«Мнемонические приемы» запоминания словарных слов | Гопиенко Светлана Петровна. Работа №336686
Введение
Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.
Рене Декарт
Капуста и морковь, троллейбус и автобус, картофель и горох... Чем могут быть похожи в эти слова? Эти слова особенные, они из школьного словаря для обучающихся начальной школы. Слова из словарика так же, как и таблицу умножения, надо знать «назубок». Вот если таблица умножения может уместиться на половинке листочка школьной тетрадки, а слов словарных - несметное количество, и с трудом помещаются в огромном толстенном словаре, а уж правописание этих же слов иногда невозможно объяснить. Чтобы выучить правописание этих слов, надо учить и "зубрить", изо дня в день, что приходится очень часто работать с одним и тем же словом. Несомненно, когда ученик любит читать, и у него развито чувство интуиции. А что делать, если ученику, уже несколько лет подряд не удается правильно писать слова «абрикос» или «лопата»?
Работа над правописанием слов из словарика - трудная и очень кропотливая. Она ведется из урока в урок, но не всегда остается в памяти обучающихся после применения различных приемов. Я учусь в 3 классе и правописание русских слов изучаю третий год. Я убеждена, что есть много взрослых, которые уже и не помнят, что такое словарные слова и как они когда-то получали неудовлетворительные отметки за ошибку в слове пАльто, повторяющаяся из диктанта в диктант. Хотя даже хорошо образованный человек споткнется о простое казалось бы слово вИнЕгрет.
О том, как же помочь ребятам выучить сложные загадочные орфограммы, и проведена эта работа. Раз уж слова из словаря русского языка такая большая проблема для учающихся, мы хотели бы предложить некоторые рекомендации и приёмы, как эту проблему преодолеть. Думаю, работа будет интересна и родителям. Именно они очень часто помогают детям.
Всем нам хотелось бы, чтобы процесс овладения правописанием слов из словарика был быстр, прост и продуктивен. Однако не каждому человеку это даётся легко.
Учёные доказали, что продуктивность ассоциативной памяти в 25 раз выше продуктивности механической памяти [1]. Использование новых приемов запоминания слов даст возможность сократить время, которое затрачивается на изучение русской лексики. С детства нам известно выражение для запоминания цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Таких приёмов запоминания множество в русском языке, и они называются мнемотехникой (мнемоникой).
Данная тема актуальна, так как овладение грамотным русским языком, в современном мире, является необходимостью, а появление новых возможностей в изучении навыков грамотного письма, позволит сделать процесс изучения интересным и плодотворным.
Цель работы: выявить эффективные мнемонические приёмы и способы запоминания словарных слов.
Задачи:
· рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования и познакомиться с историей;
· проанализировать основные мнемотехнические приемы запоминания словарных слов;
· подобрать и применить основные приемы мнемотехники для изучения словарных слов;
· апробировать приёмы мнемотехники;
· создать альбом «Мнемонические приемы» и буклет «Моя помощница - МНЕМОНИКА».
Объект исследования: словарные слова.
Предмет исследования: мнемотехнические приёмы.
Гипотеза: изучение словарных слов будет наиболее эффективным, если умело использовать на уроках способы развития ассоциативной памяти при помощи приёмов мнемотехники.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методический литературы; сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования; анкетирование, диагностика, описание результатов исследования.
Новизна состоит в том, что в ней проводится анализ существующих приемов мнемотехники и в ходе эксперимента осуществляется отбор наиболее эффективных приемов запоминания слов из словаря.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что представленный в работе алгоритм запоминания слов из словаря может быть использован на уроках русского языка при изучении новых слов и при запоминании уже изученной лексики.
Результаты работы могут заинтересовать учащихся, педагогов, родителей и всех тех, кто желает, чтобы изучение языка давалось им быстро, легко и непринужденно.
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования
1.1. Что такое мнемотехника?
Что же такое мнемотехника? Вот несколько определений мнемотехники, взятых из разных источников.
Мнемотехника (мнемоника) - искусство запоминания, комплекс способов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [2].
Мнемотехника - это система внутреннего письма, которая позволяет последовательно записывать информацию в мозг, преобразованную в комбинации зрительных образов. [3].
1.2. Из истории мнемотехники
История мнемотехники ведет отсчет едва ли не с первобытных времен. Простые способы запоминания появились раньше, чем люди научились писать. Если бы наши предки не умели фиксировать в памяти колоссальные сведения, большинство молитв, легенд, мифов затерялись бы в веках.
По одному из преданий автором первой мнемотехнической системы был древнегреческий поэт Симонид из Кранона (558 — 469 гг. до н. э.). Однажды, примирительно к легенде, Симонид был приглашен на пир, где случилась трагедия, рухнул потолок, кроме Симонида все погибли. Тела погибших невозможно было распознать и Симонид стал вспоминать, в каком порядке располагались гости за столом. И так по местам, которые занимали гости, он смог определить каждого погибшего. Это позволило открыть закон, что по месту расположения предметов появляется возможность восстановить их образы. Симонид стал основоположником метода запоминания.
Древние учёные, такие как Плутарх, Цицерон, Пифагор, Сократ, Квинтилиан масштабно использовали подобные методы. Изучению и описанию мнемотехнических систем посвятил свой труд Аристотель: «Мнемоникон» [4].
Популярность мнемотехники пришлась на средние века. Интересовались приемами мнемотехники, такие гениальные личности, как Джордано Бруно, Шекспир, Кант.. Также известно, что в театре Шекспира «Глобус» многие актеры в своих выступлениях использовали приемы мнемотехники, чтобы учить свои роли. Театр Шекспира также известен, как «Театр Памяти».
На Руси также пользовались приёмами мнемотехники. Один из ярких примеров – это славянская азбука. Используя приёмы мнемотехники были продуманы названия букв кириллицы. Все буквы имели связь со словами (аз – я, буки – буквы, веди – ведаю).
Двадцатый век – особый в истории развития мнемотехники. Она стала развиваться по всему миру. Перед I мировой войной в Петербурге был даже открыт Мнемотехнический институт.
21 век – информационный век, когда компьютерные технологии открыли перед нами неиссякаемый источник информации. Но потенциал мозга остался на прежнем уровне. Люди не могут охватить всю информацию, не потому, что нет средств, а потому что не всегда умеют работать с информацией, не умеют пользоваться приемами рационального запоминания. Сейчас наблюдается огромный разрыв между быстрым ростом высоких технологий и способностью мозга запомнить информацию.
Изучая историю мнемотехники, можем прийти к выводу: мнемотехника зародилась и применяется с древних времён во многих областях и люди еще в те времена понимали, что мнемотехника значительно облегчает и улучшает процесс запоминания информации.
1. 3. Основные приёмы мнемотехники
Главным способом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, которые имеют визуальное, аудиальное или чувственное представление.
Среди главных мнемонических приемов можно выделить:
Название приема
Описание
Примеры
«Слово в слове»
В словах из словаря находятся «крошечные» слова, в которых буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове
простуда (рост),
снегирь (снег),
телевизор (лев),
улица (лица)
«Этимология».
Этимология – это наука о происхождении слов. Из этимологического словаря мы узнаем от какого слова произошло словарное слово. В слове «родителе» буква ударного гласного такая же, как орфограмма в словарном слове.
КАртина: предполагают, что слово образовалось от латинского «кАрта», которое, в свою очередь, произошло от греческого «хАртес» - «бумага».
ЛОпата: образовано от древнего «лОпа» - «плоское расширение». Лопата – «похожая на ладонь».
Берёза - своё название получила по бЕлому цвету коры.
«Ассоциативный ряд»
Правописание слова из словаря связывается с ярким ассоциативным образом, который мы вспоминаем при написании слова, помогая правильно написать орфограмму.
Сторож (дозор),
стрекоза (муравей)
лОпата (стрОйка),
мАкароны (лАпша),
мОроз (хОлод),
МОсква (гОрод),
«Рифмы»
Почему мы легко запоминаем стихотворения? Ввиду, того что в них есть слова, которые рифмуются!
Аллея:
Гуляет Алла по Аллее
Две буквы «Л» пиши скорее.
ГЛАВА II. Практические основы исследования. Экспериментальное исследование.
2.1. Описание эксперимента
Познакомившись с основными приемами и способами мнемотехники и изучая литературу по данной теме, было принято решение апробировать мнемотехнические приемы. Эксперимент включал в себя четыре этапа: диагностический, организационный, практический, обобщающий этап.
2.2. Диагностический этап
Было проведено анкетирование, в котором принимали участие учащиеся 3А и 3 Б классов, всего - 40 человека, в возрасте от 9 до 10 лет (Приложение 1).
С целью опровержения или подтверждения поставленной гипотезы, провели в 2-х классах письменное анкетирование и устный опрос, в которых принимали участие 40 третьеклассников.
Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Нравиться ли тебе изучать словарные слова?
2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?
3. Что вызывает особую трудность?
4. Если у тебя особые пути запоминания? Если есть, опиши их.
2.3. Организационный этап
Для проведения эксперимента, было выбрано 20 различных слов. Нами был разработан алгоритм изучения этих слов, с помощью разнообразных приемов мнемотехники: таких, как, слово в слове, ассоциация, рифма, этимология.
Алгоритм изучения слов из словаря:
1. «Слово в слове». Необходимо подобрать слова, в которых можно увидеть «крошечное» слово, где буква орфограммы такая же, как буква безударного гласного в слове из словаря. И с помощью этого крошечного слова без труда можно запомнить написание слов из словаря.
2. «Этимология». Изучить этимологическую историю различных слов из словаря.
3. Ассоциации. Создать яркий образ для запоминания слова.
4. Рифма. Создание рифмовок, содержащих «запоминалки».
2.4. Практический этап
Проведя тестирование «Заучивание 10 слов», было принято решение выбрать учащихся с одинаковым объемом памяти (высоким) – всего 16 человек и разделить их на 2 группы. Первая группа (8 человек) просто заучивали слова, а вторая группа (8 человек) учила слова с помощью приемов мнемотехники.
Две группы испытуемых заучивали пять дней 50 слов двумя разными способами. После пятидневного запоминания была сделана пауза, в течение недели ученики не изучали новые слова и не работали со старыми. Первая группа использовала традиционные методы запоминания (зазубривание, многократное написание), а вторая группа использовала приемы мнемотехники. Для них была создана группа в социальной сети в «Контакте», где была представлена подробная информация о мнемотехнических приемах. Участники группы запоминали слова, выбирая удобный для них прием мнемотехники (Приложение 5).
1 Ассоциации. Создать образ для запоминания слова из словаря. Необходимо читать слова, и представлять образ.
Словарное слово
Образ
газета
бум_А.га,
карман
дыр_А.,
завод
труб_А.,
корабль
в_О.лны,
2.Этимология. Изучая этимологическую историю, мы узнаём, от какого слова произошло слово из словаря. И почти всегда в слове «родителе» буква ударного гласного идентична, букве безударного гласного в проверочном слове.
Словарное слово
Созвучное русское слово
Комната:
латинское слово «камината» - с самого начала имело значение «отапливаемое помещение». Оно произошло от латинского «каминус» - «очаг».
Вчера:
старославянское слово. Произошло от слова «вечер» и обозначало: «Прежде, чем прошедший вечер миновал», то есть «накануне сегодняшнего дня»
Картина:
полагают, что слово произошло от латинского «карта», которое, в свою очередь, от греческого «хартес» - «бумага»
Лопата:
образовано от древнего «лопа» - «плоское расширение». Лопата – «похожая на ладонь»
3.Рифма. Создание рифмовок, небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Чтобы запомнить информацию, мозг соединят «известное с неизвестным». И чтобы научиться управлять процессом запоминания, нужно уметь соединять образы. Образы можно соединить, используя мнемотехнический приём – «рифмы».
Соединим образы приёмом «рифмы» на примере следующих слов:
Словарные слова
Рифма
Абажур, авария, базар, давно, забор, кабина, калина, карандаш, макароны, пальто, салфетка, случай, спасибо, фамилия, каблук, калитка, красота, народ, парад, работа, шалаш, эстафета, зеркало.
Здесь царица буква «А», без неё никак нельзя!
Пальто, платье и платок
С буквой «А» пиши, дружок!
Аллея:
Гуляет Алла по Аллее
Две буквы «Л» пиши скорее
4.Слово в слове. В некоторых словах из словаря находятся «крошечные» слова, в которых буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове. И с помощью этого крошечного слова без труда можно запомнить написание слова из словаря.
Словарные слова
Слово в слове
ласточка
точка
ворона
вор
сочинение
Сочи
творог
рог
Ежедневно, в течение пяти дней, запоминали десяток слов, всего 20 слов, 10 из них, как и раньше просто заучивали и многократно повторяли; оставшиеся 10 слов запоминали с использованием приемов: «слово в слове», «этимология», «ассоциация», «рифма».
2.5. Обобщающий этап
Из 50 заученных слов первая группа испытуемых (традиционное запоминание) назвали в среднем 45 слов (86%). Из 50 слов, запоминаемых с помощью мнемотехники, запомнилось 50 слов (100%). Проверка слов через неделю дала следующие результаты. Первая группа испытуемых смогли назвать 34 слова (68%), а группа, которая запоминала слова с помощью приемов мнемотехники, вспомнила 48 слов (96%). Для оставшихся 2-х слов, возможно, были подобраны не самые яркие ассоциации, рифмы, так как остальные 48 вспоминались достаточно легко.
Результаты:
1. Простое запоминание слов дает эффект лишь в течении короткого отрезка времени, 1 или 2 дня, затем слова стираются из памяти.
2. Запоминание с помощью мнемонических приемов позволяет сохранить информацию надолго.
Запоминание с использованием приемов мнемотехники, требует определенного отрезка времени, и не все подобранные образы и рифмы для запоминаемых слов одинаково эффективны. Если слово не запоминается с одним образом, необходимо подбирать наиболее яркий образ или ассоциацию.
Выполняя исследовательскую работу, мы познакомились с основными приемами мнемотехники, как способами запоминания слов из словаря. Результаты эксперимента подтверждают гипотезу: активное использование мнемотехнических приемов, способствует запоминанию слов из словаря, и что самое главное - это запоминание не краткосрочное, а долгосрочное. К тому же мнемотехника развивает воображение и способность мыслить.
Экспериментальным путем было доказано, что применение приемов мнемотехники, таких как «слово в слове», «этимология», «ассоциации», «рифмы», которые позволяют эффективно и надолго запоминать слова из словаря.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что её можно активно использовать на уроках русского языка при изучении новых слов и при запоминании уже изученной лексики, выполняя домашние задания и работая в классе.
Познакомившись с разными способами и приемами запоминания словарных слов, познакомила с ними учеников третьего класса на занятиях по внеурочной деятельности «РПД». Большинство из них стали ими пользоваться. Мне бы очень хотелось, чтобы все ученики «дружили» со словарными словами. С этой целью мы изготовили буклет «Моя помощница - МНЕМОНИКА». Подарила буклет в нашу библиотеку. Надеюсь, буклет окажется очень полезным для обучающихся нашей школы. Буду очень рада!
Список литературы
1. Анохина Т.М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Волгоград: Учитель, 2007. – 269 с.
2. Е.В. Волкова и др. Русский язык.1-4 классы: словарная работа на уроке. Эффективная методика. -Волгоград: учитель, 2009.-94с.
3. http://festival.1september.ru
4. https://doc4web.ru (автор: Королихина М.В.)
5. http://www.metodika.ru /
6. Дмитриева В.Г. Словарные слова: Практическое пособие для школьников младших классов. Корона принт, 2000. – 64 с.
7. Сычева Н. Словарные слова 1-2 класс. М: АСТ, 2015. – 222 с.
8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2004 – 398 с.
Приложение №1
Анкета.
1.Нравиться ли тебе изучать словарные слова?
2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?
3.Что вызывает особую трудность?
4.Если у тебя особые пути запоминания? Если есть, опиши их.
Приложение 2
Анализ анкетирования
1.Нравиться ли тебе изучать словарные слова?
2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?
3.Что вызывает особую трудность?
4.Если у тебя особые пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.
Первый способ – заучивание: учащиеся как стих повторяют слова, пока не запомнят. Второй: запоминание на уроке, после многократного повторения за учителем и при выполнении упражнений.
Приложение 3
Описание методики "Заучивание 10 слов" А.Р. Лурия
Зачитываются десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт повторяют 5 раз, только при последующих повторениях инструкцию не зачитывают заново. Для проверки долговременной памяти, учащегося просят воспроизвести слова спустя некоторое время после эксперимента.
Протокол тестирования «Заучивание 10 слов»
Дата Ф.И.О. Возраст Класс
№
1
2
3
4
5
Спустя час
Оценка результатов:
1 уровень - очень высокий. Получает испытуемый, если объем памяти составляет 9 -10 единиц. Отражает большой объем памяти, способность сохранять информацию.
2 уровень – высокий. Оценивается объем памяти, если он равен 7 или 8 единицам. Отражает достаточно большой объем памяти, способность сохранять информацию.
3 уровень – средний. Получает испытуемый, имеющий объем памяти, составляющий 4-6 единиц. Отражает соответствующий возрасту объем памяти, способность сохранять достаточно информации.
4 уровень - низкий. Ставится в том - случае, если объем памяти составляет 1 - 3 единицы. Отражает недостаточный объем памяти и способность сохранять информацию.
5 уровень - очень низкий. Объём памяти равен нулю. Отражает низкую способность к запоминанию.
Приложение 4
20 слов, запоминаемых с помощью приемов мнемотехники.
Слово в слове
1 класс
Ворота (вор), задача (ад), йод (йо-йо), колготки (кол), комната (Ната), до свидания (вид), конец (он), кружево (уже), ласточка (точка), лебедь (бед), лестница (ест), малина (мал), много (ого), монета (он), огород (город), орех (ор), основа (ос), полотенце (пол, поло), поляна (Оля), простуда (рост), сейчас (ей), снегирь (снег), стакан (так), стрекоза (трек), строка (рок), творог (рог), телевизор (лев), улица (лица), фонарь (фон), честный (ест) (32 слова)
Снег не страшен снегирю. Лебедь живет без бед. На улице много незнакомых лиц. Ната в комнате одна. Пол полотенцем мыть нельзя. Вор лезет через ворота. Темный фон фонарь скрывает. Бабушка уже сплела кружево.
2 класс
Базар (база), ванна (Анна), карандаш (ара), макароны (мак, Макар), монолог (моно, оно), мороз (мор, ор), образ (бра), пирог (пир), полотенце (пол, лот), случай (чай), собака (оба), сочинение (Сочи, очи, чин), спасибо (спас), такой (так), телёнок (ел), янтарь (Ян), валенки (Ленки), весело (сел), ветер (тёр), воробей (вор), ворона (вор), город (род), коньки (конь), крокодил (рок, код), лисица (лис), лучше (луч), майонез (май), работа (раб), урожай (рожа), чемодан (чем, мода), шинель (шина) (31 слово)
С базы на базар привезли бананы. Мой сосед боится ос. Макароны с маком ест на завтрак Макар. За собакой побежали оба мальчика. Голодный теленок ел лён. Ворона клюнула вора. Раб на работе трудится без выходных.
Этимологические справки
Берёза: получила название по белому цвету коры. Много веков назад существовало у древних славян слово «бер», означавшее «блеск», «светлый, белый», от которого и образовалось сначала «берза», а впоследствии – «берёза».
Вчера: общеславянское слово. Произошло от слова «вечер». Значило оно: «Прежде, чем прошедший вечер миновал», то есть «накануне сегодняшнего дня».
Картина: предполагают, что слово образовалось от латинского «карта», которое, в свою очередь, произошло от греческого «хартес» - «бумага».
Комната: латинское слово «камината» - изначально имело значение «отапливаемое помещение». Оно произошло от латинского «каминус» - «очаг».
Лопата: образовано от древнего «лопа» - «плоское расширение». Лопата – «похожая на ладонь».
Ассоциации
1 класс
Девочка (дочка), желток (желтый), задача (тетрадь), календарь (месяцы), колготки (ноги), комната (дом), конец (итог), кружево (плетение), курица (птица), ласточка (крыло), лебедь (белый), лестница (ступени), лошадь (ишак), лягушка (грязь), малина (сладкая), монета (золото), мороженое (эскимо), надо (долг), начало (старт), неделя (семь дней), один (монолог), окно (створка), орех (ядро), ответ (решение),ошибка (опыт), пословица (слово), праздник (поздравление), предмет (вещь), природа (пикник), простуда (сопли), пуговица (кофта), ресницы (веко), рябина (ягода), сейчас (момент), словарик (слово), стакан (чашка), сторож (дозор), стрекоза (муравей), тарелка (еда), творог (пирог), телевизор (смотреть), трамвай (шум), улица (машины), фонарь (плафон), честный (честь), четверть (учеба), шофёр (дорога), щенок (ошейник), эскимо (пломбир).
Мальчик задачу в тетрадь записал. Лестница состоит из ступеней. Белый лебедь – красивая птица. В новом доме много комнат. Сладкая малина растет у бабушки в огороде. Моё самое любимое мороженое – эскимо. В неделе семь дней. Потерялась пуговица от кофты. Рябина – горькая ягода для птиц. Машины на улице громко сигналят. Шофёр на дороге должен быть внимателен. Я помыл все стаканы и чашки. У щенка новый ощейник.
2 класс
Алфавит (азбука), ворота (забор), базар (товар), забор (охрана), зеркало (гадание), карандаш (пенал), ластик (резинка), лопата (стройка), макароны (лапша), мороз (холод), Москва (город), овраг (пропасть), одежда (мода), пальто (весна), перчатка (боксер), пирог (начинка), полотенце (лицо), салфетка (скатерть), случай (ситуация), сосед (комната), сочинение (двойка), спасибо (пожалуйста), теленок (деревня), тетрадь (портфель), узел (веревка), фамилия (паспорт), чеснок (специя), быстро(скорость), валенки (снег), весело (настроение), ветер (смерч), ворона (гнездо), голос (горло), калитка (ограда), корова (молоко), красота (коса), крокодил (болото), лагерь (дети), лисица (хитрость), мебель (кресло), народ (толпа), обман (ложь), обычно (норма), парад (праздник), погода (дождь), работа (зарплата), урожай (овощи), цирк (артист), чемодан (вещи), число (цифра), чучело (музей), шалаш (палатка), электричка (билет), эстафета (дистанция).
На базар привезли новый товар. Я взял карандаш из пенала. Москва – город больших возможностей. Моя любимая начинка для пирогов – вишня. Брат получил за сочинение двойку. Вечером я сложил все тетради в портфель. Многие дети летом уезжают в лагерь. Папа купил билет на электричку. Артист цирка – очень сложная профессия. Фамилию человека можно прочитать в его паспорте.
Стихотворения со словарными словами
Петуха назвали “Петя”-
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот.
Петь не любит, любит мед.
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву… (и).
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой О.
Посмотрите, дети,
Рак летит в ракете.
Ров запрятался в кровать,
Захотелось ему спать.
- Кап, кап, кап, -
Шепчет капуста.
- Без дождя мне очень грустно!
- Ква! – квартира вдруг сказала.
Малышей перепугала.
Око в яблоке сидит,
Свысока на мир глядит.
Пишу я слово «хорошо».
И в каждом слоге буква О!
Буква О в костре живёт.
И, представьте, не боится,
Не горит и не дымится.
Говорить приятно слово: аккуратно,
И запомнить-то легко:
Буква А, две К и О!
А в автобусе едет,
За ним клубится пыль.
И, мимо пролетая,
Чихнул автомобиль.
Пальто, платье и платок
С буквой «А» пиши, дружок!
Не забудь про сапоги!
«А» да «О» им не враги!
Молоко, компот, мороз
И корова, и колхоз,
Борода, отец, корона,
Колесо, ковёр, колонна.
И корзина, и конфеты,
Голос, юмор и котлеты,
И комар, и крокодил,
Богатырь и коллектив.
Их уже давным-давно
Пишут люди с буквой «О».
Запах, запад и закат
Пишем, дети, с буквой «А».
Жёлтый, чёрный и тяжёлый,
Шёлк и щёлк, пришёл и пчёлы,
Шёпот, щёголь и ещё –
Пишем, дети, с буквой «Ё».
1 класс:
У меня большой вопрос
В огороде много роз и один орех
Как составить мне букет
Дайте вы скорей ответ.
Я как честный человек
Всю неделю ждал четверг.
К телевизору спешу,
Но сеанс не нахожу!
Выхожу я из трамвая
И бегу домой.
Наливаю стакан чая,
Ужин грею свой.
На тарелке мой салат.
Очень я покушать рад.
Курица на улицу
Пошла за эскимо.
Петух ей повстречался
И пригласил в кино.
2 класс:
Давно на базаре я не была
И с продавцом диалог завела.
Почём макароны, свежа ли калина?
Ответ получила, сказала: «Спасибо!»
Сосед с собакой к оврагу пошёл
И там он случайно лопату нашёл.
Лопата хранится теперь в гараже,
Её охраняет овчарка уже.
Щегол на берёзе весело пел,
Но ветер подул, и певец улетел.
Пишу сочинение я про Москву,
Скоро пятёрку домой принесу.
Ластик в школу с собою бери,
Увидишь ошибку - скорее сотри.
Я вышел из дома,
Был сильный мороз.
Хотелось в одежду
Мне спрятать свой нос.
Пингвин угостил пирогом бегемота
Разинул он пасть: «Добавки охота!»
Рифмованные строчки
Здесь царица буква «А», без неё никак нельзя!
1 класс:
Абзац, алфавит, диалог, задача, малина, тарелка, салат, стакан, комната, трамвай.
2 класс:
Абажур, авария, базар, давно, забор, кабина, калина, карандаш, макароны, пальто, салфетка, случай, спасибо, фамилия, каблук, калитка, красота, народ, парад, работа, шалаш, эстафета, зеркало.
В каждом слове буква «И», наизусть их заучи!
1 класс:
Привет, природа, улица, эскимо, до свидания, число.
2 класс:
Ластик, пингвин, пирог, шинель, лисица, линия, цирк.
Букву «Е» в слова вставляй и пятёрки получай!
1 класс:
Желток, календарь, кружево, неделя, перемена, предмет, ресницы, рецепт, сеанс, сегодня, сейчас, секрет, секунда, снегирь, стрекоза, телевизор, человек, четверг, щенок, ящерица.
2 класс:
Узел, тетрадь, теленок, чеснок, скатерть, щегол, перчатка, палец, недавно, иней, дежурный, ветер, берёза, валенки, весело, деревня, мебель, мечта, пенал, редкий, ребёнок, резинка, чемодан, электричка.
Тут в словечках буква «О», их запомнить нам легко!
1 класс:
Голос, большой, вопрос, ворота, девочка, колготки, конец, ласточка, много, монета, монолог, мороженое, надо, один, огород, орех, основа, ответ, ошибка, полотенце, поляна, пословица, простуда, словарик, сторож, строка, творог, фонарь, шофер.
2 класс:
Лопата, монолог, мороз, Москва, овраг, овчарка, одежда, сколько, скоро, собака, сосед, сочинение, погода, урожай, обычно, охота, обман, обложка, молоко, крокодил, корова, ковер, ворона, воробей, город, коньки.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра город Радужный
Мнемонические приемы запоминания словарных слов
Автор:
Атаханова Ксения
3-А класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
Руководитель:
Гопиенко Светлана Петровна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
2024 год
Оглавление
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc478596662" HYPER14ВведениеHYPER13 PAGEREF _Toc478596662 \h HYPER143HYPER15
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования.HYPER13 PAGEREF _Toc478596663 \h HYPER144HYPER15
1.1. Что такое мнемотехника (мнемоника)?HYPER13 PAGEREF _Toc478596664 \h HYPER144HYPER15
1.2. Из истории мнемотехники.HYPER13 PAGEREF _Toc478596665 \h HYPER144HYPER15
1. 3. Основные приёмы мнемотехники.HYPER13 PAGEREF _Toc478596666 \h HYPER145HYPER15
ГЛАВА II. Практические основы исследования.HYPER13 PAGEREF _Toc478596667 \h HYPER146HYPER15
2.1. Описание эксперимента.HYPER13 PAGEREF _Toc478596668 \h HYPER146HYPER15
2.2. Диагностический этап.HYPER13 PAGEREF _Toc478596669 \h HYPER146HYPER15
2.3. Организационный этап.HYPER13 PAGEREF _Toc478596670 \h HYPER147HYPER15
2.4. Практический этап.HYPER13 PAGEREF _Toc478596671 \h HYPER147HYPER15
2.5. Обобщающий этап.HYPER13 PAGEREF _Toc478596672 \h HYPER149HYPER15
ЗаключениеHYPER13 PAGEREF _Toc478596673 \h HYPER149HYPER15
Список литературыHYPER13 PAGEREF _Toc478596674 \h HYPER1410HYPER15
Приложение
HYPER15
Введение
Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.
Рене Декарт
Капуста и морковь, троллейбус и автобус, картофель и горох... Чем могут быть похожи в эти слова? Эти слова особенные, они из школьного словаря для обучающихся начальной школы. Слова из словарика так же, как и таблицу умножения, надо знать назубок. Вот если таблица умножения может уместиться на половинке листочка школьной тетрадки, а слов словарных - несметное количество, и с трудом помещаются в огромном толстенном словаре, а уж правописание этих же слов иногда невозможно объяснить. Чтобы выучить правописание этих слов, надо учить и "зубрить", изо дня в день, что приходится очень часто работать с одним и тем же словом. Несомненно, когда ученик любит читать, и у него развито чувство интуиции. А что делать, если ученику, уже несколько лет подряд не удается правильно писать слова абрикос или лопата?
Работа над правописанием слов из словарика - трудная и очень кропотливая. Она ведется из урока в урок, но не всегда остается в памяти обучающихся после применения различных приемов. Я учусь в 3 классе и правописание русских слов изучаю третий год. Я убеждена, что есть много взрослых, которые уже и не помнят, что такое словарные слова и как они когда-то получали неудовлетворительные отметки за ошибку в слове пАльто, повторяющаяся из диктанта в диктант. Хотя даже хорошо образованный человек споткнется о простое казалось бы слово вИнЕгрет.
О том, как же помочь ребятам выучить сложные загадочные орфограммы, и проведена эта работа. Раз уж слова из словаря русского языка такая большая проблема для учающихся, мы хотели бы предложить некоторые рекомендации и приёмы, как эту проблему преодолеть. Думаю, работа будет интересна и родителям. Именно они очень часто помогают детям.
Всем нам хотелось бы, чтобы процесс овладения правописанием слов из словарика был быстр, прост и продуктивен. Однако не каждому человеку это даётся легко.
Учёные доказали, что продуктивность ассоциативной памяти в 25 раз выше продуктивности механической памяти [1]. Использование новых приемов запоминания слов даст возможность сократить время, которое затрачивается на изучение русской лексики. С детства нам известно выражение для запоминания цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Таких приёмов запоминания множество в русском языке, и они называются мнемотехникой (мнемоникой).
Данная тема актуальна, так как овладение грамотным русским языком, в современном мире, является необходимостью, а появление новых возможностей в изучении навыков грамотного письма, позволит сделать процесс изучения интересным и плодотворным.
Цель работы: выявить эффективные мнемонические приёмы и способы запоминания словарных слов.
Задачи:
рассмотреть содержание исходных понятий данного исследования и познакомиться с историей;
проанализировать основные мнемотехнические приемы запоминания словарных слов;
подобрать и применить основные приемы мнемотехники для изучения словарных слов;
апробировать приёмы мнемотехники;
создать альбом Мнемонические приемы и буклет Моя помощница - МНЕМОНИКА.
Объект исследования: словарные слова.
Предмет исследования: мнемотехнические приёмы.
Гипотеза: изучение словарных слов будет наиболее эффективным, если умело использовать на уроках способы развития ассоциативной памяти при помощи приёмов мнемотехники.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методический литературы; сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования; анкетирование, диагностика, описание результатов исследования.
Новизна состоит в том, что в ней проводится анализ существующих приемов мнемотехники и в ходе эксперимента осуществляется отбор наиболее эффективных приемов запоминания слов из словаря.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что представленный в работе алгоритм запоминания слов из словаря может быть использован на уроках русского языка при изучении новых слов и при запоминании уже изученной лексики.
Результаты работы могут заинтересовать учащихся, педагогов, родителей и всех тех, кто желает, чтобы изучение языка давалось им быстро, легко и непринужденно.
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования
1.1. Что такое мнемотехника?
Что же такое мнемотехника? Вот несколько определений мнемотехники, взятых из разных источников.
Мнемотехника (мнемоника) - искусство запоминания, комплекс способов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [2].
Мнемотехника - это система внутреннего письма, которая позволяет последовательно записывать информацию в мозг, преобразованную в комбинации зрительных образов. [3].
1.2. Из истории мнемотехники
История мнемотехники ведет отсчет едва ли не с первобытных времен. Простые способы запоминания появились раньше, чем люди научились писать. Если бы наши предки не умели фиксировать в памяти колоссальные сведения, большинство молитв, легенд, мифов затерялись бы в веках.
По одному из преданий автором первой мнемотехнической системы был древнегреческий поэт Симонид из Кранона (558 — 469 гг. до н. э.). Однажды, примирительно к легенде, Симонид был приглашен на пир, где случилась трагедия, рухнул потолок, кроме Симонида все погибли. Тела погибших невозможно было распознать и Симонид стал вспоминать, в каком порядке располагались гости за столом. И так по местам, которые занимали гости, он смог определить каждого погибшего. Это позволило открыть закон, что по месту расположения предметов появляется возможность восстановить их образы. Симонид стал основоположником метода запоминания.
Древние учёные, такие как Плутарх, Цицерон, Пифагор, Сократ, Квинтилиан масштабно использовали подобные методы. Изучению и описанию мнемотехнических систем посвятил свой труд Аристотель: Мнемоникон [4].
Популярность мнемотехники пришлась на средние века. Интересовались приемами мнемотехники, такие гениальные личности, как Джордано Бруно, Шекспир, Кант.. Также известно, что в театре Шекспира Глобус многие актеры в своих выступлениях использовали приемы мнемотехники, чтобы учить свои роли. Театр Шекспира также известен, как Театр Памяти.
На Руси также пользовались приёмами мнемотехники. Один из ярких примеров – это славянская азбука. Используя приёмы мнемотехники были продуманы названия букв кириллицы. Все буквы имели связь со словами (аз – я, буки – буквы, веди – ведаю).
Двадцатый век – особый в истории развития мнемотехники. Она стала развиваться по всему миру. Перед I мировой войной в Петербурге был даже открыт Мнемотехнический институт.
21 век – информационный век, когда компьютерные технологии открыли перед нами неиссякаемый источник информации. Но потенциал мозга остался на прежнем уровне. Люди не могут охватить всю информацию, не потому, что нет средств, а потому что не всегда умеют работать с информацией, не умеют пользоваться приемами рационального запоминания. Сейчас наблюдается огромный разрыв между быстрым ростом высоких технологий и способностью мозга запомнить информацию.
Изучая историю мнемотехники, можем прийти к выводу: мнемотехника зародилась и применяется с древних времён во многих областях и люди еще в те времена понимали, что мнемотехника значительно облегчает и улучшает процесс запоминания информации.
1. 3. Основные приёмы мнемотехники
Главным способом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, которые имеют визуальное, аудиальное или чувственное представление.
Среди главных мнемонических приемов можно выделить:
Название приема
Описание
Примеры
Слово в слове
В словах из словаря находятся крошечные слова, в которых буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове
простуда (рост),
снегирь (снег),
телевизор (лев),
улица (лица)
Этимология.
Этимология – это наука о происхождении слов. Из этимологического словаря мы узнаем от какого слова произошло словарное слово. В слове родителе буква ударного гласного такая же, как орфограмма в словарном слове.
КАртина: предполагают, что слово образовалось от латинского кАрта, которое, в свою очередь, произошло от греческого хАртес - бумага.
ЛОпата: образовано от древнего лОпа - плоское расширение. Лопата – похожая на ладонь.
Берёза - своё название получила по бЕлому цвету коры.
Ассоциативный ряд
Правописание слова из словаря связывается с ярким ассоциативным образом, который мы вспоминаем при написании слова, помогая правильно написать орфограмму.
Сторож (дозор),
стрекоза (муравей)
лОпата (стрОйка),
мАкароны (лАпша),
мОроз (хОлод),
МОсква (гОрод),
Рифмы
Почему мы легко запоминаем стихотворения? Ввиду, того что в них есть слова, которые рифмуются!
Аллея:
Гуляет Алла по Аллее
Две буквы Л пиши скорее.
ГЛАВА II. Практические основы исследования. Экспериментальное исследование.
2.1. Описание эксперимента
Познакомившись с основными приемами и способами мнемотехники и изучая литературу по данной теме, было принято решение апробировать мнемотехнические приемы. Эксперимент включал в себя четыре этапа: диагностический, организационный, практический, обобщающий этап.
2.2. Диагностический этап
Было проведено анкетирование, в котором принимали участие учащиеся 3А и 3 Б классов, всего - 40 человека, в возрасте от 9 до 10 лет (Приложение 1).
С целью опровержения или подтверждения поставленной гипотезы, провели в 2-х классах письменное анкетирование и устный опрос, в которых принимали участие 40 третьеклассников.
Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:
Нравиться ли тебе изучать словарные слова?
Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?
Что вызывает особую трудность?
Если у тебя особые пути запоминания? Если есть, опиши их.
2.3. Организационный этап
Для проведения эксперимента, было выбрано 20 различных слов. Нами был разработан алгоритм изучения этих слов, с помощью разнообразных приемов мнемотехники: таких, как, слово в слове, ассоциация, рифма, этимология.
Алгоритм изучения слов из словаря:
Слово в слове. Необходимо подобрать слова, в которых можно увидеть крошечное слово, где буква орфограммы такая же, как буква безударного гласного в слове из словаря. И с помощью этого крошечного слова без труда можно запомнить написание слов из словаря.
Этимология. Изучить этимологическую историю различных слов из словаря.
Ассоциации. Создать яркий образ для запоминания слова.
Рифма. Создание рифмовок, содержащих запоминалки.
2.4. Практический этап
Проведя тестирование Заучивание 10 слов, было принято решение выбрать учащихся с одинаковым объемом памяти (высоким) – всего 16 человек и разделить их на 2 группы. Первая группа (8 человек) просто заучивали слова, а вторая группа (8 человек) учила слова с помощью приемов мнемотехники.
Две группы испытуемых заучивали пять дней 50 слов двумя разными способами. После пятидневного запоминания была сделана пауза, в течение недели ученики не изучали новые слова и не работали со старыми. Первая группа использовала традиционные методы запоминания (зазубривание, многократное написание), а вторая группа использовала приемы мнемотехники. Для них была создана группа в социальной сети в Контакте, где была представлена подробная информация о мнемотехнических приемах. Участники группы запоминали слова, выбирая удобный для них прием мнемотехники (Приложение 5).
1 Ассоциации. Создать образ для запоминания слова из словаря. Необходимо читать слова, и представлять образ.
Словарное слово
Образ
газета
бум_А.га,
карман
дыр_А.,
завод
труб_А.,
корабль
в_О.лны,
2.Этимология. Изучая этимологическую историю, мы узнаём, от какого слова произошло слово из словаря. И почти всегда в слове родителе буква ударного гласного идентична, букве безударного гласного в проверочном слове.
Словарное слово
Созвучное русское слово
Комната:
латинское слово камината - с самого начала имело значение отапливаемое помещение. Оно произошло от латинского каминус - очаг.
Вчера:
старославянское слово. Произошло от слова вечер и обозначало: Прежде, чем прошедший вечер миновал, то есть накануне сегодняшнего дня
Картина:
полагают, что слово произошло от латинского карта, которое, в свою очередь, от греческого хартес - бумага
Лопата:
образовано от древнего лопа - плоское расширение. Лопата – похожая на ладонь
3.Рифма. Создание рифмовок, небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Чтобы запомнить информацию, мозг соединят известное с неизвестным. И чтобы научиться управлять процессом запоминания, нужно уметь соединять образы. Образы можно соединить, используя мнемотехнический приём – рифмы.
Соединим образы приёмом рифмы на примере следующих слов:
Словарные слова
Рифма
Абажур, авария, базар, давно, забор, кабина, калина, карандаш, макароны, пальто, салфетка, случай, спасибо, фамилия, каблук, калитка, красота, народ, парад, работа, шалаш, эстафета, зеркало.
Здесь царица буква А, без неё никак нельзя!
Пальто, платье и платок
С буквой А пиши, дружок!
Аллея:
Гуляет Алла по Аллее
Две буквы Л пиши скорее
4.Слово в слове. В некоторых словах из словаря находятся крошечные слова, в которых буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове. И с помощью этого крошечного слова без труда можно запомнить написание слова из словаря.
Словарные слова
Слово в слове
ласточка
точка
ворона
вор
сочинение
Сочи
творог
рог
Ежедневно, в течение пяти дней, запоминали десяток слов, всего 20 слов, 10 из них, как и раньше просто заучивали и многократно повторяли; оставшиеся 10 слов запоминали с использованием приемов: слово в слове, этимология, ассоциация, рифма.
2.5. Обобщающий этап
Из 50 заученных слов первая группа испытуемых (традиционное запоминание) назвали в среднем 45 слов (86%). Из 50 слов, запоминаемых с помощью мнемотехники, запомнилось 50 слов (100%). Проверка слов через неделю дала следующие результаты. Первая группа испытуемых смогли назвать 34 слова (68%), а группа, которая запоминала слова с помощью приемов мнемотехники, вспомнила 48 слов (96%). Для оставшихся 2-х слов, возможно, были подобраны не самые яркие ассоциации, рифмы, так как остальные 48 вспоминались достаточно легко.
Результаты:
Простое запоминание слов дает эффект лишь в течении короткого отрезка времени, 1 или 2 дня, затем слова стираются из памяти.
Запоминание с помощью мнемонических приемов позволяет сохранить информацию надолго.
Запоминание с использованием приемов мнемотехники, требует определенного отрезка времени, и не все подобранные образы и рифмы для запоминаемых слов одинаково эффективны. Если слово не запоминается с одним образом, необходимо подбирать наиболее яркий образ или ассоциацию.
Выполняя исследовательскую работу, мы познакомились с основными приемами мнемотехники, как способами запоминания слов из словаря. Результаты эксперимента подтверждают гипотезу: активное использование мнемотехнических приемов, способствует запоминанию слов из словаря, и что самое главное - это запоминание не краткосрочное, а долгосрочное. К тому же мнемотехника развивает воображение и способность мыслить.
Экспериментальным путем было доказано, что применение приемов мнемотехники, таких как слово в слове, этимология, ассоциации, рифмы, которые позволяют эффективно и надолго запоминать слова из словаря.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что её можно активно использовать на уроках русского языка при изучении новых слов и при запоминании уже изученной лексики, выполняя домашние задания и работая в классе.
Познакомившись с разными способами и приемами запоминания словарных слов, познакомила с ними учеников третьего класса на занятиях по внеурочной деятельности РПД. Большинство из них стали ими пользоваться. Мне бы очень хотелось, чтобы все ученики дружили со словарными словами. С этой целью мы изготовили буклет Моя помощница - МНЕМОНИКА. Подарила буклет в нашу библиотеку. Надеюсь, буклет окажется очень полезным для обучающихся нашей школы. Буду очень рада!
Список литературы
Анохина Т.М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Волгоград: Учитель, 2007. – 269 с.
Е.В. Волкова и др. Русский язык.1-4 классы: словарная работа на уроке. Эффективная методика. -Волгоград: учитель, 2009.-94с.
http://festival.1september.ru
https://doc4web.ru (автор: Королихина М.В.)
http://www.metodika.ru /
Дмитриева В.Г. Словарные слова: Практическое пособие для школьников младших классов. Корона принт, 2000. – 64 с.
Сычева Н. Словарные слова 1-2 класс. М: АСТ, 2015. – 222 с.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2004 – 398 с.
Приложение №1
Анкета.
1.Нравиться ли тебе изучать словарные слова?
2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?
3.Что вызывает особую трудность?
4.Если у тебя особые пути запоминания? Если есть, опиши их.
Приложение 2
Анализ анкетирования
1.Нравиться ли тебе изучать словарные слова?
2. Трудно ли тебе даётся запоминание словарных слов?
3.Что вызывает особую трудность?
4.Если у тебя особые пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.
Первый способ – заучивание: учащиеся как стих повторяют слова, пока не запомнят. Второй: запоминание на уроке, после многократного повторения за учителем и при выполнении упражнений.
Приложение 3
Описание методики "Заучивание 10 слов" А.Р. Лурия
Зачитываются десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт повторяют 5 раз, только при последующих повторениях инструкцию не зачитывают заново. Для проверкидолговременной памяти, учащегося просят воспроизвести слова спустя некоторое время после эксперимента.
Протокол тестирования Заучивание 10 слов
Дата Ф.И.О. Возраст Класс
№
1
2
3
4
5
Спустя час
Оценка результатов:
1 уровень - очень высокий. Получает испытуемый, если объем памяти составляет 9 -10 единиц. Отражает большой объем памяти, способность сохранять информацию.
2 уровень – высокий. Оценивается объем памяти, если он равен 7 или 8 единицам. Отражает достаточно большой объем памяти, способность сохранять информацию.
3 уровень – средний. Получает испытуемый, имеющий объем памяти, составляющий 4-6 единиц. Отражает соответствующий возрасту объем памяти, способность сохранять достаточно информации.
4 уровень - низкий. Ставится в том - случае, если объем памяти составляет 1 - 3 единицы. Отражает недостаточный объем памяти и способность сохранять информацию.
5 уровень - очень низкий. Объём памяти равен нулю. Отражает низкую способность к запоминанию.
Приложение 4
20 слов, запоминаемых с помощью приемов мнемотехники.
Слово в слове
1 класс
Ворота (вор), задача (ад), йод (йо-йо), колготки (кол), комната (Ната), до свидания (вид), конец (он), кружево (уже), ласточка (точка), лебедь (бед), лестница (ест), малина (мал), много (ого), монета (он), огород (город), орех (ор), основа (ос), полотенце (пол, поло), поляна (Оля), простуда (рост), сейчас (ей), снегирь (снег), стакан (так), стрекоза (трек), строка (рок), творог (рог), телевизор (лев), улица (лица), фонарь (фон), честный (ест) (32 слова)
Снег не страшен снегирю. Лебедь живет без бед. На улице много незнакомых лиц. Ната в комнате одна. Пол полотенцем мыть нельзя. Вор лезет через ворота. Темный фон фонарь скрывает. Бабушка уже сплела кружево.
2 класс
Базар (база), ванна (Анна), карандаш (ара), макароны (мак, Макар), монолог (моно, оно), мороз (мор, ор), образ (бра), пирог (пир), полотенце (пол, лот), случай (чай), собака (оба), сочинение (Сочи, очи, чин), спасибо (спас), такой (так), телёнок (ел), янтарь (Ян), валенки (Ленки), весело (сел), ветер (тёр), воробей (вор), ворона (вор), город (род), коньки (конь), крокодил (рок, код), лисица (лис), лучше (луч), майонез (май), работа (раб), урожай (рожа), чемодан (чем, мода), шинель (шина) (31 слово)
С базы на базар привезли бананы. Мой сосед боится ос. Макароны с маком ест на завтрак Макар. За собакой побежали оба мальчика. Голодный теленок ел лён. Ворона клюнула вора. Раб на работе трудится без выходных.
Этимологические справки
Берёза: получила название по белому цвету коры. Много веков назад существовало у древних славян слово бер, означавшее блеск, светлый, белый, от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – берёза.
Вчера: общеславянское слово. Произошло от слова вечер. Значило оно: Прежде, чем прошедший вечер миновал, то есть накануне сегодняшнего дня.
Картина: предполагают, что слово образовалось от латинского карта, которое, в свою очередь, произошло от греческого хартес - бумага.
Комната: латинское слово камината - изначально имело значение отапливаемое помещение. Оно произошло от латинского каминус - очаг.
Лопата: образовано от древнего лопа - плоское расширение. Лопата – похожая на ладонь.
Ассоциации
1 класс
Девочка (дочка), желток (желтый), задача (тетрадь), календарь (месяцы), колготки (ноги), комната (дом), конец (итог), кружево (плетение), курица (птица), ласточка (крыло), лебедь (белый), лестница (ступени), лошадь (ишак), лягушка (грязь), малина (сладкая), монета (золото), мороженое (эскимо), надо (долг), начало (старт), неделя (семь дней), один (монолог), окно (створка), орех (ядро), ответ (решение),ошибка (опыт), пословица (слово), праздник (поздравление), предмет (вещь), природа (пикник), простуда (сопли), пуговица (кофта), ресницы (веко), рябина (ягода), сейчас (момент), словарик (слово), стакан (чашка), сторож (дозор), стрекоза (муравей), тарелка (еда), творог (пирог), телевизор (смотреть), трамвай (шум), улица (машины), фонарь (плафон), честный (честь), четверть (учеба), шофёр (дорога), щенок (ошейник), эскимо (пломбир).
Мальчик задачу в тетрадь записал. Лестница состоит из ступеней. Белый лебедь – красивая птица. В новом доме много комнат. Сладкая малина растет у бабушки в огороде. Моё самое любимое мороженое – эскимо. В неделе семь дней. Потерялась пуговица от кофты. Рябина – горькая ягода для птиц. Машины на улице громко сигналят. Шофёр на дороге должен быть внимателен. Я помыл все стаканы и чашки. У щенка новый ощейник.
2 класс
Алфавит (азбука), ворота (забор), базар (товар), забор (охрана), зеркало (гадание), карандаш (пенал), ластик (резинка), лопата (стройка), макароны (лапша), мороз (холод), Москва (город), овраг (пропасть), одежда (мода), пальто (весна), перчатка (боксер), пирог (начинка), полотенце (лицо), салфетка (скатерть), случай (ситуация), сосед (комната), сочинение (двойка), спасибо (пожалуйста), теленок (деревня), тетрадь (портфель), узел (веревка), фамилия (паспорт), чеснок (специя), быстро(скорость), валенки (снег), весело (настроение), ветер (смерч), ворона (гнездо), голос (горло), калитка (ограда), корова (молоко), красота (коса), крокодил (болото), лагерь (дети), лисица (хитрость), мебель (кресло), народ (толпа), обман (ложь), обычно (норма), парад (праздник), погода (дождь), работа (зарплата), урожай (овощи), цирк (артист), чемодан (вещи), число (цифра), чучело (музей), шалаш (палатка), электричка (билет), эстафета (дистанция).
На базар привезли новый товар. Я взял карандаш из пенала. Москва – город больших возможностей. Моя любимая начинка для пирогов – вишня. Брат получил за сочинение двойку. Вечером я сложил все тетради в портфель. Многие дети летом уезжают в лагерь. Папа купил билет на электричку. Артист цирка – очень сложная профессия. Фамилию человека можно прочитать в его паспорте.
Стихотворения со словарными словами
Петуха назвали “Петя”-
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот.
Петь не любит, любит мед.
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву… (и).
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой О.
Посмотрите, дети,
Рак летит в ракете.
Ров запрятался в кровать,
Захотелось ему спать.
- Кап, кап, кап, -
Шепчет капуста.
- Без дождя мне очень грустно!
- Ква! – квартира вдруг сказала.
Малышей перепугала.
Око в яблоке сидит,
Свысока на мир глядит.
Пишу я слово хорошо.
И в каждом слоге буква О!
Буква О в костре живёт.
И, представьте, не боится,
Не горит и не дымится.
Говорить приятно слово:аккуратно,
И запомнить-то легко:
Буква А, две К и О!
Ав автобусе едет,
За ним клубится пыль.
И, мимо пролетая,
Чихнул автомобиль.
Пальто, платье и платок
С буквой А пиши, дружок!
Не забудь про сапоги!
А да О им не враги!
Молоко, компот, мороз
И корова, и колхоз,
Борода, отец, корона,
Колесо, ковёр, колонна.
И корзина, и конфеты,
Голос, юмор и котлеты,
И комар, и крокодил,
Богатырь и коллектив.
Их уже давным-давно
Пишут люди с буквой О.
Запах, запад и закат
Пишем, дети, с буквой А.
Жёлтый, чёрный и тяжёлый,
Шёлк и щёлк, пришёл и пчёлы,
Шёпот, щёголь и ещё –
Пишем, дети, с буквой Ё.
1 класс:
У меня большой вопрос
В огороде много роз и один орех
Как составить мне букет
Дайте вы скорей ответ.
Я как честный человек
Всю неделю ждал четверг.
К телевизору спешу,
Но сеанс не нахожу!
Выхожу я из трамвая
И бегу домой.
Наливаю стакан чая,
Ужин грею свой.
На тарелке мой салат.
Очень я покушать рад.
Курица на улицу
Пошла за эскимо.
Петух ей повстречался
И пригласил в кино.
2 класс:
Давно на базаре я не была
И с продавцом диалог завела.
Почём макароны, свежа ли калина?
Ответ получила, сказала: Спасибо!
Сосед с собакой к оврагу пошёл
И там он случайно лопату нашёл.
Лопата хранится теперь в гараже,
Её охраняет овчарка уже.
Щегол на берёзе весело пел,
Но ветер подул, и певец улетел.
Пишу сочинение я про Москву,
Скоро пятёрку домой принесу.
Ластик в школу с собою бери,
Увидишь ошибку - скорее сотри.
Я вышел из дома,
Был сильный мороз.
Хотелось в одежду
Мне спрятать свой нос.
Пингвин угостил пирогом бегемота
Разинул он пасть: Добавки охота!
Рифмованные строчки
Здесь царица буква А, без неё никак нельзя!
1 класс:
Абзац, алфавит, диалог, задача, малина, тарелка, салат, стакан, комната, трамвай.
2 класс:
Абажур, авария, базар, давно, забор, кабина, калина, карандаш, макароны, пальто, салфетка, случай, спасибо, фамилия, каблук, калитка, красота, народ, парад, работа, шалаш, эстафета, зеркало.
В каждом слове буква И, наизусть их заучи!
1 класс:
Привет, природа, улица, эскимо, до свидания, число.
2 класс:
Ластик, пингвин, пирог, шинель, лисица, линия, цирк.
Букву Е в слова вставляй и пятёрки получай!
1 класс:
Желток, календарь, кружево, неделя, перемена, предмет, ресницы, рецепт, сеанс, сегодня, сейчас, секрет, секунда, снегирь, стрекоза, телевизор, человек, четверг, щенок, ящерица.
2 класс:
Узел, тетрадь, теленок, чеснок, скатерть, щегол, перчатка, палец, недавно, иней, дежурный, ветер, берёза, валенки, весело, деревня, мебель, мечта, пенал, редкий, ребёнок, резинка, чемодан, электричка.
Тут в словечках буква О, их запомнить нам легко!
1 класс:
Голос, большой, вопрос, ворота, девочка, колготки, конец, ласточка, много, монета, монолог, мороженое, надо, один, огород, орех, основа, ответ, ошибка, полотенце, поляна, пословица, простуда, словарик, сторож, строка, творог, фонарь, шофер.
2 класс:
Лопата, монолог, мороз, Москва, овраг, овчарка, одежда, сколько, скоро, собака, сосед, сочинение, погода, урожай, обычно, охота, обман, обложка, молоко, крокодил, корова, ковер, ворона, воробей, город, коньки.
8
HYPER13PAGE HYPER15
20
HYPER13PAGE HYPER15