Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Многообразие выразительных средств в хореографическом произведении | Атясова Марина Николаевна. Работа №252975

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Атясова Марина Николаевна
   Человек, посвятивший свою жизнь танцевальному искусству, должен владеть средствами выразительности хореографии. Не обладая этими знаниями, ни один хореограф не сможет создать достойное произведение. Стремясь к воплощению самых разнообразных жизненных тем и сюжетов, хореографическое искусство в своем становлении и развитии приобрело особые специфические выразительные средства, по которым можно отличить народно-характерный танец от историко-бытового, классический от гротескового, а также от пантомимического действия. Все разновидности сценического танца, каждый в своем роде, являются равноценным средством художественного выражения

МНОГООБРАЗИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

М.Н.Атясова

МБУ ДО «ДШИ Рассказовского района», с.Платоновка.

E-Mail: atysova2008@yandex.ru

Человек, посвятивший свою жизнь танцевальному искусству, должен владеть средствами выразительности хореографии. Не обладая этими знаниями, ни один хореограф не сможет создать достойное произведение. Стремясь к воплощению самых разнообразных жизненных тем и сюжетов, хореографическое искусство в своем становлении и развитии приобрело особые специфические выразительные средства, по которым можно отличить народно-характерный танец от историко-бытового, классический от гротескового, а так же от пантомимического действия. Все разновидности сценического танца, каждый в своем роде, являются равноценным средством художественного выражения.

Одна из особенностей танца - его подчиненность временным и пространственным законам одновременно - результат его синтаксической природы. Природа обеспечила ему самостоятельность и неповторимость как вида искусства. Неспособность танца изображать формы самой жизни, его эмоционально - выразительный характер сформировали особые сценические средства, определили и отбор материала для образного отображения действительности. Отсюда искусство танца приобрело обобщенно - условный, ассоциативный язык, глубоко эмоционально воздействующий на зрителя. В постановке любого танца важную роль играют танцевальные элементы, жесты, мимика, позы, рисунок, сюжет, музыка, костюмы и т.д.

Искусство пляски древнее всех видов искусств. Первоисточник пляски - жест, которым человек пользовался для выражения физических и душевных переживаний. Жесты человека были разнообразны: жест еды, питья, утверждения, отрицания, гнева, радости, страха и прочее. Затем человек начал создавать себе образ божества. Оно представлялось ему великим. В связи с этим возникает новый элемент в плясках - элемент подражания. Быстро усложнявшиеся, культура и богопонимание скоро потребовали новых форм для выражения новых определений. Жестов стало больше и появилось желание связать их между собой. Возникшая после жестов музыка стала соединяться с жестом, а жесты, уподобляясь музыке, принимали общий ритм.

Хореография до сих пор является важной частью нашего общества. Благодаря этому искусству мы выражаем себя. Все наши эмоции и желания способны найти свое проявление именно в танце. В хореографическом произведении мы подражаем, изображаем, рисуем образы. За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии. На протяжении веков претерпели изменения и основные выразительные средства - «язык», рисунок, делающие танец танцем. Потому сегодня можно говорить об исторически сложившейся системе выразительных средств и норм, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке искусств. Серьезное изучение специфики самобытных выразительных средств хореографии предполагает обращение к её истокам - фольклорной хореографии, так как именно в искусстве народного танца заложены те качества, характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие в сценических формах хореографического искусства. На сегодня можно сказать, что как бы разнообразны ни были хореографические культуры, сколь национальных черт они бы ни несли, все они подчинены ритмико-временным и композиционно - пространственным изменениям. И только в единстве этих слагаемых они могут определяться как самостоятельное художественное явление. Эта самобытность выразительных средств позволила танцевальному искусству по-особому выражать жизнь. От поколения к поколению углубилась информация о жизни, воспроизводимая художественно - выразительными средствами, обобщавшими прошлое изображение процессов труда и эмоциональных состояний. Что приводило к многообразию приемов и форм художественного обобщения.

Жесты

Одним из древних средств выразительности хореографического произведения является жест. Жест был доступной формой общения в самых разных отдаленных эпохах. Жест (от лат. gestus - движение тела) - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Условно жесты можно разделить на 4 группы:

- Жесты, вызванные непосредственной реакцией организма на явления действительности;

- Жесты, сложившиеся в условиях определённого жизненного уклада;

- Жесты изобразительные;

- Условные жесты, которые бытуют в узком кругу людей, связанных территориально, профессионально и т.п.

В отличие от пантомимы, состоящей из определённой последовательности жестов, в танце жест не играет решающей роли, т.к. танец не имитирует конкретное поведение человека, а отражает его внутреннюю жизнь, используя минимум жизненных движений. Для выражения характера танца используются почти все выразительные средства пантомимы - жесты всех видов, имитация действия, иногда с бутафорией. Для имитации действия постановщик должен найти способы хореографического выражения действительности, подобрать такой танцевальный ход, танцевальную комбинацию, которая бы ассоциировалась с этим персонажем. Таким образом, пантомима, жесты и имитация действия зачастую выступают в танце в качестве хореографической темы пластического мотива, они разрабатываются на протяжении танца и выявляют характер.

Мимика

Мимика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.п.

Различают:

- Непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

- Произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа. Мимика выражает содержание танца. В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В зависимости от смысла в танце, мы передаем те или иные эмоции. Это может быть радость или печаль, восторженность или отвращение, ненависть и любовь. Благодаря мимике мы делаем танец, произведением искусства, дополняя эмоциями.

Позы

Позы актёров в пантомиме являются ключевым элементом представления. Актёр с помощью поз может передавать состояние своего героя, взаимодействовать с окружающим героя пространством, в том числе, с воображаемыми, «невидимыми» партнёрами и предметами. Позы в различных танцах выполняются в установленном пространственном рисунке и слагаются из самых различных положений головы, рук, корпуса и ног. Позы в танцевальном произведении зависят от народности танца, его характера. Поза (из фр. pose через немецкий, ранее из лат. pono (супин positum) «класть, ставить» - положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению к друг другу. Балет часто называют искусством поз. Особенно это справедливо для классического балета, возникшего в Европе в XV-XVI веках, как придворно-аристократическое искусство. Балет появился вследствие театрализации бальных танцев, представлявших собой поочередное выполнение фигур и смену поз участниками под музыку. С развитием классического балета в нём появлялось всё больше динамики, экспрессии, собственно танца, в современном его понимании. Элементы танца видоизменялись, было введено много новых. Под позой в классическом танце понимают остановку в движении, во время которой тело танцовщика находится в положении равновесия на одной ноге, называемой опорной. В это время другая нога (работающая) отведена вперёд, в сторону или назад.

Музыка

Музыка как невербальная основа танцевального произведения, определяет его содержание, образы, драматургию. Танец пытается ориентировать форму и содержательность музыкального звука на свою образность телодвижений, на свойственные обоим искусствам темпы, ритмические рисунки, интонации и т.п. Если выразительность музыкального звука в танце представлять в виде системной организации, то системообразующим свойством здесь должна будет выступать кинетика исполняемых под данную музыку танцевальных движений (неважно, будь то движения свободно-пластические, бытовые, народные, классические, джазовые и пр.). Профессиональное искусство танца, особенно в последнем столетии, стремится очень тонко и емко «вычитывать» музыкальную ткань, ее содержательную образность. Поэтому хореографы довольно часто берут для своих постановок музыку самостоятельную, не предназначенную для танца в замысле композитора. Они считают, что своей образностью она вполне отвечает выразительным возможностям современного танцевального искусства. Аспекты музыкальной образности (метроритмические, мелодические, инструментальные и пр.) являются неким невербальным либретто для современного хореографа. В сферу танцевального творчества привлекается музыка разных направлений и стилей. Поэтому балетмейстер, естественно, должен быть знаком с особенностями звучания, текстосложения того или другого конкретного направления, стиля, уметь отражать эти особенности в своих сценических композициях.

Танцевальный костюм

Историческая эволюция конструкции танцевального костюма - от бытовых форм к высокопрофессиональным - высвечивает довольно ясную тенденцию - стремление к максимальному выявлению (обнажению) кинетики самого телосложения танцовщика, что приводит к использованию трико, купальника, комбинезона, майки. Эта тенденция подкрепляется тягой профессионального танца к абстрактности, к раскрытию выразительности именно в сложной и тонкой кинетике движений, а не в потоке контактных или актерских построений. Проект танцевального костюма должен отвечать характеру лексики танца, ее образному строю и действию, а также характеру музыкальной звучности (спокойному, резкому, страстному и пр.).

 

Хореография - определенная целостная сущность, имеющая свои конкретные формы проявления и закономерности бытования. Среди них имеется то общее, что объединяет её с другими видами искусств. Образность танца рождается соотносимостью выразительных средств данного танца и внутреннего содержания той мысли, которую он призван передать. Использование выразительных средств танца должно быть умелым. Необходимо правильно уметь подбирать те или иные средства танца для определенного произведения. Определенные средства выразительности должны быть уместны в произведении. Неправильное использование выразительных средств жанра показывает слабость балетмейстера, а не хореографии. Именно поэтому хореографу необходимо знать все тонкости использования каких-либо средств выразительности, иначе его постановки не будут иметь успех и продемонстрируют только его непрофессионализм.

 

Список литературы:

1. Блазис К. «Танцы вообще» издательство «Планета музыки» - М. 2008,324 стр.

2. Богданов, Кириллов «Композиция и постановка танца» - М. 2007, 216 стр.

3. Вашкевич Н.Н. «История хореографии всех времен и народов» издательство «Планета музыки» - М.2009, 287 стр.

4. Заикин Н. «Мастерство хореографа» издательство «Орловский Государственный институт искусств и культуры» - Орел 2007,248 стр.

5. Тарасов Н. «Классический танец» издательство «Лань» - М. 2008, 511 стр.

6. Лопухов А.В. «Основы характерного танца» издательство «Лань» - М.2008, 344 стр.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×