МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ АУДИТОРСКОГО РИСКА | Коклюхина Полина Сергеевна. Работа №316575
В статье рассматривается один из наиболее важных вопросов в аудиторской деятельности - оценкааудиторского риска. Важность изучения данного вопроса заключается в том, что искажения и ошибки в финансовой отчетности будут присутствовать всегда ввиду влияния различных внешних и внутренних факторов как на ведение бухгалтерского учета, так и на составление бухгалтерской отчетности. Аудитору же, в свою очередь, необходимо оценить риск необнаружения данных ошибок и разработать определенные процедуры для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ АУДИТОРСКОГО РИСКА
Аннотация: В статье рассматривается один из наиболее важных вопросов в аудиторской деятельности - оценка аудиторского риска. Важность изучения данного вопроса заключается в том, что искажения и ошибки в финансовой отчетности будут присутствовать всегда ввиду влияния различных внешних и внутренних факторов как на ведение бухгалтерского учета, так и на составление бухгалтерской отчетности. Аудитору же, в свою очередь, необходимо оценить риск необнаружения данных ошибок и разработать определенные процедуры для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.
Ключевые слова: Аудиторский риск, неотъемлемый риск, риск средств контроля, риск необнаружения, снижение аудиторского риска.
Любая человеческая деятельность, в том числе и экономическая, требует принятия решений на основе неполноты информации. Поэтому существует необходимость в эффективных инструментах, позволяющих оценить надежность информации и сократить до приемлемого уровня информационные риски, которым подвергаются пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудит является одним из гарантий уверенности, и точное понимание характера рисков имеет решающее значение, поскольку определяет стратегию и влияет на качество, результат и эффективность аудита. Для пользователей проаудированной финансовой отчетности величина информационного риска зависит от собственной оценки аудитором аудиторского риска.
В современной Российской экономике проведение аудиторских проверок сталкивается с рядом трудностей. А именно: недостаточно регламентирующих стандартов по проведению аудиторской проверки, необнаружение ошибок аудиторами в ходе проверки, отсутствие предписаний на случай непредвиденных обстоятельств, не внимательное отношение к ведению организационной документации и проверки деятельности.
Согласно Международному стандарту аудита (МСА) 315 "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения" цель аудитора заключается в выявлении и оценке рисков существенного искажения, как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки, на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок, путём изучения организации и ее окружения, включая систему внутреннего контроля организации. Таким образом, обеспечивает основу для разработки и осуществления аудиторских процедур в ответ на оцененные риски существенного искажения.
Аудиторский риск основывается на оценке трех основных компонентов:
- неотъемлемого риска (риска неэффективного ведения клиентом системы учета и бизнеса в целом) – подверженность сальдо счетов или класса операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, при допущении отсутствия средств внутреннего контроля;
- риска средств контроля (риска неэффективного внутреннего контроля клиента) – риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении сальдо счета или класса операций и которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, не будет предотвращено, обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- риска необнаружения (риска не выявления аудитором ошибок клиента в процессе проверки ) – риск того, что аудиторские процедуры проверки по существу не позволят обнаружить искажение в сальдо счета или классе операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций.
Если по результатам тестирования аудитор оценивает значения неотъемлемого риска и риска контроля как высокие, то значение РНО должно быть самым низким, предполагая, что значения аудиторского риска являются средними (Таблица 1).
Таблица 1 – изменение риска необнаружения в зависимости от оценок неотъемлемого риска и риска средств контроля
Уровень риска средств контроля
Высокий
Средний
Низкий
Уровень неотъемлемого риска
Высокий
САМЫЙ НИЗКИЙ
БОЛЕЕ НИЗКИЙ
СРЕДНИЙ
Средний
БОЛЕЕ НИЗКИЙ
СРЕДНИЙ
БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ
Низкий
СРЕДНИЙ
БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ
САМЫЙ ВЫСОКИЙ
Если неотъемлемый риск и риск контроля имеют высокие значения, то риск необнаружения должен быть низким, тем самым снижая аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Однако в таких случаях аудитору необходимо предоставить больше существенных доказательств в ходе аудита. Если аудитор считает, что снизить риск необнаружения до приемлемо низкого уровня невозможно, то есть аудитор по определенным причинам не может предоставить необходимые доказательства, он либо выражает мнение с оговоркой, либо не выражает мнение.
Основным методом расчета аудиторского риска является произведение трех составляющих его факторов. Таким образом, формула для расчета риска выглядит следующим образом:
АР = НР * РСК * РНО, где
АР – аудиторский риск; НР – неотъемлемый риск; РСК – риск средств контроля; РНО – риск не обнаружения.
Величины НР, РСК, РНО принимают значения [0; 1], или [0; 100%].
Общепринятая величина аудиторского риска колеблется в пределах 1 % – 5 % (0,01 – 0,05).
В связи с широким разнообразием ситуаций раскрытия бухгалтерского учета, уникальностью каждого клиента, спецификой, присущей каждой отрасли, и профессиональным суждением аудитора, не существует единой методики оценки и расчета компонента аудиторского риска. Однако наиболее применимыми методами и приемами являются специально разработанные аудиторами тесты, стандартные списки вопросов (анкеты) и т.д.
На практике применяются два типа моделей расчета аудиторского риска: прямая и косвенная.
В прямой модели расчет основывается на непосредственном суждении автора. То есть, используя профессиональное суждение, аудитор, предполагает, чему будет равно значение компонента риска, рассчитывает аудиторский риск по мультипликативной модели и сравнивает полученное значение с допуском, принятым в международной практике, который равен 5%.
Например: если аудитор допускает, что неотъемлемый риск составляет 60%, риск контроля — 50% и риск не обнаружения — 20%, то общий аудиторский риск составит 0,6 х 0,5 х 0,2 = 0,06, т.е. 6%. Полученный результат показывает, что данный аудиторский риск нельзя считать допустимым, так как он превышает 5%. Значит, аудитору необходимо снизить риск до приемлемого уровня, предприняв соответствующие меры.
В косвенной модели определяется не общий аудиторский риск, а риск необнаружения, который является одним из его компонентов. В этом случае аудитор сначала получает значения неотъемлемого риска и риска контроля, принимает значение аудиторского риска за 5% и рассчитывает риск необнаружения по следующей формуле, полученной из мультипликативной модели:
РНО = АР/ (НР х РСК).
Чтобы выявить вероятность появления существенных искажений, аудитор оценивает систему бухгалтерского учета, действующую на аудируемом экономическом субъекте. Это можно сделать в форме опросника аудитора (таблица 2).
Таблица 2 – Опросник аудитора
№ п/п
Вопросы
Варианты ответов
Да
Нет
1
Утверждена руководителем экономического субъекта учетная политика?
+
2
Осуществляется ли учет в соответствии с регламентированной учетной политикой?
+
3
Имеет ли главный бухгалтер высшее экономическое образование (среднее профессиональное экономическое образование, аттестат профессионального бухгалтера, свидетельство о квалификации НОК, удостоверения по программам переподготовки)?
+
4
Проходит ли главный бухгалтер курсы повышения квалификации 1 раз в год?
+
5
Участвуют ли работники бухгалтерии в специальных семинарах и тренингах, способствующих повышению их квалификации?
+
6
Имеются ли должностные инструкции для работников бухгалтерии?
+
7
Проводится ли аттестация работников бухгалтерии, на предмет соответствия выполняемых ими обязанностей?
+
8
Проводится ли сверка данных бухгалтерского и оперативного учета 1 раз в 3 месяца?
+
9
Имеется ли утвержденный график документооборота и соблюдаются ли сроки предоставления первичных документов в бухгалтерию?
+
10
Является ли организация подписчиком профессиональных сетевых изданий, членом профессиональных сообществ?
+
11
Используют ли в своей работе сотрудники бухгалтерии правовые базы «Гарант», «Консультант плюс»?
+
12
Используется ли официальная лицензированная версия автоматизированной программы, в которой ведется бухгалтерский учет?
+
13
Данные официальной версии бухгалтерской программы обновляются не реже 1 раза в месяц?
+
14
Ведется ли отдельно автоматизировано учет участка «Расчеты по заработной плате»?
+
15
Бухгалтерский учет автоматизирован более чем на 80 %?
+
16
Организован ли учет потерь от простоев и брака в производстве?
+
По данным опросника оценим надежность системы бухгалтерского учета:
100 % — 16 вопросов, да — 10, нет — 6.
Формула расчета:
10 × 100 % / 16 = 62,5 % — неотъемлемый риск.
По итогам опроса можно сделать вывод, что организация системы бухгалтерского учета операций отвечает требованиям оперативности и достоверности во всех существенных аспектах и в процентном соотношении составляет 62,5 %.
Таблица 3 – Опросник для выявления работы системы внутреннего контроля
№ п/п
Вопросы
Вариант ответа
Да
Нет
1
Отражены ли в учетной политике применяемые в организации формы первичных документов?
+
2
Заключены ли договоры материальной ответственности с материально ответственными лицами?
+
3
Проводится ли инвентаризация перед сменой материально-ответственных лиц?
+
4
участие ЛОКУ в инвентаризации?
+
5
Проверяется ли работниками бухгалтерии соответствие применяемых ими к учету документов требованиям действующего законодательства?
+
6
Установлен ли круг подотчетных лиц?
+
7
Выявлено ли, какие типы разделов отчетности значимы для финансовой отчетности организации?
+
8
Есть ли в организации процесс по выявлению бизнес рисков, связанных с целями составления финансовой отчетности, оценке существенности этих рисков?
+
9
Наличие в организации служба внутреннего аудита?
+
10
Образовано ли в организации специальное подразделение, занимающееся риск-менеджментом (или специалист)?
+
11
Достаточно ли того процесса по выявлению и оценке рисков, который присутствует в организации?
+
12
Выявлены ли аудитором риски, которые не были обнаружены в процессе оценки рисков самой организацией?
+
13
Имеется ли в организации этический Кодекс?
+
14
Имеется ли в организации справочник квалификаций?
+
15
Имеются ли в организации правила внутреннего трудового распорядка, правила техники безопасности и охраны труда?
+
16
Знакомятся ли вновь принятые работники с правилами внутреннего трудового распорядка, правилами техники безопасности и охраны труда, должностными инструкциями и другими локальными нормативными документами?
+
По данным тестирования надежность можно оценить равную как:
16 вопросов — 100 %, да — 9; нет — 7.
9 × 100 / 16 = 56,25 % — риск средств контроля.
Систему внутреннего контроля можно охарактеризовать как находящуюся на среднем уровне, так как надежность равна 56,25 %, поэтому, рассчитывать на систему внутреннего контроля полностью нельзя.
Риск необнаружения определяется по формуле: АР = НР × РСК × РНО
АР = 5 %; НР = 62,5 %; РСК = 56,25%.
Риск необнаружения определяется следующим образом:
РНО = АР / НР × РСК = 0,05 / 0,625 × 0,562 = 0,1423, то есть 14,23 %.
Таблица 4 – Уровень степени оценки риска
Риск
Диапазон значений в процентном отношении
Уровень риска
Неотъемлемый риск
62,5 %
средний
Риск внутреннего контроля
56,25 %
средний
Риск необнаружения
14,23 %
низкий
Из данных таблицы 4 следует, что НР и РВК являются средними, РНО достаточно низкий, поэтому аудитор может позволить себе снизить реальные трудозатраты, уменьшить объем выборки, применить менее трудоемкие методы получения аудиторских доказательств.
В целях повышения эффективности аудиторской работы рекомендуется руководству организаций использовать методы моделирования, структурного анализа и проектирования, которые основываются на условном разбиении деятельности компании на бизнес-процессы, подпроцессы, процедуры, функции и т.д. В конечном счете, позволяя упорядочить уже выполняемые действия и определить потребность в осуществлении новых процедур или функций, направленных на повышение качества аудита.
Для того чтобы значительно снизить аудиторский риск, необходимо выполнить следующие основные процедуры:
- проведение инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта;
- изучение претензий, находящихся на рассмотрении в арбитражных и судебных органах;
- знакомство с персоналом аудируемого лица с целью оценки возможности мошенничества;
- подготовка альтернативного бухгалтерского баланса и сравнение его с аудируемым бухгалтерским балансом;
- снижение риска не обнаружения;
Также существуют рекомендации по снижению аудиторского риска:
- тщательная документация работы;
- клиентская база с высокой деловой репутацией;
- соблюдение конфиденциальности отношений с клиентами;
- соответствие профессиональным этическим нормам и стандартам.
Описанные выше подходы к снижению риска — это механизм, который аудиторы могут использовать для значительного снижения риска ошибок в процессе аудита.
Логично за основу разработки структуры внутрифирменных стандартов по технологии аудиторской проверки взять основные этапы подготовки и проведения аудита:
Этап 1. Преддоговорная работа.
Этап 2. Проведение проверки.
Этап 3. Сдача работ клиенту.
Этап 4. Формирование папки «Папка клиента».
Этапы представляют собой отдельные стадии проведения аудита, которые неразрывно связаны между собой. Каждый этап имеет определенное число под-этапов и определенный набор рабочих документов. В рамках каждого подэтапа аудиторской организации необходимо разработать определенный набор рабочих документов. При этом документация, которая готовится в рамках каждого подэтапа, подлежит стандартизации.
Рекомендация по стандартизации типовых форм документации содержится в МСА 230 «Аудиторская документация». Аудиторским организациям рекомендовано разработать стандартную структуру аудиторского файла рабочих документов, опросники, типовые письма и обращения, запросы, отчеты руководству экономического субъекта и т.п. Стандартизация документации решает сразу несколько задач: более полное соблюдение требований стандартов аудиторской деятельности, более рациональная технология и организация проведения аудита, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков, содействовать внедрению научных достижений и новых технологий в аудиторскую практику, обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска, детализировать профессиональное поведение аудитора согласно этическим нормам.
Разработанную документацию необходимо утвердить руководителем аудиторской организации.
При разработке внутрифирменных стандартов рекомендуется соблюдать следующие требования:
Создание внутри аудиторской организации Методического совета или иного специального коллегиального органа
;
В работе Методического совета могут принимать участие сторонние специалисты
.
Основанием для привлечения сторонних специалистов является Положение о Методическом совете
;
Разработка внутренних стандартов может осуществляться специалистами других служб (департаментов, отделов) аудиторской организации
;
Внутренние стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, советом учредителей или другим уполномоченным органом.
При разработке внутрифирменного стандарта аудита желательно предусмотреть возможность его использования специалистами аудиторской организации в виде IT продукта. Это позволит аудиторам эффективнее использовать внутрифирменный стандарт, что в итоге существенно снизит время на проверку, оформление документации и проведение контроля качества.
Список литературы
"Международный стандарт аудита 230 "Аудиторская документация" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) (ред. от 27.10.2021)
.
Доступ из справ
очной
правовой системы «КонсультантПлюс».
«Справочник экономиста» Риски в аудиторской деятельности
.
URL
:
https
://
www
.
profiz
.
ru
/
se
/2_2014/
riski
_
audita
//
(дата обращения:
14.03.2023
).
"Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)
.
Доступ из справ
очной
правовой системы «КонсультантПлюс».
Методические рекомендации по
описанию
элементов системы внутреннего контроля аудируемого лица (организации)
.