Мировоззренческое кино. Разработка урока | Дегтярева Ирина Алексеевна. Работа №349783
Аннотация. В статье рассматривается технология «Мировоззренческое кино», которая позволяет педагогам решать важные для современного образования задачи. Кратко описан алгоритм использования технологии и представлена методическая разработка урока с применением образовательной технологии «Мировоззренческое кино»
Технология Мировоззренческое кино
Аннотация. В статье рассматривается технология Мировоззренческое кино, которая позволяет педагогам решать важные для современного образования задачи. Кратко описан алгоритм использования технологии и представлена методическая разработка урока с применением образовательной технологии Мировоззренческое кино
Ключевые слова: технология,
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе
с применением образовательной технологии Мировоззренческое кино
Тема: Жестокость и доброта Запорожской Cечи.
Цель: создание условий для выявления отношений обучающихся к понятиям жестокость и доброта.
Задачи:
проанализировать сцены наказания за нарушения законов Сечи;
совершенствовать навыки работы поиска и выделения нужной информации в тексте;
развивать навыки выразительного чтения художественного текста;
формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Предполагаемый результат урока: формирование навыка вдумчивого просмотра кино и осмысления понятий жестокость и доброта.
Оснащение: мультимедиа, текст повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба, раздаточный материал Историческая справка.
Предварительная подготовка обучающихся (самостоятельное прочтение произведения Н. В. Гоголя Тарас Бульба, предварительный просмотр фрагмента фильма смысловыми лидерами и подготовка ими собственных текстов-рассуждений по мотивам увиденного).
Предварительная подготовка учителя (отбор видеофрагментов из кинофильма по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба (режиссер В. Бортко, 2008г.); презентация к уроку; оформление раздаточного материала Историческая справка.
№
Этап учебного занятия
Содержательная деятельность педагога (излагаем подробно)
Содержательная деятельность обучающихся
(излагаем подробно)
Примечания
Приветствие. Введение в тему урока.
Народная мудрость гласит: Жизнь наша, как сама природа, непроста: с жестокостью соседствует и доброта. Эти слова послужат эпиграфом к нашему уроку.
- Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Мы продолжим работу по произведению Н. В. Гоголя Тарас Бульба и поговорим о нравах Запорожской Сечи, о том, могут ли доброта и жестокость соседствовать.
Дети высказывают мнения, (речь пойдет о жестокости и доброте).
Дети с помощью учителя формулируют тему урока. (Жестокость и доброта запорожцев, Нравы Запорожской Сечи).
Жестокость и доброта Запорожской Сечи
2 слайд
3 слайд
Беседа по теме и формулирование учебной задачи.
- Каковы были нравы запорожцев? Приведите примеры из текста.
Учитель подводит итог, что главной ценностью в человеческих отношениях запорожцы считают товарищество и братство, но вопреки этому существовали жестокие нравы.
- А можно ли оправдать жестокость запорожцев, мы обсудим сегодня на уроке.
Обучающиеся зачитывают фрагменты, цитаты: это был тесный круг школьных товарищей; только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы; первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество; если козак проворовался,…это считалось уже поношением всему козачеству; Если козак проворовался,… его привязывали к столбу…и забивали его насмерть; не платившего должника приковывали цепью к пушке… (Могут быть другие варианты ответов).
4 слайд
Проблематизация исходного понимания
- Мы посмотрели кинофрагмент, а теперь послушаем смысловых лидеров, которые заранее познакомились с видеоотрывком и подготовили собственные тексты-рассуждения по мотивам увиденного.
В зависимости от выбора своей позиции детям предлагается объединиться вокруг смыслового лидера.
Дети смотрят кинофрагмент.
Лидеры озвучивают свои позиции:
1. Содержание первого текста-рассуждения содержит выводы о том, что казаки поступали правильно, жестоко наказывая своих собратьев. Такое поведение было оправдано. Только так можно поддерживать дисциплину в Сечи.
2. Содержание второго текста-рассуждения содержит выводы о том, что все наказания были слишком жестоки. Нельзя быть такими суровыми к своим собратьям, друзьям. Наказания должны быть, но их стоит сделать более гуманными.
3. Содержание третьего текста-рассуждения содержит выводы о том, что одни виды наказания были справедливы (например, наказание должника), а другие – слишком жестоки (например, захоронение живого человека за смертоубийство).
Файл прилагается
5 слайд
Обучающиеся объединяются в группы в зависимости от выбранной позиции.
4.
Диалог микрогрупп
Подготовьте в группе по два вопроса своим оппонентам.
-Можно ли оправдать жестокость казаков?
- Есть ли место доброте в сердцах казаков? Приведите примеры.
Мы видим, что это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам. Наряду с жестокостью находим примеры проявления доброты.
Возможные вопросы к первой группы:
1. Почему вы считаете, что смертная казнь – это справедливое наказание?
2. Не жалко ли вам своих товарищей?
Возможные вопросы ко второй группе:
1. Как можно наказать преступника, лишившего жизни другого человека, своего товарища?
2. Если не будет таких жестоких наказаний, не приведет ли это ко вседозволенности в поведении казаков?
3. Не является ли ваша позиция проявлением слабохарактерности по отношению к способам наказания?
Возможные вопросы к третьей группе:
1. Как вы определяете степень суровости наказания за преступление?
2. Какие преступления, на ваш взгляд, заслуживают самого сурового наказания?
Возможны варианты ответов.
Да, есть. Обучающиеся вспоминают сцены с наказанием М. Шило (его никто не ударил дубиной, которая была положена рядом; проявление доброты Андрием по отношению к осажденным полякам и другие ответы).
Знакомство в группах с исторической справкой
5.
Итоговая рефлексия
- Почему вы объединились вокруг этой позиции?
- Хорошо ли вы понимали друг друга в микрогруппе? Вы были рядом или вместе?
- Возникали ли у вас моменты несогласия с микрогруппой? Как вы действовали в этой ситуации?
Желающие в группе аргументируют свой выбор, отвечают на вопросы.
6 слайд
6.
Домашнее задание
Опираясь на текст повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба, напишите сочинение: Жизнь наша, как сама природа, непроста: с жестокостью соседствует и доброта.
Дети записывают домашнее задание.
7 слайд
Приложение к уроку
Историческая справка
Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать: Верую в Христа, в святую Троицу и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.
Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: Нет уз святее товарищества. Победить или погибнуть — такой девиз казаки писали на своем оружии