Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Моделирование окружающего маленькими человечками" | Котлярова Татьяна Викторовна . Работа №302408

Дата публикации:
Автор:
Описание:

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить орентироваться в современнои мире,чтобы при минимальном затрат достичь максимального эффекта" .Эти слова пренадлежат автору Теории Решения Задач (ТРИЗ) Генриху Сауловичу Альтшуллеру. Метод Маленьких Человечков очень увлекательный и интересный как для педагога, так и для детей. Он разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов.

Содержание мастер-класса

 

Слайд 1.

                                             Уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса: «Моделирование окружающего маленькими человечками».

 

Слайд 2.

 

 «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат

достичь максимального эффекта». Эти слова принадлежат советскому изобретателю, автору Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)  Генриху Сауловичу Альтшуллеру.

 

Слайд 3.

 

Цель и задачи мастер-класса:

·        Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;

·        Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (Методом Маленьких Человечков);

·        Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

ТРИЗ пришёл в дошкольные учреждения в 1987 году.

Основная задача ТРИЗ-технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

Слайд 4.

В работе с детьми, по данной технологии необходимо придерживаться следующего:

·        Выслушивать каждого желающего.

·        Давать только положительные оценки, они раскрепощают!

·        Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!

·        Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.

·        Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой образовательной деятельности  дошкольников, направленные на решение жизненных задач».

Уважаемые коллеги,  я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию один из таких превалирующих  методов.

Слайд 5.

Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать следующие задачи в работе с детьми:

·        Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

·        Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;

·        Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

·        Развитие воображения и творческой активности;

·        Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.

Метод Маленьких Человечков очень увлекательный и интересный как для педагога, так и для детей. Он разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов.

Слайд 6.

Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий наглядно описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.

Всё существующее вокруг нас – стол, дерево,  лужа, игрушки, состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Назовём эти частицы маленькими человечками.

 

Слайд 7.

 

·        Человечки твердых предметов окружающего мира очень дружны, они всегда держатся за руки,  держатся так крепко, что их и не разъединить, как мы с вами, когда играем в «Цепи кованые». Эти человечки  называются  ТВЕРДИКИ.

 

 

Слайд 8.

 

·        Человечки жидких веществ: воды, молока, чая, киселя  –   держат руки на поясе,  касаясь локтями, и могут перемещаясь. Они называются ГИДРАТИКИ.

 

Слайд 9.

 

·        Человечки газообразных веществ окружающего мира  (газ, пар, дым) постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят, быстро перемещаются, «танцуют». Называются  они  ПНЕВМАТИКИ.

 

Слайд 10.

 

Работа с детьми по ознакомлению с методом ММЧ состоит из

3        основных этапов:

 

1 этап - Построение с детьми простейших моделей.

Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких маленьких человечков.

 

 

2 этап – Моделирование взаимодействий двух веществ, переход из одного состояния в другое.

На данном этапе дети моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т.д.

3 этап – Моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов.

На третьем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.

Я предлагаю Вам попробовать поэтапно познакомиться с Методикой Маленьких Человечков в игре.

 Предлагаю вам цикл игр

Слайд 11.

Колегги, предлагаю по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок. В результате опыта мы выясняем, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!

Б. Коллеги предлагаю по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта мы выявляем, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.

В. Коллеги, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

Уважаемые коллегиейчас предлагаю вам выступить в роли маленьких человечков и показать, в каком веществе какие человечки живут.

Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух –отбегаете друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

 

 

 

Игра «Замри»

Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал ( бубном или колокольчиком), они превращаются в «ледяных», т.е. должны замереть –«замерзнуть», повторный сигнал –«растаяли».

 

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:

камень - дети берутся за руки,

сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,

воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

 

Для закрепления навыков моделирования предметов окружающего мира ТРИЗ технологией «Маленькие Человечки» мною была сделана настольная дидактическая игра.

Домино «Маленькие Человечки».

.Слайд 19.

Где ещё можно использовать ММЧ:

С помощью ММЧ можно обыграть любой режимный момент (Например, когда дети моют руки, накрывают на столы, ухаживают за комнатными растениями)

 

С использования ММЧ интересно проводить познавательные занятия, эксперименты, игры по обучению грамоте, ознакомлению с окружающими (например, эксперимент с чашкой изо льда.

При обучении грамоте составление слов или словосочетаний из Маленьких.

Человечков, где синие человечки согласные, а красные гласные).

Использовать моделирование НОД по ФЭМП (например, посвященное изменению длины предметов), где выступают человечками сами дети.

ММЧ можно использовать в НОД по художественному творчеству (смешивание красок).

Слайд 20.

ТРИЗ - технологию называют РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом: “Творчество во всем!”

       И я вам желаю творческих успехов в работе! Спасибо за участие!      

                                   Оценка работы мастер – класса      

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями.

 

Я предлагаю Вам оценить данный мастер – класс. Я предлагаю оценить мастер – класс.

Понравился мастер класс. Буду применять игры в работе с детьми. (Показать смайлик зеленого цвета)

Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, пусть покажет смайлик желтого цвета.

Ничего не поняла. Было не интересно, пусть покажет смайлик красного цвета.

                                                                                              

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×