"Мнемотехника в формировании связной речи у дошкольника" | Сумцова Ольга Николаевна. Работа №277171
Автор: Сумцова Ольга Николаевна
«Мнемотехника в формировании связной речи у дошкольников».
Цель:
- повышение педагогической грамотности родителей;
- вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.
Задачи:
- познакомить с методом мнемотехника;
- показать вариативность мнемотехники.
Ход мастер-класса.
Добрый вечер, уважаемые родители.
Наш современный мир перенасыщен всевозможными гаджитами. В следствии чего подрастающее поколение, общаются между собой посредством электроники, что сказывается на их живом общении, а это не достаточное развитие речи, а именно:
- односложная, состоящая лишь простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- неспособность построить монолог;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи.
Чтобы свести к минимуму эти проблемы, педагоги используют в своей практике метод «мнемотехника».
Как вы думаете, почему детям трудно даётся запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов, мультфильмов и рекламы? (высказывание родителей). Да, в первом случае, при заучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание, а во втором-действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Как писал К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника-совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций (связей). Начиная работать этим методом, следует использовать принцип от простого к сложному. С начало надо освоить
- мнемоквадрат (отдельный схематичный рисунок с определённой информацией)пр.№1
- мнемодорожка (таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно); пр.№1
- мнемотаблица (схема, в которой заложена определённая информация). пр.№1
Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
- преобразование из абстрактных символов в образы;
- пересказ сказки и рассказа с опорой на символы (образы).
Метод мнемотехника способствует развитию ассоциативной памяти-это память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой. Ассоциация-это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечёт за собой появление другого.
А сейчас, уважаемые родители, мы с вами попробуем поработать методом мнемотехникой.
Задание 1.(приложение №2)
Игра «Цветик-семицветик». (пословицы)
Цветок с семью лепестками, на которых зашифрованы пословицы. Выходят семь родителей берут по лепестку и называют пословицы.
Задание 2.(приложение №3)
Вы получите текст стихотворения, необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы. (три человека)
Задание 3.
Угадай сказку. Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.
Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемоттехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Благодарю Вас за внимание и активное участие.
МКДОУ «Шегарский детский сад №2»
Мастер-класс для родителей
«Мнемотехника в формировании связной речи у дошкольников»
Воспитатель
Сумцова О.Н.
с. Мельниково 2019г.
«Мнемотехника в формировании связной речи у дошкольников».
Цель:
- повышение педагогической грамотности родителей;
- вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.
Задачи:
- познакомить с методом мнемотехника;
- показать вариативность мнемотехники.
Ход мастер-класса.
Добрый вечер, уважаемые родители.
Наш современный мир перенасыщен всевозможными гаджитами. В следствии чего подрастающее поколение, общаются между собой посредством электроники, что сказывается на их живом общении, а это не достаточное развитие речи, а именно:
- односложная, состоящая лишь простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- неспособность построить монолог;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи.
Чтобы свести к минимуму эти проблемы, педагоги используют в своей практике метод «мнемотехника».
Как вы думаете, почему детям трудно даётся запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов, мультфильмов и рекламы? (высказывание родителей). Да, в первом случае, при заучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание, а во втором-действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Как писал К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника-совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций (связей). Начиная работать этим методом, следует использовать принцип от простого к сложному. С начало надо освоить
- мнемоквадрат (отдельный схематичный рисунок с определённой информацией)пр.№1
- мнемодорожка (таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно); пр.№1
- мнемотаблица (схема, в которой заложена определённая информация). пр.№1
Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
- преобразование из абстрактных символов в образы;
- пересказ сказки и рассказа с опорой на символы (образы).
Метод мнемотехника способствует развитию ассоциативной памяти-это память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой. Ассоциация-это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечёт за собой появление другого.
А сейчас, уважаемые родители, мы с вами попробуем поработать методом мнемотехникой.
Задание 1.(приложение №2)
Игра «Цветик-семицветик». (пословицы)
Цветок с семью лепестками, на которых зашифрованы пословицы. Выходят семь родителей берут по лепестку и называют пословицы.
Задание 2.(приложение №3)
Вы получите текст стихотворения, необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы. (три человека)
Задание 3.
Угадай сказку. Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.
Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемоттехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Благодарю Вас за внимание и активное участие.
Литература:
Глухов В.П. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов.
Интернет-ресурс.
Приложение 1.
Мнемоквадрат.
Мнемодорожка.
Мнемотаблица. Стихотворение «В лесу»
Приложение 2.
Глаза боятся, а руки делают
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Делу время, а потехе час.
паутины осенью много-к тёплой погоде.
у зайца шубка белая-зима на дворе.
цыплят по осени считают.
весна красна цветами, а осень-снопами.
Приложение 3.
Жура-жура-журавель! Ель растёт перед дворцом,
Облетал он сто земель. А под ней хрустальный дом,
Облетал, обходил, Белка там живёт ручная
Крылья, ноги натрудил. Да затейница какая
Мы спросили журавля: – Белка песенки поёт
Где же лучшая земля? – Да орешки всё грызёт,
Отвечал он, пролетая: – А орешки не простые,
Лучше нет родного края! Все скорлупки золотые
Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Унылая пора! Вот он Хлебушек душистый,
Очей очарованье! Вот он, тёплый, золотистый.
Приятна мне твоя прощальная краса — В каждый дом, на каждый стол,
Люблю я пышное природы увяданье, Он пожаловал, пришёл.
В багрец и в золото одетые леса, В нем здоровье наша, сила,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, В нём чудесное тепло.
И мглой волнистою покрыты небеса, Сколько рук его растило,
И редкий солнца луч, и первые морозы, Охраняло, берегло.
И отдаленные седой зимы угрозы. В нём-земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём….
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём