Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Мнемотехника в формировании связной речи у дошкольника" | Сумцова Ольга Николаевна. Работа №277171

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сумцова Ольга Николаевна
«Мнемотехника в формировании связной речи у дошкольников».

 

Цель:

- повышение педагогической грамотности родителей;

- вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

Задачи:

- познакомить с методом мнемотехника;

- показать вариативность мнемотехники.

Ход мастер-класса.

Добрый вечер, уважаемые родители.

Наш современный мир перенасыщен всевозможными гаджитами. В следствии чего подрастающее поколение, общаются между собой посредством электроники, что сказывается на их живом общении, а это не  достаточное развитие речи, а именно:

- односложная, состоящая лишь простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

- неспособность построить монолог;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи.

Чтобы свести к минимуму эти проблемы, педагоги используют в своей практике метод «мнемотехника».

Как вы думаете, почему детям трудно даётся запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов, мультфильмов и рекламы? (высказывание родителей). Да, в первом случае, при заучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание, а во втором-действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.

Как писал К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника-совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций (связей). Начиная работать этим методом, следует использовать принцип от простого к сложному. С начало надо освоить

- мнемоквадрат (отдельный схематичный рисунок с определённой информацией)пр.№1

- мнемодорожка (таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно); пр.№1

- мнемотаблица (схема, в которой заложена определённая информация). пр.№1

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:

- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

- преобразование из абстрактных символов в образы;

- пересказ сказки и рассказа с опорой на символы (образы).

Метод мнемотехника способствует развитию ассоциативной памяти-это память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой. Ассоциация-это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечёт за собой появление другого.

А сейчас, уважаемые родители, мы с вами попробуем поработать методом мнемотехникой.

Задание 1.(приложение №2)

Игра «Цветик-семицветик». (пословицы)

Цветок с семью лепестками, на которых зашифрованы пословицы. Выходят семь родителей берут по лепестку и называют пословицы.

Задание 2.(приложение №3)

Вы получите текст стихотворения, необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы. (три человека)

Задание 3.

Угадай сказку. Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.

Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. чем раньше мы будем учить детей  рассказывать или пересказывать, используя метод мнемоттехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Благодарю Вас за внимание и активное участие.

МКДОУ «Шегарский детский сад №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для родителей

«Мнемотехника в формировании связной речи у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Сумцова О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Мельниково 2019г.

«Мнемотехника в формировании связной речи у дошкольников».

 

Цель:

- повышение педагогической грамотности родителей;

- вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

Задачи:

- познакомить с методом мнемотехника;

- показать вариативность мнемотехники.

Ход мастер-класса.

Добрый вечер, уважаемые родители.

Наш современный мир перенасыщен всевозможными гаджитами. В следствии чего подрастающее поколение, общаются между собой посредством электроники, что сказывается на их живом общении, а это не достаточное развитие речи, а именно:

- односложная, состоящая лишь простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

- неспособность построить монолог;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи.

Чтобы свести к минимуму эти проблемы, педагоги используют в своей практике метод «мнемотехника».

Как вы думаете, почему детям трудно даётся запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов, мультфильмов и рекламы? (высказывание родителей). Да, в первом случае, при заучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание, а во втором-действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.

Как писал К.Д. Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника-совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций (связей). Начиная работать этим методом, следует использовать принцип от простого к сложному. С начало надо освоить

- мнемоквадрат (отдельный схематичный рисунок с определённой информацией)пр.№1

- мнемодорожка (таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно); пр.№1

- мнемотаблица (схема, в которой заложена определённая информация). пр.№1

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:

- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

- преобразование из абстрактных символов в образы;

- пересказ сказки и рассказа с опорой на символы (образы).

Метод мнемотехника способствует развитию ассоциативной памяти-это память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой. Ассоциация-это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечёт за собой появление другого.

А сейчас, уважаемые родители, мы с вами попробуем поработать методом мнемотехникой.

Задание 1.(приложение №2)

Игра «Цветик-семицветик». (пословицы)

Цветок с семью лепестками, на которых зашифрованы пословицы. Выходят семь родителей берут по лепестку и называют пословицы.

Задание 2.(приложение №3)

Вы получите текст стихотворения, необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы. (три человека)

Задание 3.

Угадай сказку. Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.

Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемоттехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Благодарю Вас за внимание и активное участие.

 

 

 

 

Литература:

Глухов В.П. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов.

Интернет-ресурс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Мнемоквадрат.

 

Мнемодорожка.

 

 

Мнемотаблица. Стихотворение «В лесу»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Глаза боятся, а руки делают  

 

 

Без соли, без хлеба – половина обеда.

 

Делу время, а потехе час.


паутины осенью много-к тёплой погоде.

 

 

 

 

у зайца шубка белая-зима на дворе.

цыплят по осени считают.

 

весна красна цветами, а осень-снопами.

 

 

Приложение 3.

 

Жура-жура-журавель! Ель растёт перед дворцом,

Облетал он сто земель. А под ней хрустальный дом,

Облетал, обходил, Белка там живёт ручная

Крылья, ноги натрудил. Да затейница какая

Мы спросили журавля: – Белка песенки поёт

Где же лучшая земля? – Да орешки всё грызёт,

Отвечал он, пролетая: – А орешки не простые,

Лучше нет родного края! Все скорлупки золотые

Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Унылая пора! Вот он Хлебушек душистый,

Очей очарованье! Вот он, тёплый, золотистый.

Приятна мне твоя прощальная краса — В каждый дом, на каждый стол,

Люблю я пышное природы увяданье, Он пожаловал, пришёл.

В багрец и в золото одетые леса, В нем здоровье наша, сила,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, В нём чудесное тепло.

И мглой волнистою покрыты небеса, Сколько рук его растило,

И редкий солнца луч, и первые морозы, Охраняло, берегло.

И отдаленные седой зимы угрозы. В нём-земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём….

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X