Мнемотехника, как прием развития памяти и внимания обучающихся | Барановская Елена Петровна. Работа №351796
Аннотация: Статья посвящена мнемотехнике — системе приемов и методов, направленных на улучшение и развитие памяти и внимания у школьников. Рассматриваются основные виды мнемотехнических приемов, их теоретическое обоснование и практическое применение в образовательном процессе. Подчеркивается значимость мнемотехники для формирования устойчивых навыков запоминания и улучшения концентрации внимания, что является ключевым элементом успешного обучения. Также рассматриваются примеры использования мнемотехники на различных этапах обучения младших школьников.
Ключевые слова: мнемотехника, память, внимание, методы запоминания, обучение, когнитивные процессы, запоминание, концентрация.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Барановская Елена Петровна, учитель
ГБОУ «Средняя школа №64 городской округ Мариуполь" ДНР
Аннотация: Статья посвящена мнемотехнике — системе приемов и методов, направленных на улучшение и развитие памяти и внимания у школьников. Рассматриваются основные виды мнемотехнических приемов, их теоретическое обоснование и практическое применение в образовательном процессе. Подчеркивается значимость мнемотехники для формирования устойчивых навыков запоминания и улучшения концентрации внимания, что является ключевым элементом успешного обучения. Также рассматриваются примеры использования мнемотехники на различных этапах обучения младших школьников.
Ключевые слова: мнемотехника, память, внимание, методы запоминания, обучение, когнитивные процессы, запоминание, концентрация.
Одним из важнейших аспектов успешного обучения является способность школьников к эффективному запоминанию информации. Для этого необходимо не только большое количество повторений, но и использование различных методик, которые могут значительно повысить качество и скорость усвоения учебного материала. Одним из таких методов является мнемотехника — система приемов и техник, направленных на улучшение памяти и внимания.
Мнемотехнические приемы помогают ученикам не только улучшить запоминание, но и развивать такие когнитивные навыки, как внимание, восприятие и логическое мышление. В условиях современной школы, где объем учебной информации постоянно увеличивается, эффективные методы запоминания становятся особенно актуальными. В данной статье рассматриваются основные принципы мнемотехники и ее применение для развития памяти и внимания младших школьников.
Мнемотехника основана на принципах нейропсихологии, когнитивных наук и педагогики. Эти методы опираются на использование ассоциаций, образов, рифм и других приемов, которые облегчают процесс запоминания и делают его более осознанным и структурированным.
Основные принципы мнемотехники:
Ассоциации. Создание связей между новым материалом и уже знакомыми образами или понятиями. Это облегчает восприятие и запоминание информации, так как мозг склонен запоминать то, что связано с чем-то известным.
Визуализация. Использование ярких, запоминающихся образов для представления информации. Исследования показывают, что визуальная информация усваивается быстрее и легче, чем абстрактные текстовые данные.
Группировка. Разделение информации на логические блоки или группы, что помогает сократить когнитивную нагрузку и облегчить восприятие большого объема данных.
Повторение. Регулярное повторение информации в промежутках времени помогает закрепить ее в долговременной памяти.
Механизмы работы памяти и внимания: Мнемотехнические приемы направлены на активизацию работы различных структур мозга, включая гиппокамп (область, отвечающую за память) и префронтальную кору (область, отвечающую за внимание и принятие решений). Используя методы мнемотехники, обучающийся тренирует эти области мозга, улучшая свою способность к вниманию и долговременному запоминанию.
Методы мнемотехники для развития памяти и внимания у младших школьников
Для младших школьников использование мнемотехнических методов должно быть адаптировано с учетом их психофизиологических особенностей, а также уровня когнитивного развития. Важным фактором является, чтобы процессы запоминания были увлекательными и не вызывали у детей чувства утомления.
Метод цепочек (или метод истории):
Этот метод заключается в создании логической цепочки ассоциаций, где каждый элемент цепочки связан с предыдущим. Для младших школьников это может быть игровая форма: нужно составить рассказ или историю, где каждый новый элемент будет связан с предыдущим. Например, запоминание списка слов может быть связано с созданием истории, в которой каждое слово будет элементом сюжета.
Метод локусов (метод мест):
Метод основан на использовании знакомых мест или пространств для организации информации. Школьники представляют себе помещение (например, комнату) и «раскладывают» информацию по этому пространству, создавая яркие образы, которые помогают запомнить материал. Этот метод развивает воображение, внимание и пространственное восприятие, что особенно важно для младших школьников.
Использование рифм и стихов:
Рифмованные строки или стихотворения помогают детям запоминать информацию благодаря ритму и музыкальности. Это особенно полезно для запоминания правил, фактов, дат и терминов. Например, запоминание географических объектов или математических формул может сопровождаться стихами или рифмами, что делает процесс запоминания более легким и увлекательным.
Мнемотехнические карточки:
Для тренировки внимания и памяти используются карточки с изображением и текстом. Карточки могут быть как с картинками, так и с фразами, определениями, терминами. Детям предлагается быстро посмотреть на карточку и попытаться воспроизвести информацию из памяти. Этот метод развивает скорость восприятия и помогает тренировать внимание.
Метод акронимов и аббревиатур:
В данном методе используется создание сокращений или акронимов из начальных букв слов, которые необходимо запомнить. Например, для запоминания этапов цикла воды: «Испарение, конденсация, осадки, фильтрация» можно создать акроним «ИКОФ». Это помогает детям легче запомнить последовательность событий.
Мнемотехника играет важную роль в развитии не только памяти, но и внимания у младших школьников. В процессе обучения дети учат не только как запоминать информацию, но и как сосредоточиться на важном, не отвлекаясь на второстепенные детали. Мнемотехнические приемы требуют активного включения детей в процесс, что способствует улучшению их внимания и концентрации.
Развитие внимания: Мнемотехнические упражнения требуют от ребенка постоянного внимания и сосредоточенности. Например, при использовании метода локусов или карточек ребенку нужно сосредотачиваться на каждой детали, что развивает его способность к вниманию.
Развитие долгосрочной памяти: Мнемотехника помогает улучшить долговременную память, так как она основана на активном вовлечении учащихся в процесс запоминания. Использование различных методов запоминания, таких как ассоциации и визуализация, способствует более эффективному закреплению информации в долговременной памяти.
Стимулирование критического мышления: Многие мнемотехнические методы требуют от детей аналитического подхода и поиска логических связей между информацией, что способствует развитию их критического мышления.
В заключение можно отметить, что мнемотехника является мощным инструментом для развития памяти и внимания у младших школьников. С помощью различных мнемотехнических методов можно эффективно улучшить процессы запоминания, развить концентрацию внимания и обучить детей стратегически подходить к обучению. Эти методы не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, но и развивают когнитивные способности детей, такие как внимание, логическое мышление и воображение.
Список литературы
Колода, Е. В. Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения // Е. В. Колода – Минск, 201
9
.
Королева, А.В. Использование мнемотехники на уроках математики в начальной школе // А.В. Королева, Ю.А. Макарова – Санкт-Петербург, 2018.
Мишечкина, Н. А. Применение дидактических игр в обучении математике
/ Молодой
ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 115-118.