Модель анализа урока ☼
Автор: Бушманов Александр Иванович
Модель анализа урока
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как - бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
При анализе урока, как правило:
1. Оцениваются методы, способы активизации школьников.
2. Эффективность освоения материала.
3. Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций.
Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности.
Самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.
I. Самоанализ урока
Первый этап
1. Каковы первые впечатления.
2. Какая общая оценка урока.
3. Какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое).
4. Доволен (недоволен) собой.
5. Все ли задуманное выполнено, или многое не успели.
6. Доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению.
7. Какова дисциплина на уроке.
Второй этап
1. Характеристика класса.
2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.
3. Формулировка образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Достигнуты ли на уроке поставленные цели.
4. Формировался ли познавательный интерес учащихся.
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений и навыков учащихся.
6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности учащихся и др.).
7. Как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.
8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся.
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока.
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.
II. Анализ урока проверяющим
1. Анализ целей урока:
– оценка правильности и обоснованности постановки целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса;
– постановка и доведение целей урока до учащихся;
– степень достижения целей урока.
2. Анализ структуры и организации урока:
– соответствие структуры урока его целям;
– продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока;
– целесообразность распределения времени урока между ними;
– рациональность выбора форм обучения;
– наличие плана урока и организация его выполнения учителем;
– оборудование урока;
– рациональная организация труда учителя и учащихся.
3. Анализ содержания урока:
– соответствие содержания урока требованиям государственных программ;
– полнота, достоверность изложения;
– научный уровень излагаемого материала;
– степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока;
– политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией;
– реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов;
– подведение учащихся к восприятию новых знаний;
– выделение главной идеи нового материала;
– формирование новых понятий;
– актуализация опорных знаний;
– организация самостоятельной работы учащихся;
– характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса;
– инструктаж и помощь учителя;
– степень усвоения нового материала (эффективность);
– связь нового с ранее изученным;
– повторение (организация, формы, приемы, объем).
4. Анализ методики проведения урока:
– обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса;
– разнообразие приемов и методов, применяемых учителем;
– эмоциональность подачи материала;
– эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;
– оценка методической вооруженности и педагогической техники учителя.
5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:
– общая оценка работы класса;
– внимание и прилежание;
– интерес к предмету;
– активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
– формирование общедоступных умений и навыков;
– выполнение единых требований;
– индивидуальная работа со слабыми учениками;
– степень овладения практическими навыками;
– характер и виды проверка знаний учащихся учителем;
– накопляемость, объективность выставленных оценок их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.
– цель, объем;
– соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом;
– характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;
– комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
8. Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.
9. Общая оценка степени достижений учебной и воспитательной целей урока:
– общая мотивированная оценка результатов урока (оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности);
– аргументированная характеристика достоинств урока.
10. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.
11. Недостатки урока:
– диагностика причин и тенденций в их развитии;
– предложения по их устранению.
12. Научная обоснованность вывода и оценок:
– опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт;
– конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.
13. Общие выводы и предложения.
14. Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.
15. Заключительное слово учителя.