Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Можно» и «нельзя» в воспитании детей. | Чеснова Елена Сергеевна. Работа №306673

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сложно представить воспитание детей без приказов и запретов, хотя ребенку это и не очень приятно…

Родителям важно научиться говорить своему малышу «нет» тогда, когда это необходимо. Несмотря на протест ребенка, а его не избежать, нужно стоять на своем и попытаться донести до малыша, почему именно это нельзя, какие последствия его ждут, соверши он то или иное действие. В сегодняшней статье мы подробнее рассмотрим проблему «Можно» и «нельзя» в воспитании детей.

Обязанности и запреты важны для формирования социальных навыков, но не менее важны индивидуальное развитие ребенка и достижение автономии, которая позволит ему ответственно вести свою жизнь.


«Можно» и «нельзя» в воспитании детей.

 

Сложно представить воспитание детей без приказов и запретов, хотя ребенку это и не очень приятно…Родителям важно научиться говорить своему малышу «нет» тогда, когда это необходимо. Несмотря на протест ребенка, а его не избежать, нужно стоять на своем и попытаться донести до малыша, почему именно это нельзя, какие последствия его ждут, соверши он то или иное действие. В сегодняшней статье мы подробнее рассмотрим проблему «Можно» и «нельзя» в воспитании детей.

Установление границ. Ребенку нужны правила, чтобы научиться жить среди людей. Например, когда мы говорим ему, что он не должен плохо говорить с матерью, мы устанавливаем черту, которую он не должен переходить.

Что делать, если годовалый ребенок дергает маму за волосы? Сказать: «Нельзя бросать» или преуменьшить значение вопроса? Конечно, нельзя недооценивать, потому что ей больно. И лучше всего так сказать: «Нельзя, маме больно». И хотя ребенок еще не может поставить себя на место матери, мы даем ему конкретный аргумент, почему он не должен этого делать. К счастью, его внимание легко направить на что-нибудь другое.

Ребенок отправляется покорять мир и сталкивается с новыми проблемами. Ему приходится сталкиваться с физическими препятствиями на своем пути и учиться их преодолевать. А если у него не получится, он рассердится. Точно так же и в отношении преград, которые ему ставят родители – он пытается их сломать, бунтует и злится. На этом этапе развития формируются основы автономии. Это стоит уважать – например, позволить двухлетнему ребенку свободно выбирать («Ты будешь носить белую или зеленую футболку», «Ты хочешь чашку с собакой или ослом»). Запреты и приказы должны касаться важных, основных вещей.

Когда ребенок в гневе кидает игрушку, ее можно у него отобрать и объяснить причину («Я понимаю, что ты злишься, но медведю больно, он подождет, пока ты не успокоишься»). Таким образом, вы наказываете ребенка, но в то же время делаете его восприимчивым к чувствам других. Вы также можете взывать к сочувствию, например, когда хотите убедить его поделиться с другими, но вы не можете заставить его сделать это.

Что еще способствует изучению правил? Дети отлично обучаются им в игре. Трех- или четырехлетние дети вступают в игровой возраст, когда клюшка может успешно изображать из себя лошадь. Ребенок, играя с другими, учится подчиняться правилам. Но игра со взрослым также может многому научить, если будет увлекательной.

Если ребенок упрямитсяКак справиться, если ребенок упорствует в том, что вам кажется абсолютно неприемлемым? Показательная история: маленькая девочка настояла на прогулке зимой в балетках. Мороз страшный, мама делает вид, что не видит этого, надеясь, что дочь передумает. Действительно, в какой-то момент девочка заявляет, что хочет надеть обувь. И мама одевает ей ботинки, как ни в чем не бывало, без замечаний типа «Я же тебе говорила». Это очень важно, потому что все остается в сфере фактов (когда мороз, в балетках холодно), а не превращается в драку между ребенком и взрослым. Напротив, ребенок чувствует, что решение исходит от него.

Но мы не всегда можем ждать, пока ребенок сделает выводы из собственного опыта, так как это поставит под угрозу его здоровье и даже жизнь. В опасных ситуациях нет времени и бывает, что мы кричим, дергаем ребенка за руку. Только потом спокойно нужно ему объяснить, почему мы так поступили. Что мы сняли его с дерева, потому что он мог упасть. Лучше всего показать ребенку: посадить мишку на дерево, дать ему упасть и «сломать ногу», затем представить, что вы отвезли плюшевого мишку в больницу на гипсовую повязку. Ребенок обязательно это запомнит.

Почему ребенок не слушает?

То, что ребенок не слушает, не всегда означает, что он не слышит… Ребенок борется за автономию и независимость. Неспособность реагировать на команды может дать ему преимущество перед взрослым, который сам чувствует себя беспомощным в этой ситуации, как ребенок. Он испытывает собственную силу, которая является атрибутом взрослого человека. Происходит временная смена ролей.

Иногда ребенок просто не выполняет конкретную вещь, например, не ест или не приучается к горшку. Чаще всего это означает, что мы придаем этому слишком большое значение, и на первый план выходят сильные эмоции. Поможет, если нам удастся дистанцироваться или передать дело в другие руки, например, бабушке или дедушке.

По каким еще причинам наши просьбы и приказы иногда оказываются неэффективными? Когда мы механически повторяем одни и те же команды или запреты, их содержание перестает доходить до ребенка – он только слышит знакомую формулу и пропускает ее мимо ушей. Иногда родители говорят «нет» без всякой причины – по привычке. Когда ребенок не отвечает и приходится повторять требование или просьбу несколько раз, он начинает вовлекаться. По общему признанию, с негативное внимание лучше, чем отсутствие внимания.

Также бывает, что ребенок просто не понимает, что от него хотят, потому что команда слишком сложная или запутанная. И, наконец, вы иногда непоследовательны: когда вы что-то позволяете, а иногда нет, вы преуменьшаете значение наших собственных слов.

Не переусердствуйте! Если вы переусердствуете, ребенок начнет неохотно реагировать на тон нашего голоса, выражения лица и всю ситуацию, которую он связывает с отдачей приказов. Если, например, вернувшись с работы, мама скажет: «Почему здесь такой бардак, немедленно убери», ребенок со временем узнает, что лучше не выбегать на встречу с ней, а спрятаться в комнате. Соблюдение правил вашим ребенком важно, но это не самое важное. Указывая, что можно и чего нельзя, мы ограничиваем свободу ребенка. Если ребенку не разрешается что-либо делать, он либо начнет игнорировать этот запрет, как мы уже упоминали, либо со временем утратит инициативу. А он должен пробовать, испытывать, экспериментировать, и он также должен делать ошибки, чтобы учиться. Дети, находящиеся под чрезмерным контролем, становятся более раздражительными, склонны к агрессии, а в более позднем возрасте они часто зависимы.

Обязанности и запреты важны для формирования социальных навыков, но не менее важны индивидуальное развитие ребенка и достижение автономии, которая позволит ему ответственно вести свою жизнь.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×