Модульный урок. Первая мировая война 1914-1918 годы | Бакиева Лариса Еганшевна. Работа №278661
Автор: Бакиева Лариса Еганшевна
Модульный урок. 11 класс. Первая мировая война 1914-1918 годы
Цели:
• раскрыть геополитическую обстановку накануне войны
• рассмотреть с учащимися предпосылки и причины войны
• формировать и развивать у учащихся умения работать с • дополнительным материалом, текстами, картами;
• осмысленно применять полученные навыки в различных познавательных ситуациях,
• развитие критического мышления у учащихся
• умение давать оценку своей деятельности
• воспитание уважения к истории своей страны, к героическому подвигу русского солдата.
Уроки № 8-9 . Первая мировая война 1914-1918 годы.
Цели: 1) раскрыть геополитическую обстановку накануне войны
рассмотреть с учащимися предпосылки и причины войны
2) формировать и развивать у учащихся умения работать с дополнительным материалом, текстами, картами;
осмысленно применять полученные навыки в различных познавательных ситуациях,
развитие критического мышления у учащихся
умение давать оценку своей деятельности
3) воспитание уважения к истории своей страны, к героическому подвигу русского солдата.
План урока:
Мотивационная беседа. Формулировка интригующей цели урока.
Входной контроль.
Показ видео (отрывок из энциклопедии История России)
Военные действия в 1914 г. Срыв германского плана молниеносной войны.
Военные действия в 1915-1916 гг.Роль русского командования в срыве планов германского командования.
Человек на войне.
Последние годы войны.
Завершающий контроль.
Рефлексия (обратная связь).
Мотивационная беседа. Формулировка интригующей цели.
Подготовленный ученик делает сообщение о событиях предшествующих началу войны.
Ученики делают записи в тетрадях, выявляя , что является причиной войны, что поводом к войне.
Учитель.- Итак, ребята, мы видим, что первая мировая война стала трагическим прологом глобальных потрясений ХХ столетия. В событиях 1914-1918 гг. коренятся многие процессы, определившие облик современного мира.
Поэтому столь важно внимательно вглядеться в происходившее на фронтах первой мировой, составить представление о масштабах военных действий, о том как разворачивались крупнейшие операции – например, разработанный и осуществлённый 80 лет назад , в июне 1916 года, знаменитый Брусиловский прорыв . Не менее важно понять, что ощущали рядовые участники этих событий, что скрывается за цифрами потерь и стрелками на карте.
В процессе работы Вам предстоит узнать:
- как разворачивались события на фронтах первой мировой войны, каковы были итоги военных кампаний;
- как были сорваны многие планы германского командования, в частности план молниеносной войны
- как изменялись и развивались методы и средства ведения войны;
- как складывались отношения России с союзниками, как действия русской армии влияли на ход войны
- как жилось человеку на войне, что ощущали фронтовики, как в сознании русских солдат и офицеров сосуществовали патриотические устремления, готовность к самопожертвованию и представление о бессмысленности, ненужности огромных потерь.
Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки работы и научиться:
- сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы;
- находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
- работать с атласом и контурной картой
- правильно определять время работы над заданиями;
- оценивать свою работу и работу товарищей.
Выполняя задания, используйте следующие источники:
- атлас и контурные карты
- учебник Россия и мир (автор Волобуев О.В. и др.)
- первую книгу трилогии А.К. Толстого Хождение по мукам
- книгу И.И. Ростунова Генерал Брусилов ( М., 1964)
- учебник История Отечества Л.Н. Жарова и И.А. Мишина.
Показ на компьютере карты Первая Мировая война. Восточный фронт
Анализ карты.
Входной контроль.
Цель работы – доказать, что начавшаяся война стала следствием обострения международных противоречий, что ведущие мировые державы желали войны и активно готовились к ней.
Ученикам предлагается выполнить одно из трёх заданий.
Задание А.
Сопоставьте вооружённые силы России в 1914 году с вооружёнными силами германии и её союзников.
Россия оказалась недостаточно подготовленной к войне в 1914 г.:
А) так как военная программа России должна была завершиться только к 1917 году
Б) так как царское правительство вообще не готовилось к войне;
В) так как российская промышленность была неспособна вооружить армию должным образом.
3. Почему в 1914 году Россия вступила в войну , несмотря на недостаточную подготовленность к ней?
Задание Б.
Объясните значение следующих терминов и поясните их конкретными примерами:
- колония;
- метрополия;
- экспансия;
- мировая война;
- локальная война;
- нейтралитет;
- военно-политический блок;
- конвенция;
- Тройственный союз;
- Антанта;
- контрибуция;
- ультиматум;
- империалистическая война.
Задание В.
Из дневника Н. Окунева: Кто истинный зачинщик войны четырнадцатого года? Одни историки будут винить в этом сербов, другие австрийцев, третьи русских, четвёртые германцев. В их руках будут недоступные простому смертному документальные доказательства, но я , ничтожный современник этих великих событий, виню в войне всех четырёх. Народ сербский давно уже скомпрометировал себя домашними цареубийствами и, вероятно, позапачкал свои руки в крови несчастного австрийского престолонаследника, Фердинанда Эсте, и его совершенно непричастной к политике супруги. Но Австрия могла бы удовлетвориться кротким ответом Сербии на свой драконовский ультиматум.
Согласны ли Вы с ходом рассуждений автора дневника?
Все три задания выполняются письменно, листы сдаются на проверку учителю. Максимальная оценка за задание А – 3 балла, Б – 4 балла, В – 5 баллов.
Военные действия в 1914 г.
Срыв германского плана молниеносной войны.
Цель работы – познакомиться с планами сторон, узнать как начались военные действия и почему германский план молниеносной войны не был осуществлён, а также раскрыть влияние операций русской армии на положение союзников России.
Задания
1. Выясните, какие фронты возникли в 1914 г.
2. Проследите по атласу крупнейшие битвы 1914 г., определите их итоги.
3. Составьте в тетради хронологический перечень важнейших событий 1914 г. (хронологическую таблицу); подчеркните даты, связанные с участием России в войне.
После самостоятельного выполнения этих трёх заданий школьникам предлагаются ещё четыре – для обсуждения в учебных парах. Нужно выполнить два из них: сначала задание А-1 или Б-1, затем – В-1 или Г-1. Ребята выслушивают мнение своих партнёров по парам и оценивают ответы своих товарищей. В итоге в оценочном листе каждого ученика появляются отметки за выполнение двух заданий ( от 3 до 5 баллов).
Задание А.
Русский план ведения войны разрабатывался под влиянием различных факторов. Нанося главный удар по Австро-Венгрии и победив её, Россия могла захватить Галицию, проникнуть на Балканы и к проливам Босфор и Дарданеллы. Одновременно русская армия могла ударить по Германии с юга.
Но определённые обстоятельства требовали нанесения удара по Германии. Поэтому русский Генеральный штаб составил план, примиряющий упомянутые противоречивые требования. План предусматривал одновременное наступление и против Германии, и против Австро – Венгрии.
Подумайте, почему? Мог ли, на Ваш взгляд, существовать иной, более удачный план? Не забудьте о российско – французском договоре.
Задание Б.
Добившись стабилизации Северо-Западного фронта и успехов в Галиции, Ставка русской армии в октябре приняла решение о новом наступлении с целью вторжения в Германию между Вислой и Судетами.
Подумайте, был ли это план обоснованным.
Материалы к размышлению. К началу первой мировой войны русская военная мысль во многих отношениях превосходила западную. Большой вклад в военную науку внесла Стратегия профессора генерала Н.П. Михневича, который указал, что грядущая война неизбежно приобретает затяжной характер. Он полагал, что потенциальные противники России не способны выдержать продолжительную войну и, следовательно, будут стремиться к решающему успеху сразу после открытия военных действий. Поэтому Н.П. Михневич рекомендовал вести войну на изнурение противника.
К 1914 году кадровая русская армия была в некоторых отношениях лучше, чем войска Германии и Австро-Венгрии. Русский Устав полевой службы 1912 года, по которому готовился личный состав, считался самым совершенным в мире. Правда, он отражал наступательную доктрину; его авторы недооценивали возможности артиллерийского огня. Но эти грешили в армиях всех держав Антанты.
Россия уступала германии в обеспечении артиллерией, прежде всего тяжёлой. Между тем во время первой мировой войны именно использование артиллерии стало решающим фактором. В канун войны Россия располагала полевой артиллерией, предназначенной для маневренной войны, ибо возможности войны позиционной теоретики задумывались мало.
Лучшими в мире по большинству показателей считались русские орудия6 76-миллиметровая полевая пушка, 120 миллиметровая лёгкая полевая гаубица, 107 мм полевая пушка. Выполнение планов производства вооружения было намечено на 1920-1930гг. Война же началась в 1914 году.
Изобретённая русским офицером С.И. Мосиным и принятая на вооружение русской армией винтовка калибра 7,62 мм по свои качествам намного превосходила подобное оружие других армий.
Но вооружённая мощь России оказалась в руках слабо подготовленного высшего командования. По расчётам генштаба, на всю войну отводилось не более : месяцев. На этот срок и были заготовлены боеприпасы.
Задание В-1.
Разработки российских военных теоретиков не оказывали должного воздействия на строительстве отечественных вооружённых сил. Подумайте, почему. Попытайтесь связать свои рассуждения и выводы не с конкретными личностями, а с социальными обстоятельствами.
Перечислите сильные и слабые стороны русской армии, проявившиеся в начальный период войны.
Брусилов Алексей Алексеевич, военачальник, генерал от кавалерии (с 1912 года), генерал-адъютант (с 1915 года).(1853-1926) В 1872 году Алексей Алексеевич Брусилов окончил Пажеский корпус, в 1883 году – Офицерскую кавалерийскую школу. Он участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. С 1883 года Брусилов преподавал в Офицерской кавалерийской школе в Петербурге, в 1902 году был назначен ее начальником. В 1906 году он командовал 2-й гвардейской кавалерийской дивизией, в 1909 году стал командующим 14-го армейского корпуса. С 1912 года Брусилов – помощник командующего войсками Варшавского военного округа. В начале первой мировой войны он командовал 8-й армией, отличившейся в Галицийской операции, а с марта 1916 года был главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта, провел наступление на Юго-Западном фронте (Брусиловский прорыв). В начале Февральской революции Брусилов вместе с другими командующими фронтами выступил за отречение Николая II от престола. В мае-июле 1917 года он был верховным главнокомандующим, затем военным советником Временного правительства. После Октябрьской революции Брусилов жил в Москве, в 1920-1924 годах служил в Красной Армии.
(Показ фрагмента из энциклопедии на проектере)
Задание Г-1.
А.А. Брусилов, вступая в Галицию, в приказе по армии от 7 августа 1914г. Потребовал Объяснить нижним чинам, что русская армия не ведёт войны с мирными жителями. Русский солдат для мирного жителя, к какой бы он народности ни принадлежал, не враг, а защитник. Я выражаю уверенность, что никто из чинов, имеющих честь принадлежать к армии, не позволит себе какого-нибудь насилия над мирным жителем и не осрамит имя русского солдата. Смирным населением каждый из нас должен обращаться так же, как это было в народной России.
К кому, на Ваш взгляд, прежде всего был обращён этот приказ? Считаете ли Вы, что Брусилов выражал только свою точку зрения? Какие традиции ведения войны и воспитание офицерского корпуса получили отражения в этом приказе?
Сравните методы ведения войны, применявшиеся русской и немецкой армиями.
Факт. В1914 г. германцы систематически применяли пытки и убийства пленных. В первые недели немцы стали использовать запрещённые разрывные пули. Мирные города обстреливались из тяжёлых орудий.
Контрольные задания.
Подведите итоги компании 1914 г. Перечислите причины срыва германского плана молниеносной войны. Какую роль в этом сыграла русская армия?
Все контрольные задания выполняются самостоятельно в тетрадях. Ученики оценивают свои ответы, сопоставляя их с эталоном, и проставляют количество заработанных баллов в оценочные листы. В конце урока тетради сдаются на проверку учителю.
Военные действия в 1915-1916 г.г.
Роль русской армии в срыве планов германского командования.
Цель работы – познакомиться с развитием событий в 1915-1916 гг., оценить роль русской армии в войне, а также составить представление о развитии военного искусства и узнать некоторые имена соотечественников, проявивших себя в годы войны.
Источники сведений.
Учебник Новейшая история. ХХ век. С41-46.
Учебные материалы Мир в начале ХХ века. С.86-87.
Учебник История Отечества. С106,107-108., Атласы.
Задания.
Изучите по атласу ход военных действий в 1915-1916 гг., назовите важнейшие сражения этого времени.
Продолжите составление хронологического перечня. Не забудьте подчеркнуть даты, связанные с отечественной историей военных лет.
Следующие пять заданий предназначены для выполнения в парах. Сначала ребята выбирают одно из двух заданий (а-2 или б-2), потм – одно из трех (в-2, г-2 или Б-2), потом – одно из трёх ( В-2, Г-2 или Д-2).
Задание А-2
Полководец Великой отечественной войны 1941-1945 гг., Маршал Советского Союза А.М. Василевский, был участником первой мировой войны и к лету 1915 года получил погоны прапорщика. Он вспоминает такой эпизод, относящийся к этому времени: Собрали всех офицеров и предложили всем желающим отправиться на фронт назвать свои фамилии. К моему великому удивлению, несмотря на неоднократные обращения командира батальона к господам офицерам, ничего подобного не произошло. В зале воцарилась мёртвая тишина.
Какие события, процессы могли на Ваш взгляд, определить нежелание части русских офицеров воевать? Изменились ли настроения в армии по сравнению с 1914 годом? Почему?
Задание Б-2
Из приказа А.А. Брусилова по 8-й армии ( 15 июня 1915 г.): Мы начали отступать не по своей воле, но отступаем второй месяц. Нужно контратаковать густыми цепями… Немцы так и делают – теряют меньше нас, потому что у них в строю строгая дисциплина и порядок; кроме того, сзади нужно иметь особо надёжных людей и пулемёты, чтобы если понадобиться, заставить идти вперёд и слабодушных. Не следует задумываться перед поголовным расстрелом целых частей за попытку повернуть назад или, ещё хуже, сдаться в плен. Все, кто видит, что целая часть сдаётся, должны открывать огонь по сдающимся и совершенно уничтожать их..
Чем было вызвано появление этого приказа? Какие изменения в кадровом составе армии нашли в нём отражение?
Материал к размышлению. В 1915 году по свидетельству участника войны Н.Н. Головина, только часть бойцов, находившихся на фронте, была вооружена, а остальные ждали смерти своего товарища, чтобы наследовать его винтовку, или добывали трофейное оружие.
Массами гибли русские солдаты, надламывалась психика уцелевших. Зелёная молодёжь, выпускники полковых учебных команд, как могли организовывали атаки, вдохновляя солдат личной отвагой. В контратаках рядом с воинами, поднимая над головой крест, шли полковые священники. За год войны обученная регулярная армия исчезла, её заменила армия, состоящая из неучей.
Задание В-2.
Изучите составленный А.А. Брусиловым план наступления. Почему Брусилов решил ломать оборону противника не в одном, в нескольких местах, на широком фронте? Какова отрицательная сторона подобного способа действия?
Задание Г-2
Определите итоги Брусиловского прорыва, Что выиграли союзники в результате этой операции, что проиграли немцы?
Чем объясняется успех наступления русских войск.
Задание Д-2.
На основе известных вам фактов, высказываний, документов охарактеризуйте А.А. Брусилова как полководца и как человека.
Не забудьте о той обстановке, которая сложилась на фронте. В Генштабе, в тылу.
Контрольные задания.
Охарактеризуйте итоги кампании 1915-1916 гг.
Перечислите применённые воюющими странами новые боевые средства. Какие факты свидетельствуют об изменившемся отношении соладт к войне?
Обратите внимание на следующие факты.
После применения отравляющих веществ появились средства защиты от химического оружия – противогазы. Первый угольный противогаз изобрёл в 1915 году русский химик Н.Д. Зелинский. Принцип устройства этого противогаза лёг в основу ныне всех существующих.
Огневой вал как метод артиллерийской поддержки атаки был впервые разработан в русской армии. Французы быстро переняли у русских этот метод и применили его на практике.
Идея создания боевой бронированной вездеходной машины принадлежит русским изобретателям. Ещё в 1911 году русский инженер Менделеев ( сын химика Д.И. Менделеева) предложил проект подобной машины. В августе 1914 года в Российской империи, на машиностроительном заводе в риге, была завершена постройка первой в мире боевой машины, получившей впоследствии название танк. В июне 1915 года там же был построен и испытан Вездеход 15-го года, проходимость которого была выше, чем у английского танка М-1, примененного в 1916 году. В России были предложены и другие проекты танков, но правительство не поддержало подобных начинаний. Проекты танков были переданы в Англию для консультации, после чего там и появились танки, ставшие боевым средством.
Человек на войне.
Цель работы – понять (вообразить), как жилось человеку на войне, проследить, как менялось отношение солдат к войне,
Войны остаются в памяти грядущих поколений своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была повседневностью, и каждый день её казался длиннее жизни…
На этом и следующих этапах урока школьники работают в учебных подгруппах, Работу подгруппы в целом и каждого ученика оценивают эксперты из числа наиболее подготовленных ребят, проставляя в листы от 1 до 3 баллов.
Задание А-3.
Составьте портрет человека на войне (это может быть и солдат, и военачальник).
Отрывки из документов. У нас в бригаде недавно получен приказ стрелять по своим, если стрелки будут отступать без приказания. В Н-ской дивизии опять беспорядки и опять расстрелы, Всё свидетельствует о такой степени падения духа русской армии, при которой продолжение войны становится почти невозможным.
В госпиталях я не раз удивлялся тому, с какой больщой любовью и благодарной памятью люди заново переживают то, что всем им причинило боль и страдание, многих лишило руки или ноги
Прапорщик Мизенов Г.И. в штыковой схватке показал выдающееся мужество и храбрость.
Прапорщик Недодаев К.И., командуя взводом, отбил неоднократные атаки превосходящих сил противника ( из материалов военных архивов).
Задание Б-3
В 1915 году когда положение на фронте и в тылу было куда сложным, русский поэт И. Северянин написал стихотворение Увертюра:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
Вертопросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки!
Из нью-Йорка – на Марс!
Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между временем создания стихотворения и его содержанием?
Замечательный английский писатель О. Уайлд писал: В сущности, искусство =- зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Может быть, с этих позиций и следует подходить к Увертюре? Согласны ли Вы с О. Уайлдом?
Последние годы войны.
Цель работы – составить общее представление о ходе военных действий в 1917-1918 гг., узнать, в результате каких событий Россия вышла из войны и чем завершилась война.
Школьники слушают сообщения своих товарищей, после чего, продолжая работать в подгруппах, выполняют задание.
Задание А-4.
В книге Майн кампф (Моя борьба) А. Гитлер, участник первой мировой войны, писал: Победу России можно было оттянуть, но по всем человеческим предвидениям она была неотвратима.
У. Черчилль указывал на победы Брусилова как на пролог нового русского наступления в 1917 году более мощного и непобедимого, чем когда бы то ни было. Но на пороге победы Россия рухнула на землю, заживо пожираемая червями.
Что имел в виду Черчилль?
Какие процессы, развернувшиеся в России, вызвали коренные изменения в обстановке на Восточном фронте?
Завершающий контроль.
Задача – проверить, была ли достигнута поставленная в начале работы цель.
Школьникам предлагается самостоятельно выполнить в тетрадях одно из четырёх заданий. При этом нельзя пользоваться учебниками. Тетради сдаются на проверку. За правильное выполнение задания А-5 можно получить 2 балла, задание Б-5 оценивается 4 баллами, В-5 – 6 баллами, Г-5 – 8 баллами.
Задание А-5.
Когда Россия вступила в первую мировую войну:
а) 15 июля 1914 гг.;
б) 1 сентября 1914 г.;
в) 1 августа 1914 г.?
Кто был верховным главнокомандующим русской армией в начале войны:
а) великий князь Николай Николаевич
б) В.А. Сухомлинов
в) М.В. Алексеев
Что позволило французам остановить наступление Германии и победить на Марне в 1914 году :
а) применение танков
б) наступление русской армии в Восточной Пруссии;
в) полководческий талант маршала Ф. Фоша?
Какова причина отступления русской армии в 1915 году :
а) низкий моральный дух и слабая боевая подготовка солдат и офицеров;
б) военно-техническая отсталость русской армии;
в) стратегический замысел Ставки – по опыту войны 1812 года?
Какое государство в годы войны стало инициатором использования химического оружия:
а) Россия;
б) Франция;
в) Германия
6. Какой русский лётчик совершил первый воздушный таран в истории войн:
а) П. Нестеров;
б) В. Талалихин;
в) И. Кожедуб?
Задание Б-5.
На основе известных Вам событий и фактов определите особенности первой мировой войны; попытайтесь сравнить её с другими войнами ( например, испано-американской, русско-японской). Сформулируйте вопросы для сравнения.
Задание В-5.
Какие деятели времён первой мировой войны были, на Ваш взгляд, наиболее яркими представителями своей эпохи – в разных её проявлениях? Объясните Ваш выбор.
Задание Г-5.
Ссылаясь на то. Что во время первой мировой войны на Западном фронте происходили самые ожесточённые и длительные сражения, а также на то, что именно там были впервые применены новые виды оружия, военные историки США, Великобритании, Франции утверждают, что главным фронтом первой мировой был именно Западный фронт.
Согласны ли вы с этой точкой зрения? Поясните ответ. Какие факторы следует учитывать, чтобы оценить роль различных фронтов в войне?
Как Вы думаете, так ли уж важно, какой фронт признавать главным – Восточный или Западный; ведь прошло уже 80 лет с момента окончания войны?.
Рефлексия.
Ученикам предлагается оценить свою работу по 10 балльной шкале, последовательно отвечая на вопросы.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов
Усвоил материал частично – 7-8 баллов.
Мало что понял, необходимо ещё поработать – 4-6 баллов.
2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли я своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён свое работой – 9-10 баллов.
Допустил ошибки (указать где) – 7-8 баллов.
Не справился с частью заданий ( указать какими) – 4-6 баллов.
Как работала подгруппа, учебная пара?
Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов.
Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4-6 баллов.
На том же листе, где ребята отвечают на вопросы, они формулируют и своё мнение об уроке, свои пожелания.
Итак, дорогие ребята, всем большое спасибо за работу.
В качестве домашнего задания и для закрепления полученных знаний я предлагаю Вам:
1. составить хронологическую таблицу Первая мировая война 1914-1918 гг. .
Образец:
Дата
Событие
Фронт
Командующий
Итоги,
значение
Написать мини сочинение-рассуждение –
Была ли возможность предотвратить Первую мировую войну?