Молитвенное слово (уроки литературы) | Таран Ольга Викторовна. Работа №333015
На уроках литературы современному учителю необходимо создать условия, помогающие ребятам идти по миру с открытыми глазами, чувствовать, сопереживать. Мы, учителя, должны понимать, что нужно останавливать внимание детей на библейских сюжетах, на описаниях икон, на молитвах, обращенных к святым, на стихотворных молитвах, вызывающих непреходящие чувства, образы, формирующих нравственность. Важно, чтобы на уроках встречались молитвы разных веков, чтобы современные школьники услышали, о чем хотели сказать их предки. Очень долгое время об этом не говорилось. Очень долгое…
Молитвенное слово…
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем
К.Р. (К.К.Романов «Молитва»)
В последние десятилетия на уроках литературы мы все чаще стали обращаться к историческим памятникам Древней Руси. Это не только «Слово о полку Игореве», великолепный памятник древнерусской культуры, с которым знакомились учащиеся и советской школы. В современную программу включен такой жанр, как житие святых – прекрасное наследие православной культуры, пример жизни людей, для которых божьи заповеди были нравственным законом. («Сказание о житии Александра Невского», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Каждый раз, перечитывая их, мы внимательнее вглядываемся в текст, находим в нем что – то новое, открываем ранее неизвестное, понимаем, что нам в наследство досталась своеобразная и великая культура, передающая образы, понятия, символы прошлого.
Но не только к событиям летописей, содержанию жития обращается современный учитель. Если прежде, изучая произведения, не акцентировалось внимание на эпизодах, в которых герой обращается с молитвой к Богу, то современное отношение в нашей стране к религии дает возможность останавливать взгляд детей и на храме, и на молитвенном слове, и на иконах. Дети внимательно слушают учителя, когда он объясняет, почему герой обращается к тому или иному святому с молитвой и постепенно приходит понимание, что самосознание русского народа нельзя представить без тысячелетия русских молитв. Рассматривая иконы, мы поражаемся, как древние художники сумели изобразить лики святых, познавших тайну мира, а потому мудрых. Мудрых страданием, смирением, пониманием других людей. Недаром иконы были раньше в каждом доме, и одни люди, глядя на лики святых, проникались чувством доброты, другие уверенностью в завтрашний день, третьи – смирением. П.А. Флоренский толкует своеобразие искусства иконописи следующим образом: «…иконопись есть закрепление небесных образов. Иконы вещественно намечают эти пронизанные знаменательностью лики, эти сверхчувственные идеи и делают видение общедоступным». Почему – то так случается, что в современное время мы в большинстве случаях обращаемся с молитвой к Богу в такие минуты жизни, когда нам неимоверно тяжело и трудно. Стоя перед иконой, заглядываем в самые потаенные уголки своей души, анализируем прошедшую жизнь, ищем причины того или иного поступка, надеясь на помощь и заступничество, со страстной молитвой взываем к Богу. Молитвой мы пролагаем путь к смыслу и цели жизни, как бы желая осветить и освятить душу.
Учти, мой друг, молитва – не молва,
Ей ни к чему случайные слова.
Она тебе – душа, она тебе и тело
В одной волне безбрежно и всецело.
Она, как вдох и выдох, монолитна,
И имя ей вселенское – молитва.
Е. Исаев «Молитва»
В пятом классе, изучая «Сказание о житии Александра Невского», мы с ребятами обратили внимание на строчки, в которых говорится, что к моменту прихода Александра на княжение в Новгороде междоусобная война с суздальцами стихла. Пятиклассники заинтересовались, что же это было за время. Задача учителя поддержать интерес учащихся, дать возможность побыть в роли исследователя, обеспечить на уроке такую деятельность, когда ученик сам открывает путь к познанию, глубже познает самого себя, выявляет свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Инициативной группе детей было предложено найти в дополнительной литературе сведения об этом историческом моменте. Ребята с успехом справились с заданием, выяснили, что война закончилась после того, как «архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен».
К этому призвала сама Божья Матерь. Именно после этого события икона стала называться Знаменской. Дети показали слайды, рассказали об иконе. Знаменская икона Божией Матери изображает сидящую Пресвятую Богородицу, молитвенно поднявшую руки; на груди ее на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец. Так произошло наше первое знакомство с иконами.
Когда благоверный Александр узнал, что вступило против него шведское войско, «молился с усердием в Софийской церкви, принял благословение архиепископа Спиридона, отер на пороге слезы умиления сердечного и, вышедши к своей малочисленной дружине, с веселым лицом сказал: «Нас немого, а враг силен; но Богине в силе, а в правде: идите с вашим князем».
В этом же произведении приводится молитва Александра перед битвой: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». Сказав это, пошел Александр на врагов малой дружиной, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу. Почему именно эта икона упоминается в произведении? Чтобы детям смогли ответить на этот вопрос, я предложила им прочитать о символике икон в книге А.В. Бородиной «Основы православной культуры», ведь в иконописи символ является художественным приемом, имеющим глубокий смысл. Он помогает понять смысл изображенного, проникнуться замыслом иконописи, воздействует на зрителя. Далее были предложены для просмотра две иконы: «Гостеприимство Авраама» (Троица Ветхозаветная) и «Святая Троица» А.Рублева, дети должны были попробовать найти отличия. Каждый размышлял, обсуждал с соседом по парте свои варианты, затем озвучивал размышления перед одноклассниками. Таким образом, я направила воображение учеников к поиску, гибкости, свободе мышления. Учащиеся отметили, что на иконе «Гостеприимство Авраама» изображена бытовая сцена: три ангела в гостях у Авраама и Сары сидят за накрытым столом в тени большого дуба. Каждый из ангелов держит в руке жезл – в ознаменование Божественной власти. Также изображен отрок, закалывающего тельца. На иконе Андрея Рублева нет подробностей, богатая сервировка стола сменилась одной чашей – символом жертвы. Я добавила, что из иконы исчезло все сиюминутное, уступив место вечному. Это уже не трапеза – перед людьми совершается таинство искупительной жертвы. Далее объяснила школьникам, что преподобному Андрею Рублеву в иконе «Святая Троица» удалось достичь наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы. Все устремлено к чаше, символизирующей Великую Жертву, – готовность одного из трех Лиц Божества принести себя в жертву ради спасения человеческого рода, в этом движении выражена нераздельность Святой Троицы. Чаша – смысловой центр иконы. Три ангела как будто находятся в сокровенной безмолвной беседе об участи человеческого рода. Андрей Рублев не обозначает лица Божественной Троицы, на иконе нет надписей, нет перекрестья на нимбе Христа, что создает образ неразрывного союза, согревающего и спасающего жизни. Икона «Святая Троица» Андрея Рублева полна одухотворенности и высокой просветленности. Земной ненависти и вражде в иконе Андрея Рублева «Святая Троица» противопоставлена умиротворенная, самоотверженная любовь. В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к духовному единству, взаимной любви, объединению страны. После всего сказанного учащимся становится понятно, почему князь Александр молился перед этой иконой. После смерти Александр Невский был причислен к лику святых. Предлагаю посмотреть на икону 19 века, изображающую святого благоверного князя Александра Невского.
Вот он перед нами, с нимбом вокруг головы, высокий, полный достоинства и благородства. Он защищал Русскую землю и веру православную. В одной руке его хоругвь с ликом Христа, а в другой меч – признак воина. А за ним храмы, где он горячо молился перед судьбоносными для Руси битвами. Он стоит на земле, но взгляд его устремлен в небо, откуда не раз приходило на помощь небесное воинство.
Так постепенно собираем с ребятами сведения о святых, изображенных на иконах, о символике икон и о значении их для людей в определенные исторические моменты.
При изучении со старшеклассниками романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» читаем, что перед Бородинским сражением состоялось церковное шествие, поле боя обнесли иконой Смоленской Божьей Матери. Это укрепило боевой дух войска. Солдаты надели чистые рубахи, отказались от водки, говоря, что не тот сейчас момент, они осознают всю силу ответственности за судьбу России. Не зря Кутузов, узнав об этом, восклицает: "Чудесный народ, бесподобный народ!". Русские воины защищали не только своё Отечество, но и Православие. Можно утверждать, что они удостоились мученических венцов, как все те, кто пролил кровь за Христа. Была положена традиция ежегодного поминовения в день Бородинского сражения православных российских воинов, «за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших». (Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города Смоленска в 1239 году от нашествия войск Батыя.)
В этом году в список литературы для чтения я внесла произведение И.С.Шмелева «Чаша Неупиваемая». Рекомендуя его, я опасалась, что современным школьникам будут далеки переживания героя. Но опасения были напрасны. «Чтение доставило истинную радость», - пишет Саша М.
«Повесть перевернула что - то в душе, напомнила, что существует на земле истинное, светлое чувство - любовь. И это не плотское, запретное влечение (которое преодолел герой), а преклонение перед любимой женщиной, когда все в ней кажется прекрасным: и руки, и голос, и душа, и облик», - отрывок из сочинения Даши Р.
Произведение ответило на внутренние, жизненные вопросы школьников, помогло им понять себя, увидеть скрытый смысл в тексте, обращенном через время и пространство к читателю другой эпохи. С трепетом читали о преклонении Ильи перед женщиной. Глядя в глаза любимой, художник Илья вспоминает однажды увиденные в небе чудесные глаза, «были они в полнеба, светлые, как лучи зари, радостно опаляющие душу. Таких ни у кого не бывает. На миг блеснули они тихой зарницей и погасли».
И образ любимой сливается с божественным. Илья запечатлевает «видение», открывает в человеческом лице «печать» божественную. Вот еще строки из сочинений: «Кистью художника писала сама его душа, переполненная любовью, трепетным отношением к любимой, внеземным счастьем. Каждый мазок – это вздох. Работа помогала ему дышать. Благодаря творчеству он жил». (Настя Ф.) «Герой – человек особенный, на которого снизошла благодать. Глаза с его полотна будто глядят в душу, видят человека насквозь, даруют благо, необъяснимым спокойствием и радостью наполняют душу человека. Имя Анастасия в переводе «воскресшая». Любимая женщина обретает вторую жизнь благодаря художнику. Святое сумел отразить в портрете Илья. Вечное отразил в преходящем». (Артем К.)
Поэтому и получился «лик Богоматери… дивно прекрасный, неописуемый лик», радостный, влекущий за собой, с невиданными глазами, как свет живой…Что к Ней влечет - не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чуют только, что радостное нисходит в душу».
Так произошло еще одно знакомство с иконой («Неупиваемая чаша»). Настоящим открытием для меня и моих учеников стала повесть Б. Васильева «Красные жемчуга», которая расширила представление детей о современной прозе, говорящей о вечных истинах.
Люди мечтали о счастливой жизни, построили новую деревню, хотели, чтобы жизнь их была яркой и нарядной. Но прошли годы. Состарившись, героиню стал мучить вопрос: «А так ли она жила?» Ей приходит осознание необходимости помолиться, снять с души тяжесть, «выложить перед кем – то, кто поймет и простит все, что наболело, вывернуть душу, очистить ее, омыть». Но икон нет, еще в 20 – е годы сожгли их вместе с материнскими благословениями и отцовскими наставлениями. Внук дарит ей книгу, на обложке которой изображена Владимирская Божья Матерь. Икона обретена. Душевное спокойствие восстановлено. Вся боль души, накопленная за многие годы, слова, которые рвались наружу, сказаны. Задаю детям вопрос: «Что же это за слова, можно ли их назвать молитвой?» Старшеклассники единодушны: «Конечно, да. Это покаяние за то, что была как все, что жила во грехе, так как отказалась «…от родителей, от самой памяти о их судьбе».
Но повесть не заканчивается счастливым концом. Старуха умирает. Это предупреждение нам, потомкам. Нельзя быть беспечными, равнодушными, не помнить своих корней, прошлого. Чтить и помнить прошлое – вот залог счастливого будущего. В качестве домашнего задания предлагаю написать эссе по повести. Приятно, что многие в своих работах подчеркивали личную ответственность за все, что происходит с каждым из нас.
При изучении творчества А.И Солженицына я обязательно останавливаюсь на прозаической миниатюре «Молитва», входящей в цикл «Крохотки» 1963 года. Строками из этого произведения пронизано все творчество и вся нелегкая жизнь писателя: «Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера, и не знают, что надо делать завтра, - Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты. На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через безнадежность – сюда, откуда я смог послать человечеству отблеск лучей Твоих. И сколько надо будет, чтобы я их отразил, - Ты дашь мне. А сколько не успею – значит Ты определил это другим». Это не просто слова, это откровение, это молитва.
После ее прочтения я предложила детям подчеркнуть в главе самое важное, полезное, вдохновляющее. Многие ребята выбрали эти строки: «Человеку дана от бога великая молитвенная свобода, свобода превращать каждый акт своей жизни и своего труда в творческую молитву; - наподобие той чудесной молитвы сеятеля, которую приводит Лесков в «Соборянах»: «Боже! Устрой и умножь, и возрасти на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего и произволяющего, благословляющего и неблагодарного». В конце урока детям предлагаются стихотворные молитвы, из которых они выбирают одну для самостоятельного анализа. Итогом нашей с ребятами работы является домашняя работа - письменный отклик:
- Я бы выучил молитву…потому что…
-Молитвенное слово можно назвать (каким?) …
-Молитва – это знание о…
память о…
разговор с совестью о…
(У детей есть возможность повторить статью И.А.Ильина, размышления А.И. Солженицына)
По мнению Валентина Распутина «мы подошли к той черте, когда школа становится не частью жизни, а последней надеждой на наше национальное существование в мире». В руках учителя – Будущее России. И чтобы оно состоялось, чтобы наши дети выросли достойными людьми, необходимо в детстве познакомить их с тем, что им предстоит беречь и преумножать (историческое наследие, любовь к родному языку, родной литературе, культуре, к молитвенной силе слова). Необходимо создать условия, помогающие ребятам идти по миру с открытыми глазами, чувствовать, сопереживать. Мы, учителя, должны понимать, что нужно останавливать внимание детей на библейских сюжетах, на описаниях икон, на молитвах, обращенных к святым, на стихотворных молитвах, вызывающих непреходящие чувства, образы, формирующих нравственность. Важно, чтобы на уроках встречались молитвы разных веков, чтобы современные школьники услышали, о чем хотели сказать их предки. Очень долгое время об этом не говорилось. Очень долгое…
И закончить хочется словами из письма отца Павла Флоренского, написанного в 1917 году: «Все то, что происходит кругом нас, разумеется, мучительно. Однако я верю и надеюсь, что, исчерпав себя, нигилизм докажет свое полное ничтожество. Всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы, … наголодавшись, обратятся…к святой Руси…
Таран Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №18, город Новосибирск