Модульная система обучения в современности. Плюсы и минусы, применение | Павел Александрович Козюлин. Работа №321653
Модуль – это структурированная часть образовательной программы, которая соединяет в себе несколько схожих дисциплин, учебных курсов или разделов наук. Ключевым фактором, на основе которого происходит выделение материала в модуль, является схожесть темы, логичность в изложении материала. Сам термин «модуль» достаточно часто можно встретить в употреблении, как составную часть какой-либо образовательной системы, программы или образовательного курса. При этом сущность модульной формы обучения заключается в том, что обучающийся должен самостоятельно изучать дисциплину по выделенным модулям, а педагог при этом управляет научно-познавательной деятельностью обучающего, организовывает непосредственно процесс обучения, а так же координирует и мотивирует работу обучающегося. Наиболее важной ролью педагога при этом, выделяется контроль за знаниями, полученными в ходе обучения по модулю.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..……3
Глава I.ЭТАПЫ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.......……..………4
Заключение……………………………………………………………………10
Список использованных источников и литературы………………….…11
ВВЕДЕНИЕ
В современной образовательной среде существует множество форм обучения, созданных и разработанных для различных ступеней образовательного процесса. Одна из основных функций любой образовательной формы – сделать получение образования более качественным и повысить усваиваемость учебного материала. Модульная система образования или модульная форма – достаточно новая форма обучения в современной российской образовательной среде.
Модуль – это структурированная часть образовательной программы, которая соединяет в себе несколько схожих дисциплин, учебных курсов или разделов наук. Ключевым фактором, на основе которого происходит выделение материала в модуль, является схожесть темы, логичность в изложении материала. Сам термин «модуль» достаточно часто можно встретить в употреблении, как составную часть какой-либо образовательной системы, программы или образовательного курса. При этом сущность модульной формы обучения заключается в том, что обучающийся должен самостоятельно изучать дисциплину по выделенным модулям, а педагог при этом управляет научно-познавательной деятельностью обучающего, организовывает непосредственно процесс обучения, а так же координирует и мотивирует работу обучающегося. Наиболее важной ролью педагога при этом, выделяется контроль за знаниями, полученными в ходе обучения по модулю.
Сама модульная система обучения предполагает под собой самостоятельное изучение отдельно выбранных по схожей тематике материалов, логически последовательных и дополняющих друг друга. После завершения изучения каждого из модулей образовательной программы (курса) преподаватель проводит обязательный контроль знаний и умений обучающегося с целью определить качество полученных знаний, их объем и полноту. При этом выявляя степень сформированности ЗУН обучающегося. Каждый модуль единой системы является важным звеном цепочки, который разработан для достижения определенной педагогической цели. Наибольшее распространение данной техники обучения в современной российской образовательной среде, можно встретить в высших образовательных учреждения и институтах повышения квалификации. Но при этом школы, также используют данную технику обучения.
ГЛАВА I. ЭТАПЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Модуль – это тщательно скомпилированный механизм который содержит образовательный материал, технологию овладевания этим материалом и педагогическую задачу, на решение которого они направлены в первую очередь. Как правило, в состав модуля входят:
Целевой план действий
(содержит рекомендации и последовательности к изучению материала, ограничение во времени и задачу, на решение которой должны быть направлены усилия обучающегося);
Банк информации
(содержащий всю необходимую литературу и дидактические материалы);
Методические рекомендации
(направляющие к
достиженияю
поставленной дидактической задачи).
Модуль необходимо рассматривать как элемент программы обучения, который направлен на формирование индивидуальных ЗУН, на разнообразие методов обучения применяемых в процессе обучения и на развитие самостоятельности в работе.
Положительными качествами модульной системы обучения являются: гибкость в образовательном материале, индивидуальный подход к изучению, качеству и количеству материала, возможность более легкой адаптации учебного материала к сменяющимся тенденциям в образовании путем изменения/дополнения/изъятия определенных модулей. При этом у педагога освобождается аудиторное время для проведения индивидуальных консультаций, что способствует индивидуализации образовательного процесса. Так же к плюсам относится «комфортабелльность получения образования», тоесть возможность изучать учебный материал в комфортной среде и индивидуальном графике, более удобном для обучающегося, и формирование индивидуальных, универсально-профессиональных компетенций. Так же отмечается возможность получения образования дистанционно и в более сжатые сроки.
Рассматривая положительные стороны нельзя забывать и об отрицательных качествах модульной системы обучения. Получение образования по модульной системе, требует от обучающегося наличие высого уровня самоорганизации и индивидуальности в работе, что не всегда можно встретить у человека. Также к негативным сторонам относят: фрагментарность или обрывистость проибретаемых ЗУН, неспособность некоторых обучающихся к самостоятельному изучению материала и ограничение по времени на выполнение заданий. Помимо всего педагогу требуется достаточное количество времени для разработки и компановки учебного материала и программ, дабы исключить вероятность неправильной группировки учебного материала в модулях, так и неверной подборки самих модулей, что может внести дополнительные трудности в изучение образовательной программы.
Удобство использования модульной системы обучения заключается в возможности представить один образовательный модуль, путем небольших изменений в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Так же подача материала происходит на всех возможных языках: символ, схема и слово. В свою очередь, это позволяет индивидуализировать процесс обучения и подачи учебного материала. Так как педагог на основании проверок знаний обучающегося может регулировать объем и уровень познания учебного материала, а наличие разнообразных способов подачи учебного материала позволяет учащемуся в зависимости от его индивидуально развитых форм восприятия лучше усваивать учебный материал.
Рассмотрев подробно модульную систему обучения, как вариант индивидуализации образовательного процесса, взесив «за» и «против», законно будет задать вопрос: «Как реализовать модульную технологию обучения в образовательном процессе. Какие этапы существуют в ходе ее претворения в жизнь?».
Этап учебного занятия — это относительно завершенная часть, определяемая дидактической задачей, содержанием учебного материала, видом учебной деятельности обучаемых, промежуточным по отношению ко всему учебному занятию результатом и временным фактором.
Путем детального изучения самой технологии, ее состовляющих и ее особенностей, можно выделить ряд этапов характерных для применения данной технологии в обучении.
Первым этапом логично и закономерно будет выделить подготовительный этап, на котором вся нагрузка и ответственность полностью ложится на педагога, от профессионализма которого зависит успешность результата применения данной технологии обучения.
На самом деле, данная технология обучения требует огромного внимания и количества времени на самом важном - подготовительном этапе. На данном этапе формируется сама система, ее педагогическая задача, банк учебного материала и учебные задачи направленные на формирование ЗУН обучающегося. Данный этап требует высокого профессионализма, отличного багажа знаний и опыта от педагога, который собирается реализовывать данную программу обучения. Ведь все положительные качества от применения данной технологии могут быть не достигнуты при неверной подборке и компиляции учебного-методического материала, а так же учебных заданий.
Вторым этапом выделяют побудительно-мотивационный, в ходе которого педагог должен создать перед обучающимся ситуацию, когда у него появится мотив к ведению учебной деятельности. В данном случае – ведение самостоятельной учебной деятельности, что в некоем роде усложняет достижение необходимого результата.
Третий этап – этап первичного усвоения нового теоритеческого (учебного) материала, сопровождается педагогической задачей на восприятие и получение новых знаний, по учебной дисциплине. Сопровождается различными формами контроля со стороны педагога, за качеством и объемом полученных знаний, необходимых для дальнейшей продуктивной, самостоятельной работы по учебной дисциплине.
Четвертым этапом выделяют - этап самостоятельной проблемно-поисковой работы учащихся по осмыслению и углубление теоретических знаний. Данный этап является логическим продолжением предыдущего этапа и полностью зависит от качества и объема теоретических знаний полученных ранее. Именно для того чтобы определить дальнейшее направление и глубину работы обучающегося и ее объемный уровень создан контроль теоретических знаний полученных учеником. В данном случае вся структура модульного обучения вновь опирается на педагога, и те знания, которые имеет обучающийся. Именно с этой целью созданы разнообразные, но обязательные формы контроля полученных знаний. После определения уровня знаний, педагог обязан подобрать наиболее подходящий курс обучения и дать учебное задание, позволяющее углубить объем имеющихся теоретических знаний, укрепить основу и обеспечить набор материалов для самообучения.
Пятый этап - этап формирования и развития репродуктивных и поисковых умений, навыков, способов деятельности. На данном этапе, который вполне можно назвать результатом предыдущего формируется практическая часть умений обучающегося, которая выражается в навыках, способах деятельности, и развитии поисковых умений. По своей сути этот этап перекликается с предыдущим, так как непосредственно формирование практических навыков происходит в процессе углубления теоретических знаний, особенно формирование поисковых умений. Обучающийся получает задание, получает материальную(источниковую) базу и самостоятельно ищет ответ на поставленный вопрос. При этом формируются его профессиональные навыки, а разнообразие задач и их количество формируют умение использовать различные формы ведения деятельности, разветвляя навыки обучающегося.
Следующим принято выделять этап самостоятельных работ, завершенный характер для формирования поисковых, креативных, рефлексивных способностей и умений. Этот этап является проверочным. Как правило здесь непосредственно проявляется все многообразие и качество полученных умений и навыков. Цель этого этапа заключается в проверке и закреплении тех навыков, которые сформировались в ходе самостоятельной работы обучающегося. Задача педагога состоит в постановке задачи или проблемы, которая позволит проявить многообразие полученных знаний, навыков, умений учащегося, и показать глубину владения различными техниками.
Затем следует этап систематизации ведущих знаний и умений, мировоззренческих идей. Как правило при самостоятельном изучении какой-либо учебной дисциплины или материала у обучающихся может возникнуть проблема с формированием целостной картины восприятия материала. Это может выражаться в обрывистости теоретических знаний, их нецелостности, непоследовательности. Задача педагога в данном случае состоит в выявлении этих проблем и помощи обучающимуся в формировании целостной и последовательной картины мира, либо восприятия приобретенных теоретических знаний и практических умений.
Дабы сформировать «фундамент», который непосредственно сыграет важную роль в следующем этапе - этапе самостоятельной творческой работы (по выбору учащегося темы и сложности работы).
Такой этап требует применения преимущественного большинства теоретических знаний и практических умений, которые были сформированы в ходе непрерывного процесса обучения, а также направлен на демонстрацию этих ЗУН. Результат самостоятельной творческой работы показывает уровень и качество приобретенных навыков и умений. Воспитание о приобретение которых, стояло в качестве педагогической задачи всего непрерывного процесса обучения. Сам результат творческой работы будет является фактом подтверждения успешности обучения. И благодаря поставленным критериям оценивания – этапом контроля полученных навыков. Этат этап зачастую применяется в ходе некоторых курсов, и как вариант промежуточной аттестации, призванный формировать, оттачивать и демонстрировать профессиональные навыки обучающегося.
И последний - контрольно-обобщающий этап, в ходе которого производится финальное закрепление полученных теоретических и практических знаний. Цель данного этапа – завершить формирование восприятия образовательной дисциплины. Провести оценку полученных теоретических знаний, умений и навыков. Как правило данный этап – итоговый квалификационный экзамен. Иными словами обучающемуся присваивается (или нет) квалификация, ученая степень и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этом, весь процесс обучения заканчивается и финализируется. Педагогическая цель, которая была поставлена в начале обучения, будет достигнута (или нет). Знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, будут полностью сформированы и готовы к использованию, в качестве специальных умений, обучающийся в данном случае будет являться специалистом.
Модульная система обучения, на данный момент, является ведущей технологией в современной образовательной среде, что подтверждает ее актуальность и действенность. Яркими примерами ее применения служат подготовка студентов в высших учебных заведениях, курсы повышения квалификации педагогических работников в институтах повышения квалификации, а так же ввиду ее особенностей и возможностей по индивидуализации образовательного процесса постепенно внедряется в коллеждах, школах, и лицеях. Но наличие ряда определенных особенностей и сложностей не позволяет ей использоваться повсеместно. Поэтому данная методика стоит на равне с классической технологией обучения и др.
Список использованных источников и литературы
1.Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям / С.Я. Батышев. – М.: Ассоц. «Проф. образование», 1997. - 512с.
2. Горев П.М. Модульный принцип построения элективного курса по обобщающему повторению планиметрии в 10-11-х классах / П.М. Горев, Н.Н. Кузьмина // Концепт: научно-методический электронный журнал. Февраль 2012. URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1207.htm.
3. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Вильнюс: ИПК нар. хозяйства, 1989. - 67с.
4. Волков А.К., Романова Ю.Д. «Концепции модульного обучения в высшей школе» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-modulnogo-obucheniya-v-vysshey-shkole/viewer
5. Михайлова А. А., Егорова Р. И. Применение модульной технологии обучения студентов ссуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 58–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56587.htm.
6. Вахрушева Л.Н. «Применение технологии модульного обучения в процессе изучения дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования» / Педагогика высшей школы с.32-37
7. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Методология модульного обучения и формирование модульных программ (отчет об исследовательской работе). М. 2005. с.5