемлемой частью функциональной грамотности. В процессе совместной деятельности они осознают важность мнения каждого участника, развивают уважение к чужим идеям и учатся конструктивно критиковать.
Игровые практики, используемые в программе, могут быть разнообразными: от ролевых игр и театрализованных представлений до настольных игр и квестов. Каждая игра направлена на развитие определенных навыков и компетенций, что делает процесс обучения не только познавательным, но и увлекательным. Дети с радостью участвуют в играх, так как они позволяют им проявить свою фантазию и креативность.
Важным аспектом формирования функциональной грамотности является также работа с информацией. Дошкольники учатся находить, обрабатывать и интерпретировать информацию из различных источников. Это может включать в себя чтение книг, просмотр обучающего видео, использование интерактивных приложений и многое другое.
Программа способствует развитию детей навыков работы с информацией, что в дальнейшем поможет им успешно учиться в школе и в жизни.
Таким образом, программа «Практика функциональной грамотности в играх» является важным шагом в подготовке детей к жизни в современном обществе. Она не только развивает необходимые навыки, но и формирует у детей уверенность в себе, умение работать в команде и критически мыслить. Важно, чтобы подобные инициативы продолжали развиваться и внедряться в образовательный процесс, ведь именно такая подготовка позволит детям успешно адаптироваться к вызовам современного мира.