Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мнемотехника как один из приемов успешного развития памяти младшего школьника | Тараненко Алина Алина Анатольевна. Работа №346242. Номер работы: №346242

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена изучению мнемотехники как эффективного метода развития памяти у младших школьников. В ней рассматриваются основные принципы работы мнемотехнических приёмов, их влияние на запоминание и усвоение учебного материала. Также представлены практические рекомендации и примеры использования мнемотехники в образовательном процессе, что позволит учителям интегрировать эти техники в свою практику. В заключении подчеркивается значимость мнемотехники для формирования учебной мотивации, повышения успеваемости и развития креативного мышления у детей.

 Ключевые слова: мнемотехника, развитие памяти, младшие школьники, приёмы запоминания, учебный процесс, креативное мышление, мотивация.

МНЕМОТЕХНИКА КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Тараненко Алина Анатольевна, учитель начальных классов

ГБОУ «СШ №65», г.о.Мариуполь

 

Аннотация. Статья посвящена изучению мнемотехники как эффективного метода развития памяти у младших школьников. В ней рассматриваются основные принципы работы мнемотехнических приёмов, их влияние на запоминание и усвоение учебного материала. Также представлены практические рекомендации и примеры использования мнемотехники в образовательном процессе, что позволит учителям интегрировать эти техники в свою практику. В заключении подчеркивается значимость мнемотехники для формирования учебной мотивации, повышения успеваемости и развития креативного мышления у детей.

Ключевые слова: мнемотехника, развитие памяти, младшие школьники, приёмы запоминания, учебный процесс, креативное мышление, мотивация.

 

Развитие памяти у младших школьников — это одна из ключевых задач начального образования. На этапе начального обучения дети начинают осваивать основы знаний, которые будут использоваться на протяжении всей их жизни. Способность эффективно запоминать и усваивать информацию становится необходимым условием успешного обучения. В этом контексте мнемотехника, или искусство запоминания, представляет собой мощный инструмент, который может значительно улучшить результаты учебного процесса.

Мнемотехника включает в себя различные методы и приёмы, направленные на улучшение памяти и запоминания. Эти техники помогают организовать информацию таким образом, чтобы она была более доступной для запоминания. Мнемотехнические приёмы могут варьироваться от простых ассоциаций до более сложных визуальных образов и рифмовок, что делает их универсальными и подходящими для детей с разными стилями обучения.

Младшие школьники сталкиваются с большим объёмом информации, которую необходимо усвоить. Успешное запоминание этой информации критически важно для их образовательного роста и общего развития.

1. Упрощение процесса запоминания

Мнемотехнические приёмы упрощают процесс запоминания и делают его более эффективным. С помощью этих техник дети могут структурировать информацию, что позволяет им легче её усваивать и воспроизводить.

2. Развитие креативного мышления

Использование мнемотехники способствует развитию креативного мышления у детей. Создавая ассоциации и визуальные образы, ученики начинают мыслить более гибко и оригинально, что является важным аспектом общего интеллектуального развития.

3. Повышение мотивации к обучению

Применение интересных мнемотехнических приёмов делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим для детей. Это способствует повышению их интереса к предмету и желания учиться.

4. Улучшение успеваемости

Мнемотехника может значительно повысить успеваемость младших школьников, так как улучшение памяти напрямую влияет на качество усвоения знаний. Дети, использующие мнемотехнические приёмы, как правило, показывают лучшие результаты на контрольных и экзаменах.

Чтобы эффективно использовать мнемотехнику в образовательном процессе, важно понимать её основные принципы:

1. Ассоциации

Создание ассоциаций — один из самых простых и эффективных приёмов мнемотехники. Дети могут связывать новую информацию с уже известными фактами, что помогает им запоминать.

Пример: Если нужно запомнить слово "птица", можно представить её в образе любимого персонажа из мультика, который летает по небу.

2. Визуализация

Визуализация информации помогает детям создать яркие образы, которые легче запоминаются. Учителя могут использовать рисунки, схемы и графики, чтобы сделать материал более наглядным.

Пример: Для изучения частей растения можно нарисовать схему, обозначив корень, стебель, листья и цветы.

3. Упрощение

Упрощение информации делает её более доступной для понимания и запоминания. Это может включать разбивку большого объёма материала на небольшие части.

Пример: Вместо того чтобы учить длинные списки слов, можно разбить их на категории (например, фрукты, овощи) и учить по одной категории за раз.

4. Использование рифмовок и песен

Рифмовки и песни помогают запомнить информацию благодаря мелодичности и ритму. Учителя могут создавать небольшие стихотворения или песни на основе учебного материала.

Пример: Чтобы запомнить таблицу умножения, можно придумать песенку с рифмами, которая будет включать необходимые цифры и операции.

5. Повторение

Повторение информации — ключ к запоминанию. Регулярное повторение помогает закрепить знания в памяти.

Пример: Учитель может организовать краткие ревизии пройденного материала в конце каждого урока, чтобы помочь ученикам запомнить основные моменты.

Применение мнемотехнических приёмов в учебном процессе может варьироваться в зависимости от целей урока и тематики. Рассмотрим некоторые из них.

1. Игровые технологии

Игры — отличный способ привлечь внимание детей и сделать процесс обучения более увлекательным. Использование мнемотехники в играх может помочь детям запомнить материал в игровой форме.

Пример: Можно организовать игру «Слова-паутина», где каждый ученик по очереди добавляет к общему слову ассоциацию, тем самым создавая «паутина» ассоциаций, которые помогут запомнить новую лексику.

2. Проектная деятельность

Проектная деятельность предоставляет детям возможность применять мнемотехнические приёмы на практике. Создание проектов требует от учащихся использования различных способов запоминания информации.

Пример: В рамках проекта «Мой любимый герой» дети могут исследовать биографии известных личностей, создавая постеры, в которых будут использовать изображения и факты для запоминания информации.

3. Словарные игры

Словарные игры могут быть отличным способом использования мнемотехники для изучения новых слов и фраз. Игры помогают детям развивать словарный запас и запоминать слова в контексте.

Пример: Игра «Словесные ассоциации», где учитель называет слово, а дети по очереди говорят ассоциации, связанные с этим словом, что помогает им запомнить его значение.

4. Визуальные опоры

Использование визуальных опор помогает детям легче запоминать информацию. Это могут быть плакаты, карточки, иллюстрации и схемы.

Пример: Создание «умных карт» на уроках, где ученики могут визуализировать связи между понятиями, помогает им запомнить материал на более глубоком уровне.

5. Работа с текстами

При изучении текстов учителя могут использовать мнемотехнику для выделения ключевых моментов. Это может быть достигнуто путём создания кратких конспектов, аннотаций и других визуальных материалов.

Пример: Учитель может предложить детям создать «краткую карту» прочитанного текста, выделяя ключевые идеи и основные факты.

Примеры применения мнемотехники в начальной школе

Пример 1: Запоминание географических объектов

Для запоминания географических объектов, таких как реки, горы или столицы, можно использовать мнемотехнические приёмы.

Техника: Создание ассоциаций с географическими объектами. Например, чтобы запомнить, что столица России — Москва, можно представить, что «медведь танцует на Красной площади».

Пример 2: Запоминание исторических дат

Чтобы помочь детям запомнить важные исторические даты, можно использовать рифмовки или песни.

Техника: Придумать рифмованную строчку, например, «1945 — мир на Земле вновь засиял». Эта строчка поможет запомнить год окончания Второй мировой войны.

Пример 3: Изучение иностранных языков

В изучении иностранных языков мнемотехника может быть использована для запоминания новых слов и фраз.

Техника: Использование визуальных образов. Например, для слова «cat» (кот) можно показать картинку кота и связать её с данным словом, чтобы помочь детям запомнить.

Проблемы и вызовы в применении мнемотехники

 

Несмотря на свою эффективность, применение мнемотехники в учебном процессе может столкнуться с рядом проблем:

1. Индивидуальные особенности учеников

Каждый ученик имеет свой стиль обучения, и не все мнемотехнические приёмы могут быть эффективны для всех. Важно, чтобы учитель мог адаптировать подходы к потребностям каждого ребенка.

2. Нехватка времени

На уроках часто не хватает времени для внедрения мнемотехники, особенно в условиях плотного учебного графика. Учителя должны находить баланс между освоением материала и использованием различных приёмов запоминания.

3. Сопротивление со стороны учащихся

Некоторые ученики могут не воспринимать мнемотехнические приёмы всерьёз, считая их игрой. Учителя должны демонстрировать эффективность этих методов, чтобы мотивировать детей использовать их.

В заключение можно отметить, что мнемотехника представляет собой мощный инструмент для развития памяти у младших школьников. Применение различных мнемотехнических приёмов не только улучшает запоминание, но и способствует развитию креативного мышления, повышению мотивации и успешности в обучении. Важно, чтобы учителя использовали эти методы в своей практике, адаптируя их под индивидуальные особенности учащихся. В результате, интеграция мнемотехники в учебный процесс может не только обогатить образовательный опыт детей, но и подготовить их к успешному обучению в будущем. Мнемотехнические приёмы помогут младшим школьникам не только запомнить информацию, но и научат их применять её на практике, что является залогом успешного обучения.

 

Список литературы

1.Беленкова, Л. Ю. Развитие памяти младших школьников средствами мнемотехники / Л. Ю. Беленкова, Г. С.Чемуденкова// Современные тенденции развития науки и образования:сб. науч. ст. / под ред. А. И. Вострецова. – София, 2017. С. 191-201

2. Малинкина, А. В. Формирование мнемических приемов запоминания у учащихся начальных классов / А. В. Малинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 470-471.

3. Немов, Р. С.  Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×