Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Младограмматизм: отказ от «философствования». | Попп Арина Владимировна. Работа №337873

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Младограмматизм — это направление в языкознании, зародившееся в Германии в конце XIX века, характеризующееся строгим подходом к изучению фонетических изменений в языках. Главные представители младограмматизма, такие как Карл Бругман и Герман Остгоф, утверждали, что фонетические изменения подчиняются строгим законам и происходят без исключений, если только на них не влияют факторы аналогии или заимствований. Этот подход к языковому изменению существенно отличался от предыдущих теорий, которые допускали множество исключений и считали изменения более хаотичными. Младограмматики также ввели понятие "фонетического закона", которое предполагает, что звуковые изменения происходят систематически и предсказуемо. Основные идеи и методы младограмматизма оказали значительное влияние на развитие сравнительно-исторического языкознания и заложили основы для дальнейших исследований в области лингвистики.

Младограмматизм: выдвижение на первый план понятия звукового закона, требование научной строгости методов, отказ от «философствования». Работы А. Лескина, К. Бругмана, Г. Пауля, Б. Дельбрюка, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова. Сохранение практической ценности результатов младограмматиков.

Начиная с 30-х годов XIX века на развитие языкознания мощное влияние оказал позитивизм – философское учение, которое в качестве единственного источника истинного знания называло эмпирические исследования. Подлинное (или позитивное) знание, по мнению позитивистов, является совокупным результатом специальных наук, среди которых свое место занимало, разумеется, и языкознание.

Позитивизмом — это одна из ветвей философии, согласно которой, истинное знание можно получить только в рамках отдельных, конкретных наук, а первостепенной задачей философии является исключительно объединение этих знаний. Основой позитивизма стало заявление о том, что любая научная дисциплина становится философией для самой себя. Термин «позитивизм» происходит от латинского слова «positivus», в переводе означающего «положительный». Главным научным вопросом позитивисты считают вопрос «как?», при этом, они не связывают его с вопросом «почему?». Следовательно, ученым надлежит только регистрировать и описывать факты, но не заниматься их объяснением. Все вопросы абстрактного характера предполагалось разрешать с помощью религиозных и метафизических методов, оставляя в научном поле зрения только конкретные вопросы, решение которых предполагало использование конкретных методик.

Новым этапом развития сравнительноисторического языкознания было младограмматическое направление. Младограмматиками шутливо называли молодых языковедов Лейпцигского университета Карла Бругмана (1849–1919), Бертольда Дельбрюка (1842– 1922), Германа Пауля (1846–1921) и Августа Лескина (1840–1916) (портреты слева направо). К младограмматическому направлению относят и других известных ученых, в их числе Ф. де Соссюра (1857 – 1913), И. А. Бодуэна де Куртенэ (1845–1929), Ф. Ф. Фортунатова (1848–1914) и многих других.

Младограмматизм определял развитие языкознания с 70-х годов XIX в. До 20-х годов XX в. Принципиальные положения младограмматиков наиболее точно изложены в предисловии к первому тому сборника «Морфологические исследования в области индоевропейских языков» (1878), издававшегося К. Бругманом и Г. Остхофом, книге Б. Дельбрюка «Введение в изучение индоевропейских языков» (1880) и в работе Г. Пауля «Принципы истории языка» (1880). Если предисловие К. Бругмана и Г. Остхофа принято называть манифестом младограмматиков, то книга Г. Пауля оценивается как теоретическое обобщение их взглядов.

Критике младограмматиков подверглись многие спорные положения их предшественников компаративистов: стадиальная теория развития языков, попытки реконструкции индоевропейского праязыка; излишнее увлечение натурализмом, игнорирование фактов живых языков. Особенность младограмматического направления состоит в том, что они стремились избегать философских обобщений, считая своим основными принципами историзм и психологизм. Языкознание является для младограмматиков культурно-исторической наукой: поскольку культуру создает общество, задача языкознания состоит в историческом изучении этого процесса. При этом причину языковых изменений младограмматики призывают искать во внутрилингвистических факторах, то есть, строение языка и его функционирование дают импульс языковому развитию.

Ведущее направление в мировой лингвистике 1870–1910-х годов. Младограмматики в узком смысле – это школа немецких ученых, выдвинувшихся в 1870-х годах: А.Лескин (1840–1916), Б.Дельбрюк (1842–1922), Г.Пауль (1846–1921), Г.Остхоф (1847–1909), К.Бругман (1849–1919); первоначальным центром младограмматизма был Лейпцигский университет, позднее это направление стало господствующим в большинстве немецких университетов.

Если понимать младограмматизм более широко, то к нему можно отнести многих ученых, современных школе младограмматиков и близких к ним по идеям: В.Томсена(1842–1927) и К.Вернера (1846–1896) в Дании, Г.И.Асколи (1829–1907) в Италии, А.А.Шахматова (1864–1920) и А.И.Соболевского (1856–1929) в России и некоторых других.

Младограмматики сохранили присущие лингвистике 19 в. представления о языкознании как исторической науке и о сравнении родственных языков как главной задаче лингвистических исследований. По основной специализации все ведущие младограмматики были индоевропеистами, хотя некоторые их современники пытались применить младограмматическую методику к сравнительно-историческому изучению и других языковых семей.

Младограмматики сознательно ограничивали свои задачи анализом конкретных фактов, относящихся к истории языков, и первичным обобщением этих фактов. Изучение языков вне их истории, в том числе языков современных, они рассматривали как чисто «описательное», не способное что-либо объяснить. В то же время они больше, чем их предшественники, обращались к описанию современных языков и диалектов с целью обнаружения в них не нашедших отражения в письменных памятниках явлений, позволяющих реконструировать историю языковых групп и семей. Младограмматики обращали большое внимание на точность и четкость методики исследований. Сравнительно-исторический метод, позволяющий с высокой степенью надежности реконструировать древние, не засвидетельствованные в памятниках языковые состояния, формировался в течение большей части 19 в. несколькими поколениями ученых, но именно младограмматики в основном завершили его создание, доведя свои исследования до уровня строгости, уникального для гуманитарных наук 19 – начала 20 вв.

Конечной целью исследований младограмматиков, как и их предшественников, была реконструкция праязыка для индоевропейской семьи, от которого через ряд промежуточных состояний произошли современные индоевропейские языки. Однако, в отличие от А.Шлейхера, они уже не претендовали на восстановление реально существовавшего языка, понимая, что многое в нем воссозданию не поддается. Наиболее четко позитивистскую точку зрения на праязык выразил А.Мейе: праязык – лишь совокупность соответствий между языками, которые признаются родственными; эти соответствия как-то отражают реальность, однако лингвистика не может ничего сказать об этом отражении.

Как и другие языковеды 19 в., младограмматики стремились проследить путь исторического развития тех или иных корней и форм языка от праязыкового состояния до современности. Основное внимание при этом обращалось на изучение звукового развития, выявление правил звуковых изменений, а также объяснение исключений из этих правил. В связи с этим младограмматики сохранили введенное А.Шлейхером понятие языкового закона. Согласно их представлениям, каждое звуковое изменение происходит механически, по законам, не знающим исключений, во всех словах, в которых имеется данный звук (исключения из действия законов возможны либо при действии какого-то другого закона, ограничивающего данный закон, либо при изменении слов по аналогии: в числительном девять в славянских языках начальный звук не закономерен; ср. романские и германские языки, где соответствующие числительные начинаются с носового; по-видимому, в славянских языках числительное изменилось по аналогии с десять).

Младограмматики пытались устанавливать определенные закономерности и в развитии грамматики, и в развитии значений слов. Однако здесь им не удалось установить столь же строгие законы, как в области исторической фонетики. Младограмматики принципиально ограничивались выяснением звуковых переходов в истории языков, отказываясь от попыток объяснения причин этих переходов. Звуковые и другие изменения они рассматривали изолированно друг от друга, не стремясь рассмотреть систему языка в целом.

Младограмматики призывали к изучению живой речи с множеством диалектов. Психологизм в трактовке младограмматиков – это не психологизм народов, а психология отдельных индивидов, говорящих на том или ином языке. Именно человека, говорящего на своѐм языке, младограмматики поставили в центр внимания языкознания. Важным вкладом младограмматиков в общее языкознание было их учение о языковых законах. Их интересовали не столько общие законы языкового развития, сколько конкретные звуковые законы, законы аналогии и семасиологические закономерности. Они подчеркивали такие признаки законов, как их материальный характер, а также их регулярность (отсутствие исключений). Важную роль в развитии языка играет закон аналогии, который младограмматики понимают как связывание говорящим одних слов с уже имеющимися в его сознании другими словами.

Лукин О.В. История языкознания с VI в. до н. э. до середины XX в. : учебное пособие.– Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. – 80 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×