Мнемотехнические приёмы на уроках химии. | Ханжина Елена Николаевна. Работа №218753
Автор: Ханжина Елена Николаевна
Мнемотехнические приемы на уроках химии. Помогают быстро и надолго запомнить материал.
Мнемотехнические приемы.
Химия – один из самых сложных школьных предметов. Ребята, которым нравится химия, как предмет , как правило понимают и осмысливают материал, но это недостаточно. Как показывает практика, большие сложности возникает у учащихся запоминание материала: номенклатура, термины, правила, уравнения некоторых химических реакций и т.д. Для успешного освоения материала следует запомнить значительное количество информации и быстро «извлекать» ее из памяти в нужный момент. Как показывает практика, не заучив данную информацию, учащийся не только не сможет эффективно освоить школьный курс химии, но и успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому мы стараемся применять уже имеющиеся мнемотехнические приемы и придумывать свои. Учащимся это нравится и очень помогает при изучении предмета. Курсивом выделены наши мнемотехнические приемы.
Неорганическая химия.
«Правила техники безопасности в кабинете химии».
Лей кислоту поверх воды,
А то недолго до беды!
Сначала вода, а затем кислота,
Иначе случится большая беда.
Знаки химических элементов.
Часто путают знаки калия и кальция. Предлагаю такой мнемотехнический приём:
К - калий (знак из 1-й буквы и в названии меньше букв)
Са - кальций (знак из 2-х букв и в названии больше букв)
Пример: фосфор, знак «Р». «
Р
» - это русская буква «эр». На «эр» - слово «рыба», в рыбе много фосфора.
Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово «медь»
По-латыни – «купрум».
Химические формулы.
Сапоги мои того – пропускают Н
2
О.
Валентности:
(валентность на первых уроках представляют как количество рук для образования связей с другими атомами).
Одновалентные
Натрий, калий, серебро — одновалентное добро.
Натрий, калий и аргентум — навсегда одновалентны.
Калий, натрий, серебро с водородом заодно, литий мимо пробегал, фтору тут же напинал.
Двухвалентные
Магний, кальций, цинк и барий - их валентность равна паре.
Трехвалентные
Железо, алюминий, хром — их валентность равна трём.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Номенклатура неорганических соединений.
Названия кислотных остатков
кислородосодержащих кислот
Названия бинарных соединений с с неметаллом данной кислоты
= SO4 cульфат
= S cульфид
- NO3 нитрат
≡N нитрид
= CO3 карбонат
C-4 карбид
= SiO3 силикат
Si-4 силицид
ClO
4
перхлор
ат
-Cl хлорид
≡PO4 фосфат
≡P фосфид
Химические свойства неорганических веществ
.
Водород.
Если в звуке слышишь лай, водород не поджигай. Опыты веди разумно, водород горит бесшумно.
Получишь газы из воды,
Смешаешь вместе – жди беды.
(Смесь из воды и кислорода)
Кислород.
В нем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз.
Дышит им любой из нас
Каждый миг и каждый час.
Перекись к нам в кровь пришла,
Катализатор там нашла.
Выделился кислород,
И убил микробов род.
Сера
Сера в воздухе горит, выделяет ангидрид.
Ангидрид – пахучий газ,
Слезы капают из глаз.
Ангидрид плюс вода,
Получилась кислота (серная).
Кислоты.
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться – цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы,
Эти жгучие - Кислоты.
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Здесь я оранжевый практически всегда.
Кислота тепла боится,
Быстро в воду и газ превратится.
(Угольная и сернистая кислота)
Немного
смешным
, как большинство мнемонических правил, кажется на первый взгляд памятка о пассивации в концентрированной серной и азотной кислотах Железа, Алюминия и Хрома, что вызывает у них, говоря по-белорусски, ЖАХ!!! (Ужас, страх). (ХА
Ф-
хром, алюминий,
феррум
)
.
Химические реакции.
Тепловой эффект химической реакции:
Трудности запоминания специфики экзо- и эндотермических процессов преодолеваются нами, когда с термином «экзо» ассоциируются экзотические страны, в которых обычно тепло.
Эндотермические реакции – надо тепло (буква Д)
Экзотермические реакции- тепло не нужно, за дверь, за борт и т.д.(буква З).
Химическое равновесие:
- Q + N2 +3H2 ↔2NH3+Q
Смещение химического равновесия.
Температура для смещения химического равновесия и тепловой эффект химической реакции - обратно-пропорциональная зависимость.
Тепло выделяется – температуру надо понижать (↓Т)
Тепло поглощается – температуру надо повышать(↑Т)
Давление и объем: обратно-пропорциональная зависимость.
Объем уменьшается – давление нужно повышать.(4V→ 2V)
Объем увеличивается – давление нужно понизить. (4V2V)
«
Окислительно
-восстановительные реакции»
.
Восстановитель — это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.
Если заряд «+» - недостаток электронов (палочку дорисовываем – буква Н).
Если заряд
«-
» Лишние электроны (палочку дорисовываем –лежащая буква Л).
Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт. При этом окисляется и степень повышается.
Восстановитель — это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.
Окислитель — это грабитель (в процессе
окислительно
-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны).
Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличением радиуса их атомов.
1-3 “рубля” в кармане – это мало. Потеряешь и не заметишь.
S -2 S 0 S+2 S +4 S +6
Только Только
Восстановитель Окислитель
(по алфавиту сначала В -------------------------------------------------потом О)
Метод электронного баланса
Н2S + O2 → H2O+ SO2
S-2 – 6e = S+4 + (дописываем палочку справа – буква Н – не хватает 4е)
O2O + 4e =2O-2 ─ (дописывает горизонтальную палочку – лежащая буква Л – лишние 2е)
Математическая проверка:
S-2 – 6e = S+4 (-2 –(-6) = +4)
O2O + 4e =2O-2 (0+(-4) = 2*(-2) = -4)
Азот
.
Горение аммиака:
NH3 + O2 = N2 + H2O
kat
NH3 + O2 = NО + H2O
Обычное горение - чаще всего образуются оксиды.
Аммиак особый газ (две реакции взаимодействия с кислородом, обычное горение – убираем кислород у азота в правой части уравнения – образуется чистый азот).
Разложение солей аммония:
NH4NO3 = N2O +H2O
NH4NO2 = N2 +H2O
Нитраты – яды. Поел арбуз, выращенный на нитратах – проблемы с с кишечником – унитаз, «смеешься». В продуктах реакции веселящий газ - тоже «смеёшься».
Теория электролитической диссоциации
.
Реакции ионного обмена» и три условия, когда реакции идут до конца:
Если выделится газ – это раз, иль получится вода – это два, а еще – нерастворимый осаждается продукт… «Есть осадок» – говорим мы. Это третий важный пункт.
Химик правила обмена не забудет никогда: в результате непременно будет газ или вода, выпадет осадок – вот тогда порядок!
Сильные и слабые электролиты.
Сильные кислоты:
САХИБ (арабское имя)
С - серная кислота
А- азотная кислота
Х- хлороводородная кислота
И- иодоводородная кислота
Б- бромоводородная кислота
Конечно сильных кислот больше, но для учащегося 9 класса этого вполне достаточно.
Для более старших учащихся можно использовать формулу:
НxЭОу если у - x 2, то кислота сильная.
Сильные основания:
5+3 пять щелочных и три щелочноземельных, смотри таблицу Менделеева;
5+3 пять активных в ряду напряжения металлов (которые висят в школе) и три редко встречающиеся активные металлы – рубидий, цезий и стронций.
Свойства неметаллов.
Взаимодействие неметаллов с кислотами:
Запоминание неметаллов, которые взаимодействуют с концентрированной серной кислотой и азотной кислотой любой концентрации: СУП – сера, углерод, фосфор. Один из вкусных супов – это борщ, в него обязательно кладется кислота…
Взаимодействие неметаллов со щелочами:
Запоминание неметаллов, которые взаимодействуют со щелочами.
SiPS – кремний, фосфор, сера.
Свойства кислот.
Холодные концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют некоторые металлы. Это XAФ – хром, алюминий, железо (феррум).
Химические постоянные.
Ну, и наконец, самую первую изученную постоянную в химии – постоянную Авогадро NA = 6 . 1023 можно запомнить так:
Авогадро знают дети, шесть на десять в двадцать третьей.
Органическая химия.
Гомологи –
одноклассники.
У
глеводороды.
Номенклатура алканов:
Милый – Метан
Этичный – Этан
ПРактичный - ПРопан
Барашек - Бутан
Пасется – Пентан
Химические свойства алканов:
Разложение метана:
2СН4 → НС≡СН + 3Н2 (Т - 1500°) температура больше, чем во второй реакции, вещество имеет более большую формулу - НС≡СН .
СН4 → С + 2Н2 (Т - 1000°) температура меньше, чем в первой реакции, вещество имеет маленькую формулу - С.
Правила
Марковникова и Зайцева
:
«Найдешь ли справедливость тут, где действуют двойные связи:
Где много водорода - так еще дадут, где мало - так отнимут сразу!»
Праздник во дворце - столик с одноклассниками и пенсионерами, если есть одно свободное место идешь к одноклассникам, а не к пенсионерам, кушать морковку- правила Марковникова.
Праздник во дворце – один ученик сидит за столиком с одноклассниками, а другой за столиком с пенсионерами, убежит первым ученик, сидящий с пенсионерами – ему скучно. Убегают зайцы… правило Зайцева.
Цис
транс изомерия
.
Расстояние между метильными радикалами
цис- транс-
три буквы - мало букв пять букв- много букв
расстояние маленькое расстояние большое, преодолевают на траспорте
Реакция
Кучерова
Кучер кушал ложкой ртуть
Разболелось пузо-жуть
Там кетон и альдегид,
Потому живот болит.
КУчеР
Р – условия ртуть.
К – 3 палочки, 3 углерода = Кетон
У – 2палочки, 2 углерода = Уксусный альдегид
Арены.
Н
оменклатура.
- орто-положение - около, пара - напротив и мета- между орто и пара положениями.
Крезол –
1буква Л - 1 метильный радикал
зол – функциональная группа спиртов -ОН
(спирты – это зло для здоровья)
Ксилол -
2буквы Л - 2- метильных радикала
Хлорирование бензола:
При разных условиях типы химических реакций разные.
На свету идет реакций присоединения. Свет – это солнце, продукт химической реакции визуально похож на солнце.
Второй вариант запоминания, это сравнение с алканами. У алканов идет реакция замещения на свету, а у аренов на свету присоединение. Разные классы – разные типы реакций при одних условиях и при разных условиях один тип химической реакции. Что-то одно должно быть разное.
Тема «Спирты».
Дегидратация спиртов.
Межмолекулярная – идет при Т=140⁰, при меньшей Т
Внутримолекулярная - идет при Т=180°- 200⁰, при высокой Т.
Взаимодействие
галогеналканов
со щелочами при разных условиях:
СН3-СH2Сl +KOH = СН3 - СH2ОН +КСl
(в водном растворе - Нахлебался – обменялся)
СН3-СH2Сl +KOH = СН2=СH2 +КСl +НОН
(в спиртовом растворе - Напился – отщепился)
Получение метанола. Мало в какой литературе указан тепловой эффект данной реакц
ии и её
условия, да и запомнить это достаточно сложно.
В школьном учебнике – реакция получения аммиака встречается неоднократно, на ней показываю химическое равновесие, решение задач на закон Авогадро и т.д. эти две реакции сходны по условиям и тепловому эффекту:
N2 +3H2 ↔2NH3+Q
CO +2H2↔CH3OH+Q
Условия: температура, давление и катализатор.
Альдегиды, карбоновые кислоты.
Номенклатура альдегидов, карбоновых кислот.
Первый вариант:
Муравьиный альдегид (кислота) – 1 С – самый маленький - муравей
Уксусный альдегид (кислота) – У - 2С - две палочки при написании буквы
Пропионовый альдегид (кислота) - П- 3С - три палочки при написании буквы
Масляный альдегид (кислота) - М- 4С - четыре палочки при написании буквы
Валериановый альдегид (кислота) – 5С - пять палочек при написании буквы
либо валерьянка – хорошо – «5» по химии
Капроновый альдегид (кислота) – капрон – 6 букв.
Запомните названия и индексы в формулах карбоновых кислот.
Использование логических связей:
C15H31COOH - «Пальмитиновая»
Индекс «15» (Пятнадцать) и название «Пальмитиновая» – начинаются с буквы «П».
C17H35COOH - «Стеариновая»
Индекс «17» (Семнадцать) и название «Стеариновая» - начинаются с буквы «С».
C16H33COOH
Между ними находится Маргариновая кислота. «Между ними» и «Маргариновая» - начинаются с буквы «М».
С17Н31СООН – олеиновая кислота, непредельная карбоновая кислота, входит в состав жидких жиров – подсолнечное масло «Олейна».
Углеводы.
Другой прием мы используем со школьниками при изучении темы «углеводы». Чтобы запомнить, какая форма глюкозы входит в состав полисахарида отмечаем, что альфа-глюкоза образует крахмал. Начальные буквы их названий идут по алфавиту раньше, чем у бета глюкозы, которая образует целлюлозу.
Обычно у учащихся, а иногда и учителей (у всех у нас память не идеальная) возникают трудности с записыванием циклической структурной формулы α- и β- глюкозы.
При написании циклической формулы глюкозы
α- глюкоза
(1 петелька в букве – 1 одиночная гидроксо группа сверху – в положении 3)
β- глюкоза (2 петельки в букве – 2 одиночных гидроксо группы сверху - в положении 1 и 3)