Многофункциональное дидактическое пособеи "Коробочка с сюрпризом" | Разгайлова Елена Александровна. Работа №277981
Автор: Разгайлова Елена Александровна
Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи детей «Коробочка с сюрпризом».
Основная деятельность педагогов в логопедической группе направлена на организацию коррекционного процесса по устранению недостатков речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Игры пособия легко могут быть заменены на другие, использованы в другой возрастной группе, что обеспечивает многофункциональность данного пособия.
Цель пособия: развитие и совершенствование речи детей с помощью игр и упражнений.
Подробное описание прилагается к каждой игре.
Играть можно в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, индивидуально, малыми группами и т.д.
Дидактическое пособие предназначено для детей 4-5 лет с ТНР.
Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи детей «Коробочка с сюрпризом»
Основная деятельность педагогов в логопедической группе направлена на организацию коррекционного процесса по устранению недостатков речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Одной из первостепенных задач реализации Рабочей программы является создание оптимальных условий для овладения детьми самостоятельной, связной, грамматически и фонетически правильной речью и коммуникативными навыками.
Качественное овладение ребенком родным языком служит одним из основных элементов формирования гармонично развитой личности, играет большую роль в развитии познавательной активности и формировании предпосылок учебной деятельности.
Всем известно, что дети с ТНР имеют низкую мотивацию к образовательной деятельности, быстро устают и теряют интерес, поэтому мы стараемся разнообразить детскую деятельность и предлагаем детям различные игры, способствующие смене деятельности и повышению познавательной активности. Подбираем игры, учитывающие личностные, возрастные и специфические особенности дошкольников с ТНР, позволяющие формировать необходимые коммуникативные навыки и речевые способности.
Поскольку дети в любом возрасте любят тайны, сюрпризы, мы решили создать дидактическое пособие под названием «Коробочка с сюрпризом». В коробочку мы вложили различные актуальные на сегодняшний день игры в соответствии с текущей лексической темой недели, грамматическими и фонетическими задачами.
Сюрпризная привлекательность пособия достигается различными конвертиками, коробочками и их неведомым содержимым, возможностью действовать с предметами и делать открытия, разнообразием интересных игровых приемов. Игры пособия легко могут быть заменены на другие, использованы в другой возрастной группе, что обеспечивает многофункциональность данного пособия.
Цель пособия: развитие и совершенствование речи детей с помощью игр и упражнений.
Описание: участники игры рассаживаются вокруг коробочки, снимают с нее крышку. Грани коробочки раскрываются, на внутренней стороне каждой из них появляются конвертики с сюрпризом. Ребенок бросает кубик и, ориентируясь на символ, выбирает игру (символ на кубике и символ на одном из конвертов с играми должны совпасть). Достает картинный материал из конвертика и совместно с педагогом (логопедом или воспитателем) организует игру.
Снаружи грани коробочки выполнены из материала разного цвета и разной текстуры, что позволяет проводить игры, способствующие как речевому, так и сенсорному развитию детей. Подробное описание прилагается к каждой игре.
Играть можно в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, индивидуально, малыми группами и т.д.
Дидактическое пособие предназначено для детей 4-5 лет с ТНР.
Игры в конвертиках
Игра: «Разрезная буква»
Цель: развитие зрительного восприятия, закрепление произношения гласных звуков в начале слова.
Описание: дети из частей составляют целую букву, называют ее и картинки, нарисованные внутри буквы, выделяя голосом первый звук.
Игра: «Прищепки»
Цель: развитие элементарных навыков звукового анализа, сравнения, закрепление гласных звуков, развитие мелкой моторики рук.
Описание: ребенок выделяет первый звук из названия центральной картинки и сопоставляет его с первым звуком из названия картинок справа. Находит картинку, в названии которой первый звук такой же, как в названии центральной картинки, прицепляет к ней прищепку. Таким образом, соединяет центральную картинку с картинкой, расположенной справа. Справа вместо картинок могут располагаться буквы.
Игра с липучками: «Накорми животное» («Для кого это?», «Кому дашь?», «Кто что ест?», «Кто чем питается?», «О чем мечтает…», «Чья еда?»)
Цель: формирование умения употреблять существительные в косвенных падежах, образовывать притяжательные прилагательные.
Описание: в зависимости от того, какая падежная форма отрабатывается, игра проводится в разных вариантах:
1 вариант: перед ребенком выкладываются животные.
Ведущий взрослый показывает картинку и задает вопрос: «Для кого хозяин заготовил сено?» или «Кому девочка налила молоко в миску?» или «Кто ест морковку?» или «Чья это еда?» и т.п.
Ребенок, отвечая на вопрос правильно, получает картинку и соединяет с картинкой-ответом с помощью липучки.
2 вариант: перед ребенком выкладываются картинки, на которых изображена еда животных.
Ведущий взрослый показывает картинку и задает вопрос: «Кто питается орехами?» или «О какой еде мечтает собака?» и т.п. (так же как и в первом варианте, ребенок скрепляет картинки липучкой)
3 вариант: картинки животных и еды располагаются в два ряда, ребенок находит пары и соединяет их с помощью ленты-дорожки, объясняя свой выбор, отвечая на вопрос: «Кто что ест?».
Игры с фонариком: «Что в холодильнике?», «Телевизор», «Бабушкино варенье», «Собираем урожай», «Перевозка груза», «Подарки» и т.д.
Цель: формирование предложно-падежных конструкций, навыков словообразования, обогащение словаря, закрепление обобщающих понятий; закрепление навыков правильного звукопроизношения.
Описание: ребенок фонариком подсвечивает картинку с обратной стороны, так, что проявляется другая картинка, спрятанная за первой. В зависимости от конкретной цели игры ребенок дает ответ: «За кустом спряталась коза» или «Бабушка приготовила варенье из вишни/вишневое варенье (с учетом индивидуальных возможностей)» или «В стиральной машине мама стирает кофту, куртку, колготки, комбинезон» и т.д. По ходу игры можно задавать уточняющие вопросы, закрепляя полученные на занятиях знания.
Игра: «Жадина»
Цель: закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, автоматизация поставленных звуков в словах и фразе.
Описание: перед детьми размещаются три картинки (девочка, мальчик, дети – это герои-жадины), каждый ребенок выбирает (или вытягивает с закрытыми глазами) для себя одну из картинок, превращаясь, таким образом, в данного героя. Затем дети выбирают предметные картинки, подходящие к его герою, про которые герои могут сказать: «Мой. Моя. Мои». Например, девочка говорит: «Моя шапка», мальчик говорит: «Мой банан», дети говорят: «Мои игрушки».
Игра: «Угадай, что я составил»
Цель: развитие зрительного восприятия, обогащение предметного словаря, развитие умения составлять рассказ-описание, рассказ-загадку.
Описание: водящий ребенок за ширмой из частей составляет целую картинку, описывает ее, остальные дети угадывают.
Пальчиковый театр
Цель: активизация подвижности органов артикуляции, развитие диалогической речи, развитие высоты и тембра голоса, пантомимики.
Описание:
1 вариант: взрослый надевает на пальчик игрушку, читает короткое стихотворение, дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Бегемот: «Вот веселый бегемот, широко открыл свой рот».
Дети выполняют артикуляционное упражнение «Бегемот».
Лягушка: «Очень нравится лягушкам, тянуть губы прямо к ушкам».
Дети выполняют артикуляционное упражнение «Улыбка».
Слон: «Подражаю я слону, губы хоботом тяну».
Дети выполняют артикуляционное упражнение «Хоботок».
Акула: «Большая акула на встречу плывет и челюстью двигает взад и вперед».
Дети выполняют движения нижней челюстью вперед-назад, вправо-влево.
2 вариант: дети надевают на пальчик сказочного героя и разыгрывают сказку. Подражая герою, изменяют голос, изображают героя с помощью телодвижений.
Игры с гранями коробочки
Игра: «Волшебная полянка»
Цель: закрепление знания основных цветов, развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Описание: дети поворачивают кубик разными гранями, и в соответствии со цветом грани размещают предметные картинки, повторяя: «На волшебной красной полянке появилась красная роза (красный свитер, красное яблоко, красные носочки)» и так с каждой гранью.
Игра: «Какого цвета»
Цель: закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Описание: дети накладывают контурное изображение предмета на разные грани кубика, предмет меняет свой цвет. В соответствии со цветом грани называют цвет предмета, обращая внимание на окончание прилагательного: «Вот красный шарик (синий шарик, зеленый шарик, желтый шарик)».
Игра: «Найди на ощупь»
Цель: развитие кинестетических ощущений.
Описание: ребенок трогает руками грани кубика разные на ощупь (мягкая, гладкая, шершавая, колючая).
1 вариант: ребенок достает из коробочки крышку с таким же материалом как на одной из граней, ощупывает материал двумя руками вслепую (с закрытыми глазами) и называет какой грани соответствует материал крышечки. Тоже самое проделайте с каждой рукой по отдельности.
2 вариант: ребенок на ощупь находит в волшебном мешочке крышечку с таким материалом, который соответствует материалу определенной (заданной) грани.
Использование мягкой грани кубика в качестве фланелеграфа
Цель: развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Описание:
1 вариант: дети прикрепляют сказочных героев на грань кубика и рассказывают друг другу сказки.
2 вариант: дети картинками рисуют время года и описывают или загадывают его.
Литература:
Косинова
Е.М.
Уроки л
огопеда. Игры для развития речи. - М.:
Издател
ь
ство «
Эксмо
», 2006
г.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.-
М.:
Издательство «
А
кадемич
е
ский проект», 2017 г.
Интернет-ресурсы:
https
://
m
.
vk
.
com
/
k
_
logopedy
https://m.vk.com/
club152635295
https://beclever.cc/tags/igrisfonarikom