Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мнемотехнические приёмы на уроках химии. | Ханжина Елена Николаевна. Работа №218753

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ханжина Елена Николаевна
Мнемотехнические приемы на уроках химии. Помогают быстро и надолго запомнить  материал.

Мнемотехнические приемы.

Химия – один из самых сложных школьных предметов. Ребята, которым нравится химия, как предмет , как правило понимают и осмысливают материал, но это недостаточно. Как показывает практика, большие сложности возникает у учащихся запоминание материала: номенклатура, термины, правила, уравнения некоторых химических реакций и т.д. Для успешного освоения материала следует запомнить значительное количество информации и быстро «извлекать» ее из памяти в нужный момент. Как показывает практика, не заучив данную информацию, учащийся не только не сможет эффективно освоить школьный курс химии, но и успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому мы стараемся применять уже имеющиеся мнемотехнические приемы и придумывать свои. Учащимся это нравится и очень помогает при изучении предмета. Курсивом выделены наши мнемотехнические приемы.

 

Неорганическая химия.

 

«Правила техники безопасности в кабинете химии».

Лей кислоту поверх воды,

 

А то недолго до беды!

Сначала вода, а затем кислота,

Иначе случится большая беда.

 

Знаки химических элементов.

Часто путают знаки калия и кальция. Предлагаю такой мнемотехнический приём:

К - калий (знак из 1-й буквы и в названии меньше букв)

Са - кальций (знак из 2-х букв и в названии больше букв)

Пример: фосфор, знак «Р». «

Р

» - это русская буква «эр». На «эр» - слово «рыба», в рыбе много фосфора.

Надо сильно попотеть

Вечером и утром,

Чтоб запомнить: слово «медь»

По-латыни – «купрум».

 

Химические формулы.

Сапоги мои того – пропускают Н

2

О.

Валентности:

(валентность на первых уроках представляют как количество рук для образования связей с другими атомами).

Одновалентные

Натрий, калий, серебро — одновалентное добро.

Натрий, калий и аргентум — навсегда одновалентны.

Калий, натрий, серебро с водородом заодно, литий мимо пробегал, фтору тут же напинал.

Двухвалентные

Магний, кальций, цинк и барий - их валентность равна паре.

Трехвалентные

Железо, алюминий, хром — их валентность равна трём.

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.

 

Номенклатура неорганических соединений.

 

Названия кислотных остатков

кислородосодержащих кислот

Названия бинарных соединений с с неметаллом данной кислоты

= SO4 cульфат

= S cульфид

- NO3 нитрат

N нитрид

= CO3 карбонат

C-4 карбид

 

= SiO3 силикат

Si-4 силицид

ClO

4

перхлор

ат

-Cl хлорид

≡PO4 фосфат

P фосфид

 

 

Химические свойства неорганических веществ

.

Водород.

Если в звуке слышишь лай, водород не поджигай. Опыты веди разумно, водород горит бесшумно.

 

Получишь газы из воды,

Смешаешь вместе – жди беды.

(Смесь из воды и кислорода)

 

Кислород.

В нем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз.

Дышит им любой из нас

Каждый миг и каждый час.

 

Перекись к нам в кровь пришла,

Катализатор там нашла.

Выделился кислород,

И убил микробов род.

 

Сера

Сера в воздухе горит, выделяет ангидрид.

Ангидрид – пахучий газ,

Слезы капают из глаз.

Ангидрид плюс вода,

Получилась кислота (серная).

 

Кислоты.

Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться – цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

Вмиг пускает пузыри!

И опасны для работы,

Эти жгучие - Кислоты.

 

От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда.

И я бросаюсь в воду без оглядки,

Здесь я оранжевый практически всегда.

 

Кислота тепла боится,

Быстро в воду и газ превратится.

(Угольная и сернистая кислота)

 

Немного

смешным

, как большинство мнемонических правил, кажется на первый взгляд памятка о пассивации в концентрированной серной и азотной кислотах Железа, Алюминия и Хрома, что вызывает у них, говоря по-белорусски, ЖАХ!!! (Ужас, страх). (ХА

Ф-

хром, алюминий,

феррум

)

.

 

Химические реакции.

Тепловой эффект химической реакции:

Трудности запоминания специфики экзо- и эндотермических процессов преодолеваются нами, когда с термином «экзо» ассоциируются экзотические страны, в которых обычно тепло.

Эндотермические реакции – надо тепло (буква Д)

Экзотермические реакции- тепло не нужно, за дверь, за борт и т.д.(буква З).

 

Химическое равновесие:

- Q + N2 +3H2 ↔2NH3+Q

Смещение химического равновесия.

Температура для смещения химического равновесия и тепловой эффект химической реакции - обратно-пропорциональная зависимость.

Тепло выделяется – температуру надо понижать (↓Т)

Тепло поглощается – температуру надо повышать(↑Т)

Давление и объем: обратно-пропорциональная зависимость.

Объем уменьшается – давление нужно повышать.(4V 2V)

Объем увеличивается – давление нужно понизить. (4V2V)

 

«

Окислительно

-восстановительные реакции»

.

 

Восстановитель — это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.

Если заряд «+» - недостаток электронов (палочку дорисовываем – буква Н).

Если заряд

«-

» Лишние электроны (палочку дорисовываем –лежащая буква Л).

Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт. При этом окисляется и степень повышается.

Восстановитель — это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.

Окислитель — это грабитель (в процессе

окислительно

-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны).

Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличением радиуса их атомов.

1-3 “рубля” в кармане – это мало. Потеряешь и не заметишь.

 

S -2 S 0 S+2 S +4 S +6

Только Только

Восстановитель Окислитель

 

(по алфавиту сначала В -------------------------------------------------потом О)

 

 

Метод электронного баланса

Н2S + O2H2O+ SO2

 

S-2 6e = S+4 + (дописываем палочку справа – буква Н – не хватает 4е)

O2O + 4e =2O-2 ─ (дописывает горизонтальную палочку – лежащая буква Л – лишние 2е)

 

Математическая проверка:

S-2 6e = S+4 (-2 –(-6) = +4)

O2O + 4e =2O-2 (0+(-4) = 2*(-2) = -4)

 

Азот

.

Горение аммиака:

NH3 + O2 = N2 + H2O

kat

NH3 + O2 = NО + H2O

Обычное горение - чаще всего образуются оксиды.

Аммиак особый газ (две реакции взаимодействия с кислородом, обычное горение – убираем кислород у азота в правой части уравнения – образуется чистый азот).

 

Разложение солей аммония:

NH4NO3 = N2O +H2O

NH4NO2 = N2 +H2O

 

Нитраты – яды. Поел арбуз, выращенный на нитратах – проблемы с с кишечником – унитаз, «смеешься». В продуктах реакции веселящий газ - тоже «смеёшься».

 

 

Теория электролитической диссоциации

.

 

Реакции ионного обмена» и три условия, когда реакции идут до конца:

Если выделится газ – это раз, иль получится вода – это два, а еще – нерастворимый осаждается продукт… «Есть осадок» – говорим мы. Это третий важный пункт.

Химик правила обмена не забудет никогда: в результате непременно будет газ или вода, выпадет осадок – вот тогда порядок!

 

Сильные и слабые электролиты.

Сильные кислоты:

САХИБ (арабское имя)

С - серная кислота

А- азотная кислота

Х- хлороводородная кислота

И- иодоводородная кислота

Б- бромоводородная кислота

Конечно сильных кислот больше, но для учащегося 9 класса этого вполне достаточно.

Для более старших учащихся можно использовать формулу:

НxЭОу если у - x 2, то кислота сильная.

 

Сильные основания:

5+3 пять щелочных и три щелочноземельных, смотри таблицу Менделеева;

5+3 пять активных в ряду напряжения металлов (которые висят в школе) и три редко встречающиеся активные металлы – рубидий, цезий и стронций.

 

 

Свойства неметаллов.

Взаимодействие неметаллов с кислотами:

Запоминание неметаллов, которые взаимодействуют с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой любой концентрации: СУП – сера, углерод, фосфор. Один из вкусных супов – это борщ, в него обязательно кладется кислота…

 

 

Взаимодействие неметаллов со щелочами:

Запоминание неметаллов, которые взаимодействуют со щелочами.

SiPS кремний, фосфор, сера.

 

Свойства кислот.

Холодные концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют некоторые металлы. Это XAФ – хром, алюминий, железо (феррум).

 

 

 

 

Химические постоянные.

Ну, и наконец, самую первую изученную постоянную в химии – постоянную Авогадро NA = 6 . 1023 можно запомнить так:

Авогадро знают дети, шесть на десять в двадцать третьей.

 

Органическая химия.

Гомологи –

одноклассники.

У

глеводороды.

Номенклатура алканов:

Милый – Метан

Этичный – Этан

ПРактичный - ПРопан

Барашек - Бутан

Пасется – Пентан

 

Химические свойства алканов:

Разложение метана:

2СН4НССН + 3Н2 (Т - 1500°) температура больше, чем во второй реакции, вещество имеет более большую формулу - НССН .

СН4С + 2Н2 (Т - 1000°) температура меньше, чем в первой реакции, вещество имеет маленькую формулу - С.

 

 

Правила

Марковникова и Зайцева

:

«Найдешь ли справедливость тут, где действуют двойные связи:
Где много водорода - так еще дадут, где мало - так отнимут сразу!»

 

Праздник во дворце - столик с одноклассниками и пенсионерами, если есть одно свободное место идешь к одноклассникам, а не к пенсионерам, кушать морковку- правила Марковникова.

 

Праздник во дворце один ученик сидит за столиком с одноклассниками, а другой за столиком с пенсионерами, убежит первым ученик, сидящий с пенсионерами – ему скучно. Убегают зайцы… правило Зайцева.

 

Цис

транс изомерия

.

 

 

 

 

 

Расстояние между метильными радикалами

цис- транс-

три буквы - мало букв пять букв- много букв

расстояние маленькое расстояние большое, преодолевают на траспорте

 

Реакция

Кучерова

Кучер кушал ложкой ртуть

Разболелось пузо-жуть

Там кетон и альдегид,

Потому живот болит.

 

КУчеР

Р – условия ртуть.

К – 3 палочки, 3 углерода = Кетон

У – 2палочки, 2 углерода = Уксусный альдегид

Арены.

Н

оменклатура.

 

 

 

 

 

 

 

 

- орто-положение - около, пара - напротив и мета- между орто и пара положениями.

 

Крезол

1буква Л - 1 метильный радикал

зол – функциональная группа спиртов Н

(спирты – это зло для здоровья)

Ксилол -

2буквы Л - 2- метильных радикала

 

 

Хлорирование бензола:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При разных условиях типы химических реакций разные.

На свету идет реакций присоединения. Свет – это солнце, продукт химической реакции визуально похож на солнце.

 

Второй вариант запоминания, это сравнение с алканами. У алканов идет реакция замещения на свету, а у аренов на свету присоединение. Разные классы – разные типы реакций при одних условиях и при разных условиях один тип химической реакции. Что-то одно должно быть разное.

 

Тема «Спирты».

Дегидратация спиртов.

Межмолекулярная – идет при Т=140, при меньшей Т

Внутримолекулярная - идет при Т=180°- 200, при высокой Т.

 

Взаимодействие

галогеналканов

со щелочами при разных условиях:

СН3H2Сl +KOH = СН3 - СH2ОН +КСl

(в водном растворе - Нахлебался – обменялся)

СН3H2Сl +KOH = СН2H2 +КСl +НОН

(в спиртовом растворе - Напился – отщепился)

 

Получение метанола. Мало в какой литературе указан тепловой эффект данной реакц

ии и её

условия, да и запомнить это достаточно сложно.

В школьном учебнике – реакция получения аммиака встречается неоднократно, на ней показываю химическое равновесие, решение задач на закон Авогадро и т.д. эти две реакции сходны по условиям и тепловому эффекту:

N2 +3H2 ↔2NH3+Q

CO +2H2↔CH3OH+Q

Условия: температура, давление и катализатор.

 

Альдегиды, карбоновые кислоты.

Номенклатура альдегидов, карбоновых кислот.

Первый вариант:

Муравьиный альдегид (кислота) – 1 С – самый маленький - муравей

Уксусный альдегид (кислота) – У - 2С - две палочки при написании буквы

Пропионовый альдегид (кислота) - П- 3С - три палочки при написании буквы

Масляный альдегид (кислота) - М- 4С - четыре палочки при написании буквы

Валериановый альдегид (кислота) – 5С - пять палочек при написании буквы

либо валерьянка – хорошо – «5» по химии

Капроновый альдегид (кислота) – капрон – 6 букв.

 

Запомните названия и индексы в формулах карбоновых кислот.

Использование логических связей:

C15H31COOH - «Пальмитиновая»

Индекс «15» (Пятнадцать) и название «Пальмитиновая» – начинаются с буквы «П».

C17H35COOH - «Стеариновая»

Индекс «17» (Семнадцать) и название «Стеариновая» - начинаются с буквы «С».

C16H33COOH

Между ними находится Маргариновая кислота. «Между ними» и «Маргариновая» - начинаются с буквы «М».

 

С17Н31СООН – олеиновая кислота, непредельная карбоновая кислота, входит в состав жидких жиров – подсолнечное масло «Олейна».

 

Углеводы.

Другой прием мы используем со школьниками при изучении темы «углеводы». Чтобы запомнить, какая форма глюкозы входит в состав полисахарида отмечаем, что альфа-глюкоза образует крахмал. Начальные буквы их названий идут по алфавиту раньше, чем у бета глюкозы, которая образует целлюлозу.

 

Обычно у учащихся, а иногда и учителей (у всех у нас память не идеальная) возникают трудности с записыванием циклической структурной формулы α- и β- глюкозы.

 

При написании циклической формулы глюкозы

α- глюкоза

(1 петелька в букве – 1 одиночная гидроксо группа сверху – в положении 3)

 

 

 

β- глюкоза (2 петельки в букве – 2 одиночных гидроксо группы сверху - в положении 1 и 3)

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×