Модель социального партнёрства дошкольного образовательного учреждения и семьи. | Пастушкова Елена Петровна. Работа №299238
Автор: Пастушкова Елена Петровна
«Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО».
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений.
Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры - вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между ними могут быть противоречия.
«Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО».
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений.
Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры - вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между ними могут быть противоречия.
Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать.
Для того, чтобы в полной мере скоординировать деятельность нашей ДОО по осуществлению партнерства с семьями воспитанников создана и реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников. Модель представляет открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Условно она состоит из трех блоков: информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный. Реализация каждого блока модели взаимодействия детского сада с родителями осуществляется через использование разнообразных форм и методов. В рамках данной модели социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг), которую все партнеры должны изучать и развивать. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Родители наших воспитанников становятся настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников, базирующихся в первую очередь на учёте и использовании индивидуальных особенностей детей, создании определённых условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед нашим учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие на основе принципов успешного взаимодействия с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи
Принципы взаимодействия:
единство реализации цели в вопросах развития личности
добровольность и открытость
взаимное доверие, уважение друг к другу
равноправие и
равноответственность
родителей и педагогов
индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье
ЦЕЛЬ: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
ЗАДАЧИ
Создание документационного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий.
Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.
Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Установление интересов каждого из партнеров;
Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;
Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);
Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);
Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Контингент детей и родителей ДОУ;
Образовательный и творческий потенциал социума;
Планирование работы в трёх формах:
«Непосредственная образовательная деятельность».
«Образование в свободной деятельности».
«Образование в режимных моментах».
ФГОС …в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Инновации ФГОС
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы работы с родителями в рамках ФГОС ДО:
Индивидуальные формы
Индивидуальные консультации.
Индивидуальные беседы.
Работа консультационных пунктов
Коллективные формы
Семинар – практикум.
Конференции.
Встречи с интересными людьми.
Экскурсии.
Клубы по интересам.
Совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей.
Дни открытых дверей
Совместные тематические праздники
праздники
.
Концерты.
Наглядно-информационные формы
Родительские уголки.
Выпуск буклетов.
Выставки.
Обмен литературой.
Видеоролики, презентации о работе ДОУ.
Тематические видеоролики семьи.
Сайт ДОУ.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
формирование банка данных социальных характеристик семей;
составление программы изучения семьи (её структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, социального статуса отца и матери);
изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
оборудование помещений для общения с родителями;
систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников;
апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения (спортивная семья, хобби - рукоделие, музыкальная семья,…..);
создание семейных клубов по интересам;
составление картотек «Педагогическая копилка»
(
с целью взаимообогащения педагогического мастерства);
обобщения положительного семейного опыта;
систематизацию
учебно
– методических
разработок;
Наши достижения:
создание эмоционально-психологического комфорта в детском саду
достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей
признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка
повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей
снижение до минимума неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей.
Литература
1. Андреева, H. A. Влияние общения в семье на психическое развитие детей дошкольного возраста. Инновационные технологии в системе дошкольного образования: Материалы российской научно-практической конференции / Н. А. Андреева // – Курган. - 2001. - С. 4-8.
2. Андреева, H. A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Н. А. Андреева // - Курган. - 2000. - С. 21-24.
3. Майер, А. А., Тимофеева, Л. Л. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО / А. А. Майер, Л. Л. Тимофеева // Справочник старшего воспитателя. – 2014. - №9. – С. 17-21.
4. Нищева, Н.В. Введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н. В.Нищева // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2014. – С. 135-147.
5. Слободчиков, В. И. Концепция дошкольного образования. Детский сад со всех сторон / В. И. Слободчиков // 2006. - № 19. – С. 1-20.