«Модульно-компетентностный подход» | Долгушина Елена Валерьевна. Работа №329638. Номер работы: №329638
Модульно-компетентностный подход как совершенствование практического обучения студентов в условиях повышения работодателей к профессиональным компетенциям выпускников
Введение
В современных условиях одним из приоритетных направлений развития среднего профессионального образования является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.
Предприятия все больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, в которой в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.
Государственное автономное профессиональное образоваельное учреждение Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема: «Модульно-компетентностный подход как совершенствование практического обучения студентов в условиях повышения работодателей к профессиональным компетенциям выпускников»
Талица, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Модульно-компетентностный подход
1.1. Сущность модульно-компетентностного подхода к подготовке квалифицированных кадров
2.Социальное партнерство в профессиональном образовании
2.1. Принципы реализации Концепции социального сотрудничества с работодателями
2.3. Реализация социального партнерства в ТЛК
Модульно-компетентностный подход как совершенствование практического обучения студентов в условиях повышения работодателей к профессиональным компетенциям выпускников
Введение
В современных условиях одним из приоритетных направлений развития среднего профессионального образования является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.
Предприятия все больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, в которой в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.
Для системы образования это самые актуальные вопросы, поскольку сегодня одно из наиболее актуальных и «взаимовыгодных» направлений взаимодействия производства и образования это участие работодателей в разработке содержания образования. Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда, то для среднего профессионального образования учет запросов конкретного производства позволяет готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на региональных рынках труда.
Предприятия социальных партнеров совместно с колледжем при проектировании профессиональных образовательных программ имеют возможность определять те знания, умения, которые будут востребованы на производстве.
Наше учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров по техническим специальностям, при проектировании профессиональных образовательных программ в режиме социального партнерства с предприятиями стремится максимально использовать возможности совместно разрабатывать содержание обучения и реализовывать его, используя академические свободы, заложенные в образовательном стандарте.
1.Модульно-компетентностный подход
1.1. Сущность модульно-компетентностного подхода к подготовке квалифицированных кадров
Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда, предъявляющего высокие требования к квалификации специалистов. Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества, образовательных учреждений, работодателей, а также потребителей услуг.
Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества. Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.
Ведущим понятием компетентностного подхода на сегодняшний день становится "образовательный модуль", при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно - компетентностный. Наиболее примечательной особенностью модульно - компетентностного подхода оказывается авторство соответствующих моделей образовательных стандартов/программ: оно принадлежит не представителям образовательных ведомств, а ассоциациям, комитетам, федерациям, осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Соответственно, сама проблема компетентностного подхода обретает иное выражение: речь идёт о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя - будущей деятельности, а также - выработать чёткие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения признания в этой области.
Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.
В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программы учебного заведения) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.
Для развития модульно-компетентностного подхода в современной российской теории и практике образования характерны следующие особенности:
- нацеленность на становление ключевых и профессиональных компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;
- идея развития компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;
- компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования - от "знаний" к "способам деятельности", что должно быть отражено и уже находит своё отражение прежде всего в ФГОС;
- реализация компетентностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода;
- противоречие между определением понятия "модуль" в различных системах профессионального образования
- модульно - компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе СПО.
Образовательные программы, основанные на модульно - компетентностном подходе, обладающие необходимой логикой, последовательностью, прозрачностью, обеспечивающие преемственность с отечественной дидактической традицией, представляют собой комплект документов, отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определёнными профессиональными и общими компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации по профессии или специальности.
Можно выделить следующие основные слагаемые разработки таких программ:
- ориентация на потребности рынка труда;
- гибкость структуры образовательной программы по отношению к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий организации процесса обучения;
- обеспечение "прозрачности" результатов обучения для обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных учреждений, работодателей, общественности, представителей административных структур;
- необходимость организации субъект - субъекного взаимодействия участников педагогического процесса.
Следуя из этого, можно выявить и систематизировать принципы модульно - компетентностного подхода при разработке образовательных программ на основе ФГОС. Эти принципы делятся на три группы:
- принципы формирования образовательной программы;
- принципы реализации образовательной программы;
- принципы контроля эффективности программы.
Совокупность этих принципов составляют основу построения образовательных программ адекватных текущим и перспективным потребностям бизнеса.
К принципам формирования образовательной программы относится следующее:
1. Необходимость участия работодателей в проведении образовательной политики.
2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров в целом и их разделов в виде компетенций, как в профессиональной области, так и социально - личностной деятельности.
3. Определение компетенций выпускников с учётом основных функций и видов профессиональной деятельности.
4. Выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у обучаемых определённые компетенции.
5. Формулировка задачи образования как развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.
К принципам модульно- компетентностного подхода при реализации образовательной программы относится следующее:
- Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.
- Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
- Организация в рамках учебных программ встреч с представителями компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов.
- В рамках образовательного процесса создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.
К принципам модульно-компетентностного подхода при контроле эффективности реализации образовательной программы можно отнести следующее:
- Обеспечение гарантии качества подготовки квалифицированного специалиста путём разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также посредством регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.
- Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и навыки, а также уровень приобретённых компетенций для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы.
- Максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что важной отличительной чертой модульно - компетентностного подхода является детально спланированная, заданная цель образования (обучения), с разработанными критериями оценки качества заданных образовательных результатов.
Проектирование образовательного процесса на основе требований ФГОС означает переход от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации управления процессом обучения, обеспечивающего высокий уровень качества образования выпускника.
2. Социальное партнерство в профессиональном образовании
Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании - это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентно способного и мобильного специалиста.
Профессиональное образование всё в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Одновременно меняются профессиональная среда, характер действия экономических и социальных факторов, влияющих на состояние профессионального образования. Стихийно растёт рынок образовательных услуг, требовательней становятся его потребители – обучающиеся и их родители.
Основная цель социального партнёрства в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики учебного заведения СПО, основанной на интересах общества, работников и работодателей.
Цель колледжа - подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного после окончания колледжа самостоятельно приступить к работе.
Работа по трудоустройству выпускников начинается с первого года обучения; обучающиеся, положительно зарекомендовавшие себя на производственной практике не испытывают затруднений при трудоустройстве.
Формы взаимодействия с работодателями:
- организация производственной практики обучающихся;
- стажировка и повышение квалификации;
- совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках
- оказание предприятиями информационных услуг;
- совместное участие в международных проектах
- проведение научно-исследовательских и технологических работ
- совместное проведение итоговых аттестаций выпускников.
Важным направлением взаимодействия с работодателями является их привлечение к разработке учебно-программной документации. Такое взаимодействие направлено на обеспечение учета современных и перспективных требований к обучающимся и выпускникам, предъявляемых со стороны работодателей.
Социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения обучающихся, с использованием современного оборудования и технологий. С этой целью необходимо осуществлять: организацию практического обучения студентов с использованием современной технологической базы предприятий; расширение взаимодействия с социальными партнерами по производственной деятельности колледжа.
В колледже при реализации учебного процесса обязательным является:
- согласование учебных планов всех специальностей и направлений с председателем работодателей;
- преподавание специальных дисциплин с представителями бизнес-структур, проведение мастер – классов работодателями;
- разработка педагогических инновационных технологий, активных коммуникативных методик с участием работодателей.
Действующая система взаимодействия колледжа с работодателями позволяет более успешно решать вопросы качества подготовки специалистов. Сегодня работодателей, в большей массе, качество образования интересует только как конечный результат обучения, как уровень подготовки потенциального работника. Однако существующий острый дефицит работников высокой квалификации в условиях широкого формирования и развития глобальных рынков труда, быстрого роста мобильности трудовых ресурсов уже заставили ряд организаций активно взаимодействовать с учебными заведениями и вникать в вопросы обеспечения качества образования.
2.3. Реализация социального партнерства в ТЛК
В нашем колледже в структуре образовательного процесса, как одно из важнейших и обязательных условий подготовки высококвалифицированных специалистов, выделяется направление «колледж - работодатель». Процесс взаимодействия с работодателями осуществляется в рамках системы качества подготовки выпускников и их дальнейшего трудоустройства. Взаимодействие с работодателями является сложным и, главное, многогранным, состоящим и различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в экономической сфере. Поэтому взаимодействие с работодателями начинается в колледже уже в рамках профориентационной работы, и продолжается при реализации учебно-производственной деятельности, «преподаватель-студент-работодатель», логическим завершением которого является трудоустройство выпускников и их дальнейший карьерный рост.
Перспективные формы сотрудничества с предприятием следующие:
- заключение и реализация долгосрочных договоров с различными предприятиями и организациями, подбор специалистов из числа студентов и выпускников на вакантные должности, а также оказание информационно-консультационных услуг;
- совершенствование образовательного процесса, в том числе его методическое обеспечение, повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения.
- совместная научно-исследовательская, научно-производственная и творческая деятельность; (рецензирование дипломных работ, конкурсы, круглые столы, мастер – классы);
- трудоустройство выпускников колледжа;
- формирования актуальной тематики выпускных квалификационных работ по предложениям организаций (предприятий) - работодателей;
- участия работодателей в разработке программ практики;
- привлечение работодателей для максимального обеспечения трудоустройства выпускников
Для связи теоретических и практических знаний нашим колледжем создается практическая база по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство». При этом учитывается мнение работодателя и востребованность будущих выпускников.
К примеру, студенты, обучающиеся по специальности «Садово-парковое
и ландшафтное строительство», проходят Учебную практику в плодопитомнике при ТЛК, это позволяет им наглядно и поэтапно изучить технологии:
- подготовки семян цветочных растений для посева,
- посев, пикировка и посадка рассады,
- размножение стеблевыми черенками. Размножение листовыми черенками,
- под посадку древесно-кустарниковых растений. Посадка древесных растений. рыхление приствольных кругов древесных растений,
- санитарная обрезка кустарников,
- подготовка почвы для создания газона. Посев семян газонных трав. Стрижка газона. Полив газона. Борьба с сорняками на газонах и тд.
Таким образом, студенты в процессе обучения приобщаются к будущей профессии, выявляют для себя ее особенности и специфику будущей работы.
Администрация колледжа заключает договора для прохождения производственной практики с работодателями нашими социальными партнерами ГКУ СО «Талицкое лесничество», ГКУ СО «Тугулымское лесничество», ООО «Фасад», Муниципальное казенное учреждение ТГО «Управление по техническому и транспортному обслуживанию», ФГБУ Национальный парк «Припышминские боры», что дает студентам возможность проходить производственную практику непосредственно
на предприятиях ТГО.
Включение работодателей в процесс подготовки молодых специалистов проходит через Координационный совет, куда входят директора организаций - социальных партнеров. Многие социальные партнеры колледжа участвуют в:
- укреплении материально-технической базы,
- разработке программ производственных практик,
- составлении фонда контрольных оценочных материалов,
- проведении государственной (итоговой) аттестации.
- трудоустройстве выпускников,
- повышении профессионального уровня преподавателей через проведение стажировок,
- разработке тематики курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ,
- оценке качества образовательного процесса в ТЛК.
Так же работодатели участвуют в организации производственного обучения.
На предприятиях, с которыми установлены договорные отношения, где студенты проходят производственную практику. За каждой группой практикантов закрепляется наставник
из числа квалифицированных специалистов. Наставники помогают студентам в усвоении учебного материала в условиях производства.
Повышение качества подготовки профессиональных кадров требует совершенствования образовательного учреждения с социальными партнёрами. В связи с этим деятельность преподавателей мастеров производственного обучения нашего колледжа направлена на выполнение образовательной профессиональной программы с учётом региональных условий и находится в постоянном поиске путей совершенствования механизма социального партнёрства.
Заключение
В заключении, можно сказать, что эффективное формирование профессиональной компетентности студентов в условиях требований рынка труда возможно в том случае, если будет сформирована связь между колледжем и потенциальными работодателями; обеспечена необходимая для этого материально-техническая база; соблюдены все требования федерального образовательного стандарта и профессиональных стандартов; реализация междисциплинарных связей в процессе обучения; сформирована готовность преподавателей колледжа к применению современных подходов в ходе обучения; моделирование и использование профессионально значимых задач, позволяющих студентам получить умения и навыки, востребованные в будущей профессиональной деятельностью.
Социальное партнерство для педагогов и обучающихся колледжа стало естественной формой существования.