Модель учебного занятия по теме: «Параллели и меридианы.» | Банникова Татьяна Викторовна. Работа №333136
Разработка предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России". Разработка соответствует ФГОС последнего поколения. Разработка «Педагогическая мастерская Тема: Модель учебного занятия по теме: «Параллели и меридианы» дает возможность для проведения интересного занятия с детьми. Это обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения. Включенный в разработку «Педагогическая мастерская Тема: Модель учебного занятия по теме: «Параллели и меридианы» материал может применяться и на занятиях по другим программам обучения.
Педагогическая мастерская
Тема: Модель учебного занятия по теме: «Параллели и меридианы.»
Представляю вам урок окружающего мира в 3 классе по программе Занкова
по теме: «Параллели и меридианы.» 1 урок в разделе «Наша планета - Земля»
Цель: Создать условия для формирования представлений о научных методах познания окружающего мира
Все универсальные учебные действия – личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные - формируются на каждом этапе урока.
Для урока нам понадобится следующее оборудование: карточки для групповой работы, таблица-схема, апельсин и яблоко, ножи, глобус для каждой группы, контурные карты, фломастеры, нитки, карандаши.
На первом этапе урока формируется умение оценивать готовность к предстоящей деятельности. Для включения в учебную деятельность я к каждому уроку готовлю СВОЁ вступление. На этом уроке оно таково:
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
Улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую работу и отправимся познавать окружающий нас мир.
(Дети усаживаются по группам так, как я их разделила. Они этого не знают, но я заранее провела тест на определение типа восприятия по методике С Ефремцевой. В результате получились 4 группы, разные по наполняемости.
На втором этапе я должна определить уровень знаний о планете Земля и её модели. Я предлагаю детям ответить на вопросы, которые я разработала для групп. Представитель группы отвечает
и обосновывает ответ на один из вопросов, остальные слушают и дополняют его. Из этого этапа логично следует другой.
Перехожу на него с помощью загадки:
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь. (Глобус)
Совместно с детьми нам нужно определить и сформулировать проблему
-Давайте рассмотрим глобус более внимательно.
Далее дети сами определяют и формулируют проблему:
– Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают модель Земли.
– Для чего нужны эти линии на глобусе?- у детей возникает ПРОБЛЕМА!!!
-Так что мы должны нового узнать на уроке
Здесь нужно отметить, что давая определение термину, мы преподносим его сами, а для учителя важно, чтобы этот эффект ИНСАЙТА произошёл именно с ребёнком.
На следующем этапе я формирую умение самостоятельно определять и формулировать проблему, намечать план своей работы.
Предлагаю детям прочесть в учебнике следующий текст. Вслух читает 1 подготовленный ребёнок. Часть детей- визуалы- зрительно уже воспринимают данную информацию, аудиалы –на слух.
После этого я даю им вопросы:
- Какие новые термины вы здесь встретили? (Дети отвечают параллели и меридианы.)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Предлагаю вам оживить эти термины. Каждая группа будет проводить своё исследование по изучению этих терминов.
1 группа (говорю кинестетикам)- у вас будет самая приятная миссия . Даю им апельсин, яблоко, нож и предлагаю действовать согласно инструкции. При этом не забываю напомнить о технике безопасности при работе с острыми предметами. Их задача прочесть инструкцию и разрезать апельсин одному на параллели, другому на меридианы, предварительно сделав разметку карандашом и при необходимости проконсультироваться у учителя.
2 группа ( это визуалы) – у них задание в инструкции наблюдать за действиями 1 группы и устно подробно описать работу, которую те выполняли.
3 группа- (это аудиалы)- их задача всё внимательно прослушать и воспроизвести для всего класса, что они запомнили.
4 группа ( дискреты- дигиталы) их задача прочесть инструкцию и составить схему на основе всего увиденного и услышанного.
Далее идёт эта практическая работа.
Кинестетики молча разрезают фрукты и даже съедают их.
Визуалы рассказывают, что апельсин и яблоко напомнили им модель земного шара, а так как ребята разрезали их на дольки, то это напоминает параллели и меридианы.
Аудиалы отвечают, что они запомнили часть информации из текста , что такое параллели и меридианы, а ещё услышали мнение 2 группы.
И наконец, дигиталы составили опираясь каждый на свою логику, следующие схемы-рисунки.
Далее даю минутку на подготовку для того, чтобы учащиеся смогли сформулировать определения параллелей и меридианов, опираясь на собственные наблюдения.
Далее по аналогии с предыдущей работой над терминами «меридианы» и «параллели» провожу работу над определениями Северный и Южный полюс, нулевой меридиан.
Следующий этап проходит в виде работы в парах. Цель этого этапа: учиться находить на глобусе необходимые географические объекты.
На контурной карте покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.
С помощью обычной нитки все группы определяют длину различных параллелей и меридианов, но особенно эта работа эффективна для кинестетиков. Аудиалы и визуалы могут успешно сделать вывод о том, что меридианы все одинаковы, а параллели имеют разную длину.
- Ребята, может быть сейчас вы можете сделать предположение для чего они нужны на глобусе.
В ходе этой работы учащиеся строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, анализируют и делают совместные выводы. Далее продолжается работа с текстом учебника, в котором учащиеся подтверждают свои предположения и выводы о параллелях и меридианах, для чего нужны эти линии.
На следующем этапе учащиеся структурируют свои предметные знания на основе известной информации. Для этого я использую фронтальную работу над усвоенными понятиями. Отвечая на эти вопросы, учащиеся выделяют нужную информацию и устанавливают причинно-следственные связи.
Для себя на этом этапе я делаю вывод, кто из детей не усвоил тему.
А на этапе рефлексии уже дети осуществляют контроль по результатам своей деятельности
ДЗ я даю детям опираясь на их тип восприятия. Мне это было сделать легко, т.к. с самого начала урока они были разделены именно на такие группы.