Мировые шедевры хорового искусства | Веденина Марина Валерьевна. Работа №327757
Сегодня мы поговорим о шедеврах хоровой музыки, произведениях, ставших классикой хорового пения, композиторах – классиках, создавших высокохудожественные хоровые произведения, вошедших в мировую музыкальную историю.
Вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Профессиональное хоровое искусство стало складываться еще до начала нашей эры. Основной сферой деятельности хоров было храмовое, церковное пение во время служений и обрядов, не случайно в большинстве стран музыканты были служителями храмов (а порой и жрецами); умение же играть на каком-либо инструменте считалось высшим, божественным даром. Поэтому было распространено хоровое храмовое или религиозное пение.
На смену Древнему миру пришла эпоха Средневековья. Постепенно в средневековой Европе утверждалась новая религия – христианство. Культура и искусство той эпохи были непосредственно связаны с религией и церковью. Музыке отводилась, пожалуй, самая трудная роль - она должна была помочь молящемуся отрешиться от повседневных забот, забыть о личных чувствах и целиком сосредоточиться на том, что открывали ему библейские тексты и церковные таинства. Этой цели служили песнопения, главными особенностями которых долгое время оставались одноголосие (певчие одновременно исполняли одну мелодию) и отсутствие инструментального сопровождения. Позже, в 13 веке, появилось многоголосие.
Начиная с 13 века в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Основу хоровой музыки Возрождения составляют церковные жанры мессы, мотета, оратории, но вместе с тем внимание композиторов все больше и больше привлекает область светской музыки, обращая внимание на внутренний мир человека, его повседневную жизнь.
Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов XVI –XVIII веков: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена.
И.Бах оратория «Страсти по Матфею» - это сочинение настолько масштабно, что звучит целиком довольно редко. Оратория состоит из 78 номеров и длится около трех часов. Бах предназначал его для лютеранского богослужения. Сегодня оно с успехом исполняется на концертах благодаря своей театральной, почти оперной драматичности. Сюжет «Страстей» охватывает события последних трех суток жизни Христа — Тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение
1. И.Бах - оратория «Страсти по Матфею»
В 19 веке становится популярным концертное исполнение хоровой музыки, хоровое пение выходит за рамки церкви. Появляются новые хоровые произведения, в которых тематика связана с жизнью человека, переживаемыми чувствами, с красотой природы и т.д.
Композиторы: Р. Шуман, Р. Вагнер и Дж. Верди (хоры из опер), М. Глинка, А. Бородин, М. Мусоргский, П. Чайковский.
Роберт Шуман – немецкий композитор начала 19 века. Он работал в разных музыкальных жанрах: инструментальном, симфоническом, вокальном, хоровом.
Самым узнаваемым произведением является «Грёзы», пьеса, которая изначально была написана для фортепиано, но позже было сделано переложение для хора, и оно заиграло новыми красками!!!
2. Р. Шуман - «Грёзы»
Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю и богато красивейшими и всемирно известными хоровыми произведениями и не менее выдающимися и узнаваемыми композиторами: Архангельский, Чесноков, Бортнянский, Глинка, Римский – Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов, Гаврилин, Калинников и многие другие, список очень велик!!!
Многие произведения этих композиторов мы слушали, что-то исполняли.
С.Рахманинов жил на рубеже 19 и 20 веков, гениальный композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. «Колокола» –поэма для хора, оркестра и солистов –одно из значительных произведений. Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Написано по стихотворению Эдгара По в переводе К. Бальмонта. В поэме раскрывается образ человека и фатальная сила рока, преследующая его. Мы послушаем первую часть –«серебряный звон» дорожных колокольчиков, олицетворяющих юношеские мечты, полные света и радости. 3. С.В.Рахманинов - «Колокола» 1ч. - поэма для оркестра, хора и солистов.
С творчеством советского композитора Валерия Гаврилина мы уже знакомы! Какие произведения мы слушали? (Сомфония – действо «Перезвоны» - Страшенная баба, Ти-ри-ри)
В «Перезвонах» разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных). Картины народной жизни.
4. В. Гаврилин «Ерунда»
Тарами, тарами, шла коза с товарами.
А за ней десять пуд на тарелочках несут.
Кто летит, кто летит, посмотрите, кто летит,
Это Тит, это Тит, по поднебесью летит.
Тпру-нуны, тпру-нуны, носит Марьюшка штаны,
А Иван, а Иван носит красный сарафан.
Тин-тин-длин, тин-тин-длин, зародился в печке блин.
На тот блин надо рот шире Иверских ворот.
Думали, думали, думали да плюнули,
А Федул, а Федул и не думал, а надумал.
Тарами, тарами, шла коза с товарами,
А за ней петушок тащит с мыслями горшок.
Ерунда! Да!
Георгий Свиридов – наш земляк, выдающийся композитор, которым мы гордимся! К хоровому творчеству которого мы не раз обращались, слушая и исполняя его произведения! В прошлую нашу встречу мы познакомились с его кантатой «Курские песни» (Зелёный дубок, Воспой, жавороночек). Сегодня мы послушаем несколько номеров из хорового концерта «Пушкинский венок». К постижению вершин пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь, сочиняя песни, романсы на стихи поэта. Вершиной творчества является «Пушкинский венок».
Не обыкновенная по красоте, драматизму, мелодике и манере музыкального изложения произведение, состоит из 10 частей, написанных на 10 стихотворений А.С. Пушкина:
1. Зимнее утро
2. Колечушко, сердечушко…
3. Мери
4. Эхо
5. Греческий пир
6. Камфара и мускус
7. Зорю бьют…
8. Наташа
9. Восстань, боязливый…
10. Стрекотунья белобока…
«Пушкинский венок» начинается с торжествующего гимна русской природе, ослепительно солнечного, сияющего алмазами снегов зимнего утра: «Мороз и солнце. День чудесный!»:
5. Г.Свиридов «Зимнее утро»
«Зорю бьют» - особая значимость этого номера подчёркнута наличием солирующего голоса (это единственный номер в цикле, порученный солисту, остальные номера исполняет хор). Хор сопровождает сосредоточенный речитатив солиста тихим хоральным пением и возгласами сопрано, напоминающими звук трубы.
Зорю бьют... из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих –
Дух далече улетает.
Звук привычный, звук живой,
Сколь ты часто раздавался
Там, где тихо развивался
Я давнишнею порой.
6. Г.Свиридов «Зорю бьют»
«Наташа» - хор, написанный на слова раннего юношеского стихотворения А.Пушкина. Здесь лёгкий бег воспоминаний в поисках неуловимой женской тени, которой нет:
Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
Свет Наташа! где ты ныне?
Что никто тебя не зрит?
Иль не хочешь час единый
С другом сердца разделить?
Ни над озером волнистым,
Ни под кровом лип душистым
Ранней — позднею порой
Не встречаюсь я с тобой.
Скоро, скоро холод зимный
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать
7. Г.Свиридов «Наташа»
20-й век ознаменовался новыми тенденциями в хоровом искусстве: в мелодике, ритмике, формами изложения…
И как здесь не сказать о замечательном американском композиторе и пианисте Джордже Гершвине! Он стал чрезвычайно популярен благодаря своей опере «Порги и Бесс». Культовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы, спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов.
8.Дж.Гершвин - «Summertime»
9. Дж. Гершвин «I got rhythm»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г. Касли
Сценарий
классного часа на отделении хорового пения
«Мировые шедевры хорового искусства»
преподаватель по классу хора
М.В.Веденина
2022 г.
Сегодня мы поговорим о шедеврах хоровой музыки, произведениях, ставших классикой хорового пения, композиторах – классиках, создавших высокохудожественные хоровые произведения, вошедших в мировую музыкальную историю.
Вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Профессиональное хоровое искусство стало складываться еще до начала нашей эры. Основной сферой деятельности хоров было храмовое, церковное пение во время служений и обрядов, не случайно в большинстве стран музыканты были служителями храмов (а порой и жрецами); умение же играть на каком-либо инструменте считалось высшим, божественным даром. Поэтому было распространено хоровое храмовое или религиозное пение.
На смену Древнему миру пришла эпоха Средневековья. Постепенно в средневековой Европе утверждалась новая религия – христианство. Культура и искусство той эпохи были непосредственно связаны с религией и церковью. Музыке отводилась, пожалуй, самая трудная роль - она должна была помочь молящемуся отрешиться от повседневных забот, забыть о личных чувствах и целиком сосредоточиться на том, что открывали ему библейские тексты и церковные таинства. Этой цели служили песнопения, главными особенностями которых долгое время оставались одноголосие (певчие одновременно исполняли одну мелодию) и отсутствие инструментального сопровождения. Позже, в 13 веке, появилось многоголосие.
Начиная с 13 века в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Основу хоровой музыки Возрождения составляют церковные жанры мессы, мотета, оратории, но вместе с тем внимание композиторов все больше и больше привлекает область светской музыки, обращая внимание на внутренний мир человека, его повседневную жизнь.
Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов XVI –XVIII веков: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена.
И.Бах оратория «Страсти по Матфею» - это сочинение настолько масштабно, что звучит целиком довольно редко. Оратория состоит из 78 номеров и длится около трех часов. Бах предназначал его для лютеранского богослужения. Сегодня оно с успехом исполняется на концертах благодаря своей театральной, почти оперной драматичности. Сюжет «Страстей» охватывает события последних трех суток жизни Христа — Тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение
1. И.Бах - оратория «Страсти по Матфею»
В 19 веке становится популярным концертное исполнение хоровой музыки, хоровое пение выходит за рамки церкви. Появляются новые хоровые произведения, в которых тематика связана с жизнью человека, переживаемыми чувствами, с красотой природы и т.д.
Композиторы: Р. Шуман, Р. Вагнер и Дж. Верди (хоры из опер), М. Глинка, А. Бородин, М. Мусоргский, П. Чайковский.
Роберт Шуман – немецкий композитор начала 19 века. Он работал в разных музыкальных жанрах: инструментальном, симфоническом, вокальном, хоровом.
Самым узнаваемым произведением является «Грёзы», пьеса, которая изначально была написана для фортепиано, но позже было сделано переложение для хора, и оно заиграло новыми красками!!!
2. Р. Шуман - «Грёзы»
Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю и богато красивейшими и всемирно известными хоровыми произведениями и не менее выдающимися и узнаваемыми композиторами: Архангельский, Чесноков, Бортнянский, Глинка, Римский – Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Свиридов, Гаврилин, Калинников и многие другие, список очень велик!!!
Многие произведения этих композиторов мы слушали, что-то исполняли.
С.Рахманинов жил на рубеже 19 и 20 веков, гениальный композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. «Колокола» –поэма для хора, оркестра и солистов –одно из значительных произведений. Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Написано по стихотворению Эдгара По в переводе К. Бальмонта. В поэме раскрывается образ человека и фатальная сила рока, преследующая его. Мы послушаем первую часть –«серебряный звон» дорожных колокольчиков, олицетворяющих юношеские мечты, полные света и радости.
3. С.В.Рахманинов - «Колокола» 1ч. - поэма для оркестра, хора и солистов.
С творчеством советского композитора Валерия Гаврилина мы уже знакомы! Какие произведения мы слушали? (Сомфония – действо «Перезвоны» - Страшенная баба, Ти-ри-ри)
В «Перезвонах» разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных). Картины народной жизни.
4. В. Гаврилин «Ерунда»
Тарами, тарами, шла коза с товарами.
А за ней десять пуд на тарелочках несут.
Кто летит, кто летит, посмотрите, кто летит,
Это Тит, это Тит, по поднебесью летит.
Тпру-нуны, тпру-нуны, носит Марьюшка штаны,
А Иван, а Иван носит красный сарафан.
Тин-тин-длин, тин-тин-длин, зародился в печке блин.
На тот блин надо рот шире Иверских ворот.
Думали, думали, думали да плюнули,
А Федул, а Федул и не думал, а надумал.
Тарами, тарами, шла коза с товарами,
А за ней петушок тащит с мыслями горшок.
Ерунда! Да!
Георгий Свиридов – наш земляк, выдающийся композитор, которым мы гордимся! К хоровому творчеству которого мы не раз обращались, слушая и исполняя его произведения! В прошлую нашу встречу мы познакомились с его кантатой «Курские песни» (Зелёный дубок, Воспой, жавороночек). Сегодня мы послушаем несколько номеров из хорового концерта «Пушкинский венок». К постижению вершин пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь, сочиняя песни, романсы на стихи поэта. Вершиной творчества является «Пушкинский венок».
Не обыкновенная по красоте, драматизму, мелодике и манере музыкального изложения произведение, состоит из 10 частей, написанных на 10 стихотворений А.С. Пушкина:
1. Зимнее утро
2. Колечушко, сердечушко…
3. Мери
4. Эхо
5. Греческий пир
6. Камфара и мускус
7. Зорю бьют…
8. Наташа
9. Восстань, боязливый…
10. Стрекотунья белобока…
«Пушкинский венок» начинается с торжествующего гимна русской природе, ослепительно солнечного, сияющего алмазами снегов зимнего утра: «Мороз и солнце. День чудесный!»:
5. Г.Свиридов «Зимнее утро»
«Зорю бьют» - особая значимость этого номера подчёркнута наличием солирующего голоса (это единственный номер в цикле, порученный солисту, остальные номера исполняет хор). Хор сопровождает сосредоточенный речитатив солиста тихим хоральным пением и возгласами сопрано, напоминающими звук трубы.
Зорю бьют... из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих –
Дух далече улетает.
Звук привычный, звук живой,
Сколь ты часто раздавался
Там, где тихо развивался
Я давнишнею порой.
6. Г.Свиридов «Зорю бьют»
«Наташа» - хор, написанный на слова раннего юношеского стихотворения А.Пушкина. Здесь лёгкий бег воспоминаний в поисках неуловимой женской тени, которой нет:
Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
Свет Наташа! где ты ныне?
Что никто тебя не зрит?
Иль не хочешь час единый
С другом сердца разделить?
Ни над озером волнистым,
Ни под кровом лип душистым
Ранней — позднею порой
Не встречаюсь я с тобой.
Скоро, скоро холод зимный
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать
7. Г.Свиридов «Наташа»
20-й век ознаменовался новыми тенденциями в хоровом искусстве: в мелодике, ритмике, формами изложения…
И как здесь не сказать о замечательном американском композиторе и пианисте Джордже Гершвине! Он стал чрезвычайно популярен благодаря своей опере «Порги и Бесс». Культовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы, спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов.
8.Дж.Гершвин - «Summertime»
9. Дж. Гершвин «I got rhythm»