Мои размышления в год педагога и наставника | Галина Витальевна Сотникова. Работа №316611
2023 год указом президента РФ объявлен «Годом педагога и наставника». Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы, простым словом? Мы делаем первые шаги и нашими наставниками становятся родители, которые помогают в трудную минуту, протягивают руку, подставляют плечо. Вот мы приходим в школу, нашими наставниками становятся учителя. Школьные годы позади. Мы взрослые, мы не нуждаемся в помощи и поддержке. Наступил первый рабочий день. И вдруг мы снова чувствуем себя маленькими беспомощными детьми, ждем протянутую руку, за которую хочется крепко взяться и ощутить материнскую заботу, дружеское участие и тепло.
Мои размышления в год педагога и наставника
2023 год указом президента РФ объявлен «Годом педагога и наставника». Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт за этим, казалось бы, простым словом? Мы делаем первые шаги и нашими наставниками становятся родители, которые помогают в трудную минуту, протягивают руку, подставляют плечо. Вот мы приходим в школу, нашими наставниками становятся учителя. Школьные годы позади. Мы взрослые, мы не нуждаемся в помощи и поддержке. Наступил первый рабочий день. И вдруг мы снова чувствуем себя маленькими беспомощными детьми, ждем протянутую руку, за которую хочется крепко взяться и ощутить материнскую заботу, дружеское участие и тепло.
Мой профессиональный путь начался непросто. Но... сначала о том, как я пришла в профессию учителя. Могу сказать, что я из потомственной учительской семьи: моя мама учитель русского языка и литературы, дядя учитель технологии, сестра воспитатель детского сада. Живя в этой среде, невозможно было выбрать иную дорогу. Перед моими глазами была моя мама, которая работала в специализированной школе-интернат с особыми детьми. Свои знания, человеческое тепло и любовь она делила между нами, ее родными детьми, и детьми из интерната. Ее ученики очень любили, часто они приходили к нам домой. Мама устраивала нам всем чаепития и домашние посиделки с пирогами за чашкой чая. Поэтому, еще в раннем детстве я решила быть на нее похожей. Потом у меня была ПЕРВАЯ учительница… Помню первый урок «Наша Родина — СССР», молодая учительница и мы — все взволнованные чем-то неожиданным и волнующим. И вот Нина Дмитриевна Ковалёва ведет свой урок, сама волнуется не меньше, чем ученики. Тот урок я несу в своей памяти через свою жизнь. Мы просто все влюбились в молодую, красивую, образованную девушку, которая храбро повела нас по дорогам знаний. Потом, спустя много времени, когда я пришла на свой первый урок, я все время думала о ней, своей первой учительнице, представляла, что она смотрит на меня и гордится. Ведь мы были ее первым выпуском!
Моим первым наставником в школе стала моя мама. После получения профессии, я приехала по распределению в ее школу. Но в своей профессиональной деятельности я всегда старалась опираться на ее опыт и опыт других более опытных коллег и управленцев, которых считаю своими наставниками. В своей деятельности я часто вспоминаю своих учителей, иногда даже вижу сходство с ними. Ведь мы делаем одно дело- учим детей.
Иногда задумываюсь над своим профессиональным путем, нет-нет, да и загляну назад своему пройденному педагогическому опыту, было всякое: и взлеты, и падения, творческие достижения, разочарования и мысли уйти в другую сферу деятельности. И только спустя годы, пришло осознание, что такое учитель, что это призвание, а не работа.
Становление учителя происходит гораздо труднее, чем в других профессиях. Это и понятно, ведь молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Именно поэтому президент делает акцент на эту сферу деятельности. В процессе наставничества происходит совместное самосовершенствование, обогащение своего опыта более мобильными приемами.
Тем, кто стал наставником, хочется пожелать: чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, педагогу-наставнику необходимо — это не подсказывать решения, не «учить жизни» молодого учителя. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашел правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.
Ну а начинающим педагогам помнить, что быть учителем трудно, но возможно. Главное, надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.