Моделирование урока с использованием ЦОРов, ЭОРов на основе системно-деятельного подхода | Лиховец Ирина Игоревна. Работа №348197
В современный век развивающихся технологий, информационного и технического прогресса обучение зачастую все еще остается на уровне устного преподавания с элементами использования мультимедийных средств обучения, которые представляют собой электронные презентации, проектируемые с помощью мультимедийных проекторов
Доклад по теме:
« Моделирование урока с использованием ЦОРов, ЭОРов на основе системно-деятельного подхода»
В современный век развивающихся технологий, информационного и технического прогресса обучение зачастую все еще остается на уровне устного преподавания с элементами использования мультимедийных средств обучения, которые представляют собой электронные презентации, проектируемые с помощью мультимедийных проекторов. Изредка преподаватели используют электронные учебники, которые представляют собою чаще всего просто электронный УМК, созданный в программах MS Office Word.
«Электронный образовательный ресурс» – этот термин в настоящее время слышал каждый преподаватель. Это то, что требуют от педагога реалии сегодняшнего дня.
Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий
Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.
Современные подходы к обучению в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.
Компьютерные средства позволяют создавать интересные и информационно насыщенные дидактические материалы, тестовые и контрольные задания для учащихся. С помощью компьютера можно быстро составить несколько вариантов тестов, содержащих вопросы на сопоставление и соответствие, задания закрытого и открытого типов. Такие тестирующие материалы позволяют быстро и качественно провести мониторинг усвоения новых знаний. Используя различные компьютерные программы, учащиеся и сами с удовольствием создают новые дидактические материалы: таблицы, плакаты, карточки, кроссворды по темам и пр.
Условия, способствующие становлению информационной компетентности:
- информационные технологии;
- информационные подходы к проектированию урока с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю:
- офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
- образовательные ресурсы сети Интернет;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
.
Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно - деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний. Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия — виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр.
Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.
Главной целью использования цифровых и электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих изучение любого предмета на уровне основного общего образования, является повышение качества образования и увеличение степени его доступности.
Можно выделить следующие задачи использования ЦОР:
1) Помощь учителю при подготовке к уроку:
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
подготовка творческих заданий;
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
2) Помощь учителю при проведении урока:
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
3) Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технолог
иями и постоянной работе с ними.
Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определённой последовательности этапов:
1. Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных);
2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
3. Выбор средств обучения, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.
В помощь учителю была разработана Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде, учитывающая поэтапное проектирование урока. Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.
При составлении технологической карты, опорного конспекта все важные этапы урока фиксирую на слайдах презентации заранее, включив туда видеофрагмент, иллюстрацию какого-либо события или портрет исторического деятеля, исторический источник, поэтому мне не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а
так же
возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. (см.
презентацию)Заключение
:
Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя
Я считаю, что использование ЭОР позволяет:
заинтересовать детей, путём яркого, наглядного
представления материала;
привлечь учащихся к созданию собственных ЭОР при
выполнении проектов;
осуществлять объективный контроль за уровнем
успеваемости обучающихся.
Все эти составляющие, по моему мнению, должны заинтересовать обучающихся в изучении предмета и, как следствие, к повысить уровень успеваемости.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
ЭОР - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы(электронные приложения), необходимые для организации учебного процесса.
ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
Самые простые ЭОР –
текстографические
.
Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
ЭОР следующей группы тоже
текстографические
, но имеют
су-
щественные
отличия в навигации по тексту. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в
произ
-вольном
порядке, определяемом логической связностью и собственным же-
ланием
). Такой
текстографический
продукт называется
гипертекстом
.
Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из
визу-
ального
или
звукового фрагмента
. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для
полиграфическо-
го
издания невозможны.
Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых
мультимедиа
ЭОР. Это самые мощные и ин
те
ресные для образования продукты, и они
заслуживают отдельного рассмот
рения. Английское слово
multimedia
в переводе означает «много способов».
Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на разных этапах урока.
ЦОР на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные тесты.
Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках истории и позволяет педагогу скорректировать учебный процесс. Можно выделить несколько различных типов тестов:
тесты с выбором одного варианта ответа;
тесты с выбором нескольких вариантов ответов;
тесты на исключение лишнего слова в ряду ответов;
тесты с однозначным ответом (да/нет);
тесты с открытым ответом;
тесты на соответствие;
тесты на расположение вариантов ответа в последовательности.
ЦОР на этапе объяснения нового материала: электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы.
Презентации и видеофильмы служат наглядностью во время подачи материала.
ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Для контроля и оценки знаний, умений и навыков можно использовать ЦОР следующим образом:
тестирование
проектная деятельность
программы-тренажёры
интерактивные задания
Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета «История». Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.
Обозначим общие требования к современным цифровым образовательным ресурсам, которые должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и
мультимедийность
обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
основываться на достоверных материалах;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
обеспечивать возможность параллельно использовать с
ЦОРами
другие программы;
обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
иметь удобный интерфейс.
Цифровые образовательные ресурсы не должны:
представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;
основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность
Наиболее популярные коллекции ЭОР
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);
http://fcior.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) (http://school-collection.edu.ru).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) (http://school-collection.edu.ru).http://school-collection.edu.ru
С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.