Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мнемотехника - как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста | Михайлова Алла Васильевна. Работа №348857

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования мнемотехники как одного из эффективных методов развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Описывается влияние мнемотехнических приемов на формирование речевых навыков, расширение словарного запаса и развитие связной речи. Подчеркивается значимость применения мнемотехники в педагогической практике дошкольных учреждений, особенно в условиях работы с младшими дошкольниками, у которых развитие речи связано с интенсивным становлением познавательных процессов. В статье делается акцент на взаимосвязи когнитивных и речевых навыков и возможности использования мнемотехники для их активизации.

Ключевые слова: мнемотехника, развитие речи, дети младшего дошкольного возраста, словарный запас, когнитивные процессы, речевые навыки, дошкольное образование.

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Михайлова Алла Васильевна, воспитатель

ГКДОУ «Детский сад №142 Г.О. Мариуполь», ДНР

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования мнемотехники как одного из эффективных методов развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Описывается влияние мнемотехнических приемов на формирование речевых навыков, расширение словарного запаса и развитие связной речи. Подчеркивается значимость применения мнемотехники в педагогической практике дошкольных учреждений, особенно в условиях работы с младшими дошкольниками, у которых развитие речи связано с интенсивным становлением познавательных процессов. В статье делается акцент на взаимосвязи когнитивных и речевых навыков и возможности использования мнемотехники для их активизации.

Ключевые слова: мнемотехника, развитие речи, дети младшего дошкольного возраста, словарный запас, когнитивные процессы, речевые навыки, дошкольное образование.

 

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста является одной из ключевых задач педагогов дошкольных учреждений. В этот период ребенок активно осваивает язык, формирует основы связной речи, что способствует развитию не только коммуникативных навыков, но и мышления, памяти и внимания. В связи с этим важно использовать разнообразные педагогические методы, которые могут способствовать эффективному развитию речи у детей. Одним из таких методов является мнемотехника — система приемов, направленных на улучшение запоминания информации и формирования ассоциативных связей. Мнемотехника, будучи частью когнитивного процесса, помогает ребенку развивать и речевые навыки, так как она стимулирует активизацию памяти, мышления и внимания, которые являются основой для усвоения языковых структур.

Использование мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста обосновано особенностями их психического развития. В этом возрасте память и внимание еще неустойчивы, а восприятие часто носит наглядно-образный характер. Дети воспринимают и запоминают информацию через визуальные образы, что и делает мнемотехнику столь эффективной в работе с ними. Методы мнемотехники основаны на создании ярких ассоциаций между словами и визуальными образами, что облегчает процесс запоминания новых слов и выражений. Таким образом, мнемотехника становится естественным средством, с помощью которого дети учатся связывать слова с конкретными образами, что облегчает усвоение новых понятий и развитие связной речи.

Мнемотехнические приемы могут включать использование мнемотаблиц, карточек с изображениями, схем и символов, которые помогают детям устанавливать ассоциативные связи между словами и их значениями. Например, ребенок может лучше запомнить слово «дерево», если оно сопровождается ярким визуальным изображением дерева, дополненным схематическим представлением его частей. Это способствует не только запоминанию отдельных слов, но и помогает формировать базовые элементы описательной речи. Впоследствии ребенок начинает понимать, как описывать объект, выделяя его ключевые характеристики, что является важным этапом в развитии связной речи.

Помимо расширения словарного запаса, мнемотехника способствует развитию грамматического строя речи. Когда ребенок осваивает новые слова через мнемотехнические приемы, он одновременно учится строить простые фразы и предложения, используя усвоенные слова в контексте. Это способствует развитию синтаксических структур и учит ребенка правильному использованию грамматических форм в речи. Таким образом, мнемотехника помогает ребенку осваивать не только отдельные слова, но и их взаимосвязи, что формирует основу для построения связных высказываний и развития речевой логики.

Одним из ключевых аспектов работы с мнемотехникой является её способность стимулировать когнитивные процессы, такие как внимание, память и мышление. Эти процессы находятся в тесной взаимосвязи с развитием речи, поскольку осознанное восприятие информации и её переработка требуют активной работы мыслительных операций. Мнемотехника помогает развивать внимание к деталям, учит детей выделять главные признаки объектов и явлений, что важно для правильного использования слов и построения фраз. Например, при описании животных через мнемотаблицы дети учатся замечать их характерные черты, что помогает им запомнить новые слова и использовать их в речи. В этом контексте мнемотехника становится не только средством обучения, но и инструментом для развития аналитического мышления, которое играет важную роль в овладении языком.

Важной особенностью использования мнемотехники является её направленность на активизацию процесса общения. Когда ребенок использует мнемотаблицы и другие визуальные материалы, он учится выражать свои мысли, делиться своими впечатлениями, что развивает коммуникативные навыки. Это особенно важно для младших дошкольников, так как именно в этом возрасте формируются основы общения и взаимодействия с окружающими. Мнемотехника помогает детям не только лучше запоминать слова и выражения, но и активно использовать их в реальной коммуникации, что является основой для успешного речевого развития.

Таким образом, мнемотехника становится эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, позволяя им более осознанно воспринимать и запоминать информацию. Включение мнемотехнических приемов в образовательный процесс способствует созданию условий для активного речевого взаимодействия и формирует основы для успешного овладения языком. Важно отметить, что мнемотехника не заменяет традиционные методы развития речи, а дополняет их, делая процесс обучения более интересным и продуктивным для ребенка. Использование мнемотехники позволяет расширить арсенал педагогических приемов, которые помогают ребенку не только овладевать новыми словами и грамматическими конструкциями, но и развивать мышление, память и внимание, что в конечном итоге способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Мнемотехника является важным инструментом в педагогической практике, направленной на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста. Её использование позволяет создать условия для успешного освоения детьми новых слов и понятий, развития связной речи и коммуникативных навыков. Благодаря акценту на визуальные ассоциации и активизацию когнитивных процессов, мнемотехника способствует не только речевому, но и общему интеллектуальному развитию ребенка. Включение мнемотехники в образовательный процесс помогает сделать обучение более эффективным и увлекательным для детей, что способствует их всестороннему развитию и успешной подготовке к дальнейшему обучению.

 

Список литературы

1. Никулина М. А. Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста / М. А. Никулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 172-174.

2. Фомичева О. А. Рассказывание — действенное средство развития речи у дошкольников через метод мнемотехники / О. А. Фомичева, Е. Ю. Белоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 158-161.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×