Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Модель социального партнёрства дошкольного образовательного учреждения и семьи. | Пастушкова Елена Петровна. Работа №299238

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пастушкова Елена Петровна
«Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО».

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений.

Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры  - вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между ними могут быть противоречия.

 

«Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО».

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений.

Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры - вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разнится интересы и возможности, между ними могут быть противоречия.

Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать.

Для того, чтобы в полной мере скоординировать деятельность нашей ДОО по осуществлению партнерства с семьями воспитанников создана и реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников. Модель представляет открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Условно она состоит из трех блоков: информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный. Реализация каждого блока модели взаимодействия детского сада с родителями осуществляется через использование разнообразных форм и методов. В рамках данной модели социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг), которую все партнеры должны изучать и развивать. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Родители наших воспитанников становятся настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников, базирующихся в первую очередь на учёте и использовании индивидуальных особенностей детей, создании определённых условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Новые задачи, встающие перед нашим учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие на основе принципов успешного взаимодействия с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи

Принципы взаимодействия:

единство реализации цели в вопросах развития личности

добровольность и открытость

взаимное доверие, уважение друг к другу

равноправие и

равноответственность

родителей и педагогов

индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье

ЦЕЛЬ: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

ЗАДАЧИ

Создание документационного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий.

Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.

Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Установление интересов каждого из партнеров;

Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;

Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);

Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);

Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;

Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Контингент детей и родителей ДОУ;

Образовательный и творческий потенциал социума;

Планирование работы в трёх формах:

«Непосредственная образовательная деятельность».

«Образование в свободной деятельности».

«Образование в режимных моментах».

ФГОСв форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

Инновации ФГОС

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Формы работы с родителями в рамках ФГОС ДО:

Индивидуальные формы

Индивидуальные консультации.

Индивидуальные беседы.

Работа консультационных пунктов

Коллективные формы

Семинар – практикум.

Конференции.

Встречи с интересными людьми.

Экскурсии.

Клубы по интересам.

Совместная творческая деятельность педагогов, родителей и детей.

Дни открытых дверей

Совместные тематические праздники

праздники

.

Концерты.

Наглядно-информационные формы

Родительские уголки.

Выпуск буклетов.

Выставки.

Обмен литературой.

Видеоролики, презентации о работе ДОУ.

Тематические видеоролики семьи.

Сайт ДОУ.

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

формирование банка данных социальных характеристик семей;

составление программы изучения семьи (её структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, социального статуса отца и матери);

изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

оборудование помещений для общения с родителями;

систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников;

апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения (спортивная семья, хобби - рукоделие, музыкальная семья,…..);

создание семейных клубов по интересам;

составление картотек «Педагогическая копилка»

(

с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

обобщения положительного семейного опыта;

систематизацию

учебно

– методических

разработок;

Наши достижения:

создание эмоционально-психологического комфорта в детском саду

достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей

признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребёнка

повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей

снижение до минимума неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей.

Литература

 

1. Андреева, H. A. Влияние общения в семье на психическое развитие детей дошкольного возраста. Инновационные технологии в системе дошкольного образования: Материалы российской научно-практической конференции / Н. А. Андреева // – Курган. - 2001. - С. 4-8.

2. Андреева, H. A. Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Н. А. Андреева // - Курган. - 2000. - С. 21-24.

3. Майер, А. А., Тимофеева, Л. Л. Реализация новых положений законодательства в образовании: построение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО / А. А. Майер, Л. Л. Тимофеева // Справочник старшего воспитателя. – 2014. - №9. – С. 17-21.

4. Нищева, Н.В. Введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н. В.Нищева // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2014. – С. 135-147.

5. Слободчиков, В. И. Концепция дошкольного образования. Детский сад со всех сторон / В. И. Слободчиков // 2006. - № 19. – С. 1-20.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×