"Моделирование окружающего маленькими человечками" | Котлярова Татьяна Викторовна . Работа №302408
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить орентироваться в современнои мире,чтобы при минимальном затрат достичь максимального эффекта" .Эти слова пренадлежат автору Теории Решения Задач (ТРИЗ) Генриху Сауловичу Альтшуллеру. Метод Маленьких Человечков очень увлекательный и интересный как для педагога, так и для детей. Он разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов.
Содержание мастер-класса
Слайд 1.
Уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса: «Моделирование окружающего маленькими человечками».
Слайд 2.
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат
достичь максимального эффекта». Эти слова принадлежат советскому изобретателю, автору Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Генриху Сауловичу Альтшуллеру.
Слайд 3.
Цель и задачи мастер-класса:
· Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
· Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (Методом Маленьких Человечков);
· Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.
ТРИЗ пришёл в дошкольные учреждения в 1987 году.
Основная задача ТРИЗ-технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
Слайд 4.
В работе с детьми, по данной технологии необходимо придерживаться следующего:
· Выслушивать каждого желающего.
· Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
· Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
· Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
· Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой образовательной деятельности дошкольников, направленные на решение жизненных задач».
Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию один из таких превалирующих методов.
Слайд 5.
Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать следующие задачи в работе с детьми:
· Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
· Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
· Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
· Развитие воображения и творческой активности;
· Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.
Метод Маленьких Человечков очень увлекательный и интересный как для педагога, так и для детей. Он разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов.
Слайд 6.
Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий наглядно описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.
Всё существующее вокруг нас – стол, дерево, лужа, игрушки, состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Назовём эти частицы маленькими человечками.
Слайд 7.
· Человечки твердых предметов окружающего мира очень дружны, они всегда держатся за руки, держатся так крепко, что их и не разъединить, как мы с вами, когда играем в «Цепи кованые». Эти человечки называются ТВЕРДИКИ.
Слайд 8.
· Человечки жидких веществ: воды, молока, чая, киселя – держат руки на поясе, касаясь локтями, и могут перемещаясь. Они называются ГИДРАТИКИ.
Слайд 9.
· Человечки газообразных веществ окружающего мира (газ, пар, дым) постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят, быстро перемещаются, «танцуют». Называются они ПНЕВМАТИКИ.
Слайд 10.
Работа с детьми по ознакомлению с методом ММЧ состоит из
3 основных этапов:
1 этап - Построение с детьми простейших моделей.
Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких маленьких человечков.
2 этап – Моделирование взаимодействий двух веществ, переход из одного состояния в другое.
На данном этапе дети моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т.д.
3 этап – Моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов.
На третьем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.
Я предлагаю Вам попробовать поэтапно познакомиться с Методикой Маленьких Человечков в игре.
Предлагаю вам цикл игр
Слайд 11.
Колегги, предлагаю по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок. В результате опыта мы выясняем, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!
Б. Коллеги предлагаю по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта мы выявляем, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.
В. Коллеги, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
Уважаемые коллеги,сейчас предлагаю вам выступить в роли маленьких человечков и показать, в каком веществе какие человечки живут.
Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух –отбегаете друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
Игра «Замри»
Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал ( бубном или колокольчиком), они превращаются в «ледяных», т.е. должны замереть –«замерзнуть», повторный сигнал –«растаяли».
Подвижная игра «Маленькие человечки»
Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:
камень - дети берутся за руки,
сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,
воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
Для закрепления навыков моделирования предметов окружающего мира ТРИЗ технологией «Маленькие Человечки» мною была сделана настольная дидактическая игра.
Домино «Маленькие Человечки».
.Слайд 19.
Где ещё можно использовать ММЧ:
С помощью ММЧ можно обыграть любой режимный момент (Например, когда дети моют руки, накрывают на столы, ухаживают за комнатными растениями)
С использования ММЧ интересно проводить познавательные занятия, эксперименты, игры по обучению грамоте, ознакомлению с окружающими (например, эксперимент с чашкой изо льда.
При обучении грамоте составление слов или словосочетаний из Маленьких.
Человечков, где синие человечки согласные, а красные гласные).
Использовать моделирование НОД по ФЭМП (например, посвященное изменению длины предметов), где выступают человечками сами дети.
ММЧ можно использовать в НОД по художественному творчеству (смешивание красок).
Слайд 20.
ТРИЗ - технологию называют РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом: “Творчество во всем!”
И я вам желаю творческих успехов в работе! Спасибо за участие!
Оценка работы мастер – класса
Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями.
Я предлагаю Вам оценить данный мастер – класс. Я предлагаю оценить мастер – класс.
Понравился мастер класс. Буду применять игры в работе с детьми. (Показать смайлик зеленого цвета)
Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, пусть покажет смайлик желтого цвета.
Ничего не поняла. Было не интересно, пусть покажет смайлик красного цвета.