«Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №342720
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Она облегчает детям запоминание и овладение связной речью.
Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, а также облегчает заучивание стихов.
«Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Она облегчает детям запоминание и овладение связной речью.
Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, а также облегчает заучивание стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, помогающая ускорить процесс запоминания, активизировать речевую деятельность, развить мышление, воображение, память. Расширяется кругозор. Формируется у детей желание пересказывать тексты, придумывать сказки, истории. Появляется интерес к заучиванию стихотворений. Увеличивается словарный запас. Дети преодолевают застенчивость.
С младшего возраста используются простейшие варианты мнемотехники: мнемоквадраты и мнемодорожки. Работа с мнемотаблицами начинается со средней группы.
Цель – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Задачи мнемотехники:
1. развивать связную и диалогическую речь;
2. расширять и обогащать словарный запас детей;
3. обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами;
4. развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Этапы работы:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. На занятиях дети рассматривали
мнемотаблицы
по знакомым сказкам и временам года.
Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Делается графическая зарисовка
мнемотаблицы
.
На последнем этапе дети самостоятельно придумывают авторские сказки на заданную тему, записывая их при помощи знаков-символов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Этапы работы над стихотворением:
Выразительное чтение стихотворения.
Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на
мнемотаблицу
.
Вопросы по содержанию стихотворения, с целью помочь детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельных фрагментов стихотворения, соотнося со знаками на
мнемотаблице
.
Дети заучивают стихотворение, опираясь на
мнемотаблицу
.
Затем рассказывают по памяти (при необходимости используя
мнемотаблицу
).
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Как делать таблицы?
Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически или частично графически изображаем персонажей, явления, действия используя картинки или символьные знаки. Т.е. придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок затем воспроизводит стихотворение. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Особенности работы по мнемотехнике с детьми младшего возраста.
С детьми младшего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей остаются отдельные образы. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. Первоначально, я предлагаю детям 1 схему-изображение. Далее, постепенно увеличиваем количество мнемосхем до 4-х, например, стихотворение «Мишка». Таким образом получается мнемодорожка. Дети, которым легко дается запоминание стихотворений с использованием мнемотехники, к концу года, уже можно предложить в индивидуальной работе мнемодорожку и мнемотаблицу, состоящую из 5-6 элементов.
Особенности работы с детьми среднего возраста.
С детьми среднего возраста так же используют цветные мнемотаблицы. Но изображения становятся более символичными, например, елочку мы можем обозначить двумя треугольниками, но зеленого цвета. Также происходит постепенный переход от мнемодорожек к мнемотаблицам. Количество мнемосхем в них увеличивается до 7-8 к концу года. В среднем возрасте, так же, как и в младшем, дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. После заучивания стихотворения мнемотаблица остается доступной детям до смены темы согласно тематическому планированию.
Результат использования мнемотехники у детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание придумывать интересные истории;
пересказывать тексты;
появляется интерес к заучиванию
потешек
, загадок, стихов;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают роб
ость, застенчивость
.
Из этого следует вывод, что мнемотехника сокращает время запоминания, развивает психические процессы, помогает делать выводы.
Обучение детей - это увлекательное занятие, но и в тоже время – трудоемкое. Проведение занятий с использование мнемотехники требует детальной подготовки в отборе речевого материала, наглядных пособий, игр. Связная речь является важным показателем умственных способностей детей. Наглядность и материал помогает детям быть раскрепощенными и служит хорошей опорой при заучивании песен, стихов, сказок и т.д.
Мнемотаблицы по стихотворениям:
Водичка, водичка умой мое личико.
Снегири.
Маша нашему малышке сшила новые штанишки.
В огороде много гряд.
Мальчик в лес пошел.
Литература
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб, 2017г.
Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» - Москва, 2017г.
Белоусова, Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. // Метод
.
п
особие для воспитателей
доу
. - Л. Е. Белоусова. - СПб. - Детство-Пресс. - 2003. – с 119.
Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
Подготовил: воспитатель Демидова Антонина Леонидовна