Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников | Аксенова Ольга Николаевна. Работа №338603
Аннотация: Статья исследует использование мнемотаблиц в обучении детей дошкольного возраста. Автор рассматривает методику создания и применения мнемотаблиц для стимуляции развития речи, повышения логического мышления и улучшения памяти у детей. Статья предлагает практические рекомендации для родителей и педагогов, а также исследует психологические аспекты использования данной методики в образовательном процессе.
Ключевые слова: мнемотаблицы, связная речь, дошкольники, обучение, логическое мышление, память.
Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников
Аксёнова Ольга Николаевна, воспитатель
ТМК ОУ «Катырыкская начальная школа - детский сад»
Аннотация: Статья исследует использование мнемотаблиц в обучении детей дошкольного возраста. Автор рассматривает методику создания и применения мнемотаблиц для стимуляции развития речи, повышения логического мышления и улучшения памяти у детей. Статья предлагает практические рекомендации для родителей и педагогов, а также исследует психологические аспекты использования данной методики в образовательном процессе.
Ключевые слова: мнемотаблицы, связная речь, дошкольники, обучение, логическое мышление, память.
Одной из важнейших задач воспитателя дошкольного учреждения является развитие связной речи у детей. Связная речь играет огромную роль в формировании мышления, развитии памяти, а также способствует эффективному общению с окружающими. Дети с развитой связной речью легче справляются с учебным материалом, активнее участвуют в общении и общественной жизни.
Одним из эффективных средств развития связной речи являются мнемотаблицы. Мнемотаблица — это специальная таблица, в которой информация представляется в виде ассоциации. Через ассоциацию связывается информация, что облегчает ее запоминание и последующую воспроизведение. Мнемотаблицы развивают у детей внимание, мышление, логику, ассоциативное мышление, память и моторику.
Применение мнемотаблиц в дошкольном образовательном процессе позволяет воспитателю сделать занятия более интересными и увлекательными. С их помощью можно объяснять и запоминать новые слова, соотносить их с конкретными предметами, а также развивать логическое мышление. Мнемотаблицы особенно полезны при обучении элементарным математическим операциям, таблицам умножения и деления, алфавиту и другим базовым знаниям.
Методика использования мнемотаблиц в работе с детьми имеет ряд плюсов. Во-первых, она позволяет воспитателю индивидуализировать образовательный процесс, так как каждый ребенок может самостоятельно выбирать наиболее подходящую для него ассоциацию. Во-вторых, использование мнемотаблиц способствует развитию воображения и креативности детей, так как они сами могут создавать свои ассоциации
Мнемотаблицы могут помочь в развитии речи дошкольников, поскольку способствуют формированию и развитию творческого мышления, улучшению памяти и воображения ребенка. Благодаря мнемотаблицам, дети научатся связывать слова с предметами или образами, а также развивать умение строить связные рассказы.
Этот метод также помогает развивать словарный запас у детей, расширяя их кругозор и обогащая их речь. Мнемотаблицы позволяют учить новые слова с помощью увлекательных иллюстраций, что делает процесс обучения более интересным и запоминающимся.
Кроме того, использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками способствует развитию других познавательных навыков, таких как классификация, сортировка и сопоставление. Дети, работая с таблицами и схемами, научатся систематизировать информацию и распознавать паттерны и связи между предметами и явлениями.
Мнемотаблицы - отличное средство развития связной речи у дошкольников. Построение эффективных мнемотаблиц для детей требует учета нескольких принципов. Во-первых, важно использовать яркие и запоминающиеся образы. Для этого рекомендуется визуализировать ключевые слова с помощью ярких цветов, ассоциаций и изображений. Во-вторых, нужно использовать простой и доступный для дошкольников язык. Мнемотаблицы должны быть легко понятными и простыми для запоминания. В-третьих, важно поддерживать связь с реальным миром и интересами детей. Чем ближе контекст мнемотаблицы к повседневной жизни ребенка, тем легче и быстрее он сможет ее запомнить. При построении мнемотаблиц стоит также учитывать возрастные особенности и когнитивные способности детей. Соблюдение этих принципов поможет создать эффективные и понятные мнемотаблицы, способствующие развитию связной речи у дошкольников.
В ходе занятий с дошкольниками я часто использую мнемотаблицы как эффективное средство развития связной речи. Они помогают детям лучше запоминать информацию и структурировать свои мысли, что способствует развитию речевых навыков. Приведу несколько примеров, как я интегрирую мнемотаблицы в занятия:
1. Сюжетные карты: создаем вместе с детьми картинки или слова, отображающие основные события и персонажей сказки или рассказа. После этого просим каждого рассказать свою версию истории, используя созданную карту в качестве опоры.
2. Распознавание объектов: используем мнемотаблицы для обучения лексики и расширения словарного запаса. Например, на картинке изображены различные фрукты, а рядом с ними их названия. Дети должны соединить изображение с правильным словом и рассказать о выбранном фрукте.
3. Составление рассказа: предлагаем детям мнемотаблицу с изображениями объектов или действий, которую они должны использовать для составления своего рассказа. Такие задания развивают логическое мышление, фантазию и навыки повествования.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми не только делает занятия интересными и разнообразными, но и способствует развитию их речевых способностей.
Подводя итоги, можно сказать, что использование мнемотаблиц – это эффективный метод развития связной речи у дошкольников. По моим наблюдениям, внедрение этой методики в практику образовательного процесса обеспечивает множество положительных результатов и имеет неоспоримые преимущества:
1 Использование мнемотаблиц активизирует память детей и помогает им лучше запомнить и усвоить новые знания.
2 Мнемотаблицы развивают логическое мышление и способность анализировать информацию.
3 Помогают развивать творческое мышление у детей.
4 Это интерактивный и увлекательный способ обучения, который увеличивает мотивацию к изучению новой информации.
Список литературы
1. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. // Метод. пособие для воспитателей доу. - Л. Е. Белоусова. - СПб. - Детство-Пресс. - 2003. – с 119.
2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» -Москва, 2017г.
3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб, 2017г.