Молодежь. Проблемы современной молодежи. | Скороходов Сергей Алексеевич, Льянной Кирилл. Работа №268705
Автор: Скороходов Сергей Алексеевич, Льянной Кирилл
«Наше поколение было другим», - слышится из уст людей. И вот с этим не поспоришь. Главным отличием нового поколения от старого является как раз то, что оно другое. Так было во все времена, но сегодня это особенно актуально. На смену старой формации пришла новая, а вместе с ней и новое поколение со своим особым взглядом на мир.
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №9
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Молодёжь. Проблемы современной молодёжи»
Выполнил:
Ученик 9 «А» класса
Скороходов Сергей
г. Батайск
2021 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Советская и современная молодёжь
П.1. Советская молодёжь
П.2. Современная молодёжь
П.3. Сравнительная характеристика советской и современной молодёжи
Глава 2. Проблемы молодёжи
П.1. Проблемы, с которыми сталкивается молодёжь
П.2. Культурные потребности, как проблема современной молодёжи
П.3. Молодёжные субкультуры
Глава 3. Проблемы молодёжи города Батайска
П.1. Изучение проблем молодёжи на территории города Батайска
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
«Наше поколение было другим», - слышится из уст людей. И вот с этим не поспоришь. Главным отличием нового поколения от старого является как раз то, что оно другое. Так было во все времена, но сегодня это особенно актуально. На смену старой формации пришла новая, а вместе с ней и новое поколение со своим особым взглядом на мир.
У современной молодежи наблюдаются разногласия с нравственными ценностями, сложившиеся у старшего поколения.
В наше время молодежью принято считать группу населения с 15 до 25.
Анализ проблем и особенностей молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». В словаре С.И. Ожегова дается такое определение понятию «молодежь»: «Молодое поколение – молодые люди, не достигшие зрелого возраста». Более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь - это социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения.»
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучением проблем молодежи занимаются не только ученые, но и практически работники разного уровня — от политиков до учителей и родителей.
Актуальность темы исследования «Проблемы современной молодёжи» определяются следующими факторами: трудовой беспомощностью молодого поколения; социальной деградацией молодёжи; отсутствием профессии.
Необходимость проведения исследования обусловлена тем, что молодёжь не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся сторонам бытия. Общественный прогресс влияет на потребности и интересы.
Для решения проблемы необходимо определить причины ухода подростков в различные неформальные группировки. А также проанализировать отношение общества к молодёжным субкультурам, что определяет актуальность темы исследования.
Наш интерес к данной проблематике объясняется тем, что мы являемся одними из представителей настоящего поколения молодых людей, переживающие современные процессы изменений в мировом масштабе, что оказало влияние на положение и развитие молодежи.
Я выбрал тему своего проекта «Молодежь. Проблемы современной молодежи», чтобы детально выяснить, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на нашем жизненном пути и жизненном пути наших друзей - сверстников. До недавнего времени наша молодежь была фактически предоставлена самой себе, ее можно было назвать "брошенной" (заметим, что в советское время ситуация наблюдалась иная и разработка политики воспитания подрастающего поколения была одним из важнейших государственных приоритетов). Однако сейчас положение дел изменяется к лучшему: уделяется все больше внимания указанной проблеме, причем она поднимается на высокий уровень.
Цель моей исследовательской работы – изучить проблемы молодёжи, молодёжной субкультуры. Проанализировать молодёжь на примере города Батайска и выявить факторы, влияющие на формирование культурных потребностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить молодёжь СССР -рассмотреть проблемы современной молодёжи
-сравнить молодёжь СССР и современную молодёжь
-провести опрос и определить желания молодёжи
-выявить и исследовать негативные и позитивные факторы изменения интересов и потребностей современной молодёжи города Батайска. Объектом исследования является молодёжь как социально –демографическая группа. Предметом исследования являются культурные потребности современной молодёжи, проблемы. Практическая значимость моей работы состоит в анализе проблем и во временном пространстве. В процессе исследования были использованы различные методы: поисковый (сбор информации по теме), практическая работа (проведение опроса среди молодёжи города Батайска), анализ.
Практической базой исследования является анализ проблем молодёжи и во временном пространстве и пространственном резерве. В ходе написания данной работы были задействованы следующие нормативно – правовые акты: Кодекс РФ, Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (1995г.); федеральный закон «Молодёжь России». Гипотезой являются мои предположения, что проблема современной молодёжи в городе Батайске связана с духовно-нравственной сферой и предпочтением материального благополучия. Гипотеза заключается в предположении, что для оптимальной динамики проблем молодежи более эффективной является работа с молодежью, ориентированная не на "проблемы молодежи", а на оптимизацию процессов социализации.
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ И СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ
П 1. Советская молодёжь
Молодёжь во все времена была самой, пожалуй, весёлой, озорной, прогрессивной частью нашего общества. На государственном уровне существовала детская Всесоюзная пионерская организация и молодёжная комсомольская организация ВЛКСМ (Комсомол)1, деятельность которых носила государственный и всеохватывающий характер. Пионерские дружины существовали в каждой школе, приём осуществлялся с 9 лет. До Пионерской организации, дети с 7 лет принимались пионерами в младшие группы.
Пионерская организация бесплатно, массово обеспечивала советских детей, внешкольным досугом с помощью всевозможных тематических кружков, клубов.2 Школьные пионерские отряды делились на звенья по 4-7 пионеров в каждом, члены звеньев оказывали друг другу взаимопомощь в учёбе. Звенья, отряды и дружины соревновались друг с другом за лучшие показатели в учёбе, поведении, сборе металлолома и макулатуры и т. д.
Большое внимание партия уделяла оздоровлению подрастающего поколения. Летом пионеры направлялись в загородные Пионерские лагеря, созданные по типу санаторно-курортного летнего отдыха.
С 14 лет пионеры принимались в (молодёжную организацию ВЛКСМ. После окончания школы и поступления комсомольца в среднее или высшее учебное заведение, комсомолец закреплялся в местной комсомольской ячейке своего учебного заведения и участвовал в общественной и культурной деятельности.
П 2. Современная молодёжь
Процесс становления современной российской молодёжи3 происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации4, самого государства. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа ЧЕЛОВЕКА), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям.
На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ ориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии (распространения) массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.
Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям, закономерно приводят к растерянности, апатии, пессимизму молодых людей, неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм. Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде.
В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции»,5 чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.
Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения». В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны, она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть.
Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые противоречия между поколениями.
«Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад».6
Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.
Говоря о молодёжи, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы.
П 3. Сравнительная характеристика советской и современной молодёжи
Современная молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.7
Она имеет большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своими сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали. Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем молодёжь советского союза, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей.
Обладая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной.
Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования.
По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53% молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой молодёжь?», в первую очередь отметили стремление к достижению материального благополучия; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. Анализ полученных данных говорит о чёткой рациональной позиции молодёжи, её стремлении к успешной карьере, с возможностью получения хорошего профессионального образования.8
По результатам экспертного исследования, проведенного в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:
-материальное благополучие;
-ценность «Я» (индивидуализм);
-карьера (самореализация);
-семья;
-стабильность;
-свобода;
-уважение к старшим;
-патриотизм;
-долг и честь.
Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:
-культ денег;
-безразличие;
-вседозволенность;
-культ карьеры;
-социальное иждивенство;
-сексуальная распущенность;
-вредные привычки;
-коррупция;
-ксенофобия.9
Все проблемные особенности свидетельствуют о тревожной тенденции современной российской молодёжи и общества.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖИ
П 1. Проблемы, с которыми сталкивается молодёжь
Основные проблемы современной молодёжи — это алкоголизм, курение, употребление наркотиков и игнорирование общепринятых норм морали и ценностей общества. Я постараюсь акцентировать внимание на каждой их данных проблем.
Начнём с алкоголизма. В данный момент, это одна из самых распространённых проблем среди молодёжи. Сегодня алкоголь доступен всем и каждому. Большинство продавцов не смотрят на возраст ребёнка при продаже спиртных напитков. В большинстве случаев дети употребляют алкоголь, чтобы показаться взрослыми перед своими сверстниками или поддаются пагубному влиянию старших детей. 47% людей, начавших употреблять алкоголь до достижения 14 лет, в дальнейшем становятся алкоголиками. При этом из начавших потреблять алкоголь после 21 года зависимыми становятся только 9%. Современная молодёжь предпочитает выпить в компании друзей занятиям в школе и саморазвитию. Известно, что подростковый алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет, именно в этот период у многих подростков развивается первая стадия заболевания. Постоянные масштабные проверки по стране выявляют огромное число молодых алкоголиков. Государство, общественность, правоохранительные органы активно включаются в борьбу за здоровье подрастающего и молодого поколения. Кроме того, считается, что главное в борьбе с проблемой алкоголизма в молодежной среде - это создание и изменение общественного мнения и взгляда на проблему. Только в совокупности данные меры могут сократить численность алкоголиков среди молодежи в нашей стране.
Результаты эмпирического исследования10
Любая теория, какой бы она ни была четкой и понятной, не имеет смысла
без практики. Ни одно великое открытие не являлось бы таковым, если бы не было исследовано практически. Поэтому, прежде чем говорить о существовании проблемы, необходимо исследовать данную проблему с точки зрения отношения к ней общественности. Таким образом, целью данного исследования является изучение мнения молодежи относительно употребления спиртных напитков. Исследование было проведено среди молодежи города Батайска. Всего в ходе исследования было опрошено 25 респондентов, среди которых 55% - девушки, и 45% - юноши. Как и предполагалось, большинство респондентов знают о вреде алкоголя для здоровья. - 96%. Однако, на вопрос, считаете ли вы, что выпиваемые вами спиртные напитки приносят вред вашему здоровью, утвердительно ответили только 36% респондентов. Большой интерес вызывал вопрос о том, во сколько лет респондент впервые попробовал алкогольный напиток. Как показало исследование, большинство молодых людей впервые попробовали алкоголь в 12-16 лет (ближе к 16 годам) - 73,3%. Как показало проведенное исследование, мнение молодежи к спиртным напиткам носит вполне положительный характер, что по своей сути является предпосылкой деградации молодого поколения российского общества. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем.
Не менее важная и глобальная проблема современной молодёжи — курение. Причины, заставляющие ребёнка попробовать сигарету похожи на причины употребления алкоголя. Курение, как общая привычка, сводит многих людей друг с другом. Часто все самые свежие и важные новости обсуждаются в курилке. Курение играет роль коммуникатора. Но зависимость от курения, намного сильнее, чем от алкоголя.
95% молодёжи, ежедневно курящие в течение месяца, уже не могут перебороть свою пагубную привычку.
Курение и молодежь - очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно противоположная тенденция. И это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности. Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Курение является одной из наиболее распространенных в мировом масштабе привычкой, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. Это социальная проблема общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой - проблемой является бросить курить. Для второй - избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также - сохранить своё здоровье от продуктов курения. Для сокращения курения можно применять много разных мер: строгое ограничение мест для курения, штрафы, создание сети медицинских учреждений, специализирующихся на лечении этого вида проблемы и т.д. Говоря о помощи некурящим, можно предложить бесплатное лечение и санаторный отдых страдающим от аллергии на табак и от заражённости организма продуктами дыма сигарет.
Наркотики — это худшее, что может попробовать ребёнок. Большинство наркотиков после первого применения вызывают психологическую, а некоторые и физическую зависимость. В 1992 г. в России было зарегистрировано 1,5 млн. человек, пробующих или систематически употребляющих наркотики, среди них более половины - в возрасте до 25 лет. В 1994 г. это число составило 6 млн. человек. В настоящее время, как следует из множества социологических исследований, проводимых в нашей стране, 8 % молодежи периодически принимают наркотики, 1 % принимают регулярно, 15 % пробовали наркотики. Особый аспект проблемы представляет наркотизация элитной части молодежи России - студентов вузов. Количество наркоманов в студенческой среде постоянно увеличивается. Наркологическая ситуация среди молодёжи позволяет говорить о наркологической эпидемии. Некоторые подростки не только употребляют, но и распространяют наркотики. Они могут быть среди нас, они приходят на вечеринки, в клубы, и дают попробовать наркотики бесплатно, «по-дружески», тем самым заставляя обращаться за дозой наркотика снова и снова. В современное время общепринятые нормы поведения сильно меняются. Наркоманы не способны трудиться и поддерживать социум, напротив, они вносят в общество нестабильность и отвлекают большие государственные средства на лечение. Россия не может позволить себе такую роскошь, как наркотики. Весь мир ведет борьбу с наркобизнесом, стараясь, ограничить доступность наркотиков. Производство, хранение и торговлю наркотиками во всех странах относят к уголовным преступлениям. В большинстве государств, в том числе и в России, имеются специальные подразделения по борьбе с наркобизнесом.
Однако опыт показывает, что одними законами и запретами решить эту проблему нельзя. Во-первых, пока на наркотики существует спрос, всегда находятся поставщики, предлагающие это зелье. Но если научить людей обходиться без одурманивающих средств, само по себе исчезнет и их немедицинское потребления. Во - вторых, нельзя не учитывать, что наркотики не могут исчезнуть навсегда, так как они довольно широко используются в медицине как обезболивающие средство и как препараты для лечения тяжелых психических заболеваний. Следовательно, нужно научить людей жить в мире, где есть наркотики, но не употреблять их. А для этого необходима всеобщая грамотность в области наркологии.
П 2. Культурные потребности, как проблема современной молодёжи
Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», — отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому потребности и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения потребностей, а при отсутствии таких возможностей — путём подавления или замещения данной потребности другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных потребностей,11 невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.
Удовлетворение потребностей — цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие (вторичные и первичные). При рождении человек испытывает только первичные (физиологические) потребности. По мере социализации происходит становление высших духовных потребностей, более того, сущность социализации заключается в развитии именно социальных потребностей и социальных способов их удовлетворения. В широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.
Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира.
Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития.
В структуре культурных потребностей молодежи происходят перманентные изменения. Прежде всего, они становятся более динамичными, активно и последовательно реагируют на интеллектуализацию общественных отношений, на изменения в быте и обще культурном уровне жизни. Объективно отличительной чертой культурных потребностей молодежи является ориентация на творческие виды деятельности в процессе труда и досуга, приоритет познавательного интереса, высоких нравственных качеств личности. Однако реально это не исключает негативных тенденций, противоречащих задачам культурного развития молодежи и содержанию ее субкультуры.
Культурные потребности молодежи следует рассматривать в диалектической взаимосвязи двух форм их проявления, выражающихся в производстве культуры и потреблении созданных культурных ценностей. Изменения происходят в структуре культурных потребностей молодежи. Если ранее в ней преобладала ориентация на творческие виды деятельности, сегодня приоритет творческой деятельности утрачен.
В целом молодежь не вполне удовлетворяют возможности, которые могут
предложить культурно - досуговые учреждения. С течением времени и культурные запросы молодежи, и возможности для их удовлетворения претерпевали значительные изменения. Исследования первой половины 90-х годов отмечали снижение интереса молодежи к книге. Если среди взрослого населения число активно читающих составляло 75%, то в молодежной аудитории — лишь 40%. Сегодня снова среди учреждений культуры самая массовая аудитория посетителей — у библиотек и читальных залов
Молодежь возвращается к книге. Утверждают, что любят читать 63% молодых людей, при этом 55% молодых людей отмечают, что это связано с работой или учёбой.
В отношении современной молодёжи к литературе и чтению можно выделить следующие основные тенденции:
— предпочтение отдается низкосортной, бульварной литературе;
— популярностью пользуется специальная, научно-популярная литература в связи с освоением новых профессий;
— большое воздействие на выбор литературы подростками и молодёжью оказывают реклама, пропаганда и мода;
— существенную роль в выборе литературы играет приверженность групповым интересам и стереотипам.
На фактор посещаемости театров значительное влияние оказывают как возраст, так и образовательный уровень молодежи.
Наиболее активные посетители театров — люди в возрасте 30-39 лет. За пределами этого возраста посещаемость снижается. Среди молодёжи — активных театралов не более 10%. Наблюдается тенденция сокращения доступности театров для малообеспеченных слоев населения, что ведет к качественному изменению состава театральной аудитории.
Таким образом, театр не использует своих воспитательных возможностей. И не только потому, что театр не является массовым видом искусства (молодёжь нечасто бывает в театре, в среднем не более 1-2 раз в год), но ещё и потому, что в погоне за модой и прибылью многие театры, режиссёры, драматурги выдают «продукцию» крайне низкого художественного и эстетического уровня, разлагающую духовный мир молодого человека — спектакли, эксплуатирующие темы насилия, сексуальной патологии, наркомании, искажающие историю и высмеивающие культурные традиции России.
Очень важно чтобы театр для молодых делали молодые авторы, режиссеры, актеры, говоря с ними на понятном им языке, помогая решать волнующие их и важные для страны проблемы.
Значительное место в жизни молодежи занимает музыка. В 60-е гг. музыке отводилось 4 — 6 место среди предпочтений молодежи, в 70-е гг. — 2 место, а в настоящее время музыка в системе предпочтений молодежи прочно вышла на 1 место. Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство молодежи предпочитает наиболее элементарную, легкую для восприятия музыку — рейв, рэп, рок и эстраду. Произведения классики, фольклор в структуре музыкальных интересов занимают последние места.
Высок среди молодёжи интерес к кинематографу. Характерной чертой кинопроката в 90-е годы являлось тотальное преобладание западных, более всего американских фильмов примитивного содержания, ориентированных на самую невзыскательную аудиторию. Это было самое тяжелое время для отечественного кинопроизводства. В настоящее время ситуация меняется в пользу отечественного кино. Однако это касается количественного, но не качественного роста. Российские кино производители успешно учатся
конкурировать с западными коллегами по массовости своих фильмов, содержание же новых российских картин, за редким исключением, достаточно примитивно и представляет сюжеты западных боевиков, триллеров, фэнтези и т. п., пересаженные на российскую почву, где о художественной глубине, духовности, эстетической ценности говорить не приходится.
Изучение культурных потребностей молодежи – очень важное направление. Каким жанрам, и какому виду досуга отдаст предпочтение молодежь, что нужно поменять, какие факторы влияют на формирование культурной активности. Это всё, необходимо изучать, чтобы направить молодежь в нужное русло. А также, чтобы они стали достойными приемниками современного поколения.
П 3. Молодёжные субкультуры
Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что так они формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок. Изучив молодёжные субкультуры, я сделала следующие выводы.
Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это — социальная и экономическая неустойчивость общества. Нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды и другие аспекты.12 Одни субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества. Другие носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда они развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Рассмотрим несколько наиболее распространенных течений:
Эмо. Это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного эмоциональный. Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая довольно четко излагается в соответствующей музыке. Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного это самая популярная модная тенденция среди представителей эмо. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов: характерной иллюстрацией являются гетры в черную и розовую полоску. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь выражаются в музыкальном исполнении при помощи специфических приемов, таких как скрим, что приводит публику в надлежащее настроение. В более широком смысле быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. Положительное в эмо - если не считать их эмоциональность, то вполне мирный и тихий народ. Они не настроены враждебно и не хотят поработить мир. Отрицательное - стремление к переживанию, а это, к сожалению, может привести к нервному срыву, депрессиям и к проблемам в дальнейшей жизни.
Готы. Эта субкультура зародилась в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для неё черты, такие как любовь к готической музыке, мрачный имидж, интерес к мистицизму. Положительное в этой субкультуре - как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой, это способ насытиться энергией. Отрицательное – это течение сатанистов.13 Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно - православной системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия, основанные на поклонение сатане. Субкультура готов это современное течение, которое свойственно многим странам.
Панки. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма. Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят черные кожаные куртки, любят пирсинги. В их стиле всегда присутствует неопрятность и небрежность, грубый жаргон. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества.
Скинхеды. Их отличительный символ — свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Подростки - скинхеды выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой.
Рокеры. Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки, серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов. Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе. Чрезмерный алкоголь и агрессия на их «железных друзьях» - крутых мотоциклах - могут привести к авариям и прочим ситуациям, связанным с алкоголем.
Фрикки. Люди, которые любят ярко и привлекающе одеваться, и вести себя. Здесь и яркие цвета одежды, и тату, и различный пирсинг. По сути, эти люди не только ярко выглядят, они и ярко мыслят. Обычно такие люди — это певцы,
писатели, композиторы. Фрикки – культура – это культура смелых людей. Нет никакого негативного отношения к миру и «не своим». Нет ничего такого, против чего они яро выступают. Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом. И никто их не сможет остановить. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности. Почему же молодые люди замыкаются в себе? Почему курят, употребляют наркотики, алкоголь? Почему принадлежат к разным субкультурам, не всегда положительно влияющим на них?
Работая над данной темой я, думаю, что причины в следующем: вызов обществу, протест; непонимание в семье; нежелание быть как все; привлечь к себе внимание; копирование западных структур, течений, культуры; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур, хулиганство.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖИ ГОРОДА БАТАЙСКА
П 1. Изучение проблем молодёжи на территории города Батайска
Главная практическая задача моей работы – изучить современную молодёжь города Батайска. Для решения этой задачи я провел опрос среди учащихся старших классов МБОУ СОШ № 9. (Приложение 1)
Одним из основных вопросов было выяснение главных проблем молодежи в современном обществе. Мнения и ответы разделились следующим образом: наркотики 31%, алкоголь 31%, безработица 14% и курение 24%.
(Приложение 2)
На вопрос: как вы считаете, кто виноват в проблемах современной молодежи? – ответы были следующими: 61% государство, 31% сама молодежь, 6% родители, 2% - учителя, врачи. (Приложение 3)
По результатам опросов, проведённых в 2020 году среди учеников старших классов, Батайской молодёжи: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, (47%) отметили стремление стать богатым человеком; во вторую очередь (16%) – получение образования; в третью очередь (16% и 12%) – работу и карьеру и лишь 4% - создать в будущем семью. (Приложение 4).
Еще один из опросов на котором я остановился: Какова главная жизненная цель молодежи? Результаты приведены в диаграмме (Приложение 5).
Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования.
Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.
По результатам исследования, проведённого в 2020 году среди старших классов, иерархия доминирующих ценностей молодёжи города Батайска выстраивается следующим образом:
-Карьера (самореализация).
-Материальное положение.
-Стабильность.
-Свобода. - -Семья.
-Уважение к старшим.
-Патриотизм.
-Долг и честь.
Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, можно выделить:
- преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов
- вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами
- приоритет потребительских ориентаций над творческими
- слабую индивидуальность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов
- отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе, можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о более детальном изучении молодёжной среды. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким отрицательным явлениям, как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, праздный образ жизни и их положительная оценка. Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею, и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически принадлежавших нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы современной молодёжи уже давно является одной из самых актуальных проблем всего общества в целом, т. к. от решения молодого поколения зависит будущее всего мира.
В данной работе я попытался изучить современную молодёжь города Батайска, на примере старшеклассников МБОУ СОШ №9, выявить её проблемы, цели и желания. Но чтобы сделать точный результат, я узнал и про советскую молодёжь. Сделал сравнительную характеристику молодёжи СССР и молодого поколения. Выявил причины изменения молодёжи. Причины следующие: мировоззренческая неопределенность молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смысловой ориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализация и негативное влияние СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающееся духовная агрессия Запада и экспансия массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления.
Особую ценность представляют проведённые мной опросы у учащихся старших классов. Я полностью изучил молодое поколение в моём микрорайоне. Сделал анализ результатов опроса.
Мной была проведена исследовательская работа, в ходе которой я пришел к следующим выводам:
-главная цель современной молодёжи - это материальное благополучие, обогащение
-из опроса «Распределение основных ценностей молодых людей», всего 2,7% занимают идеалы и вера, это доказывает нам что проблема современной молодёжи связана с духовно-нравственной сферой
-приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными
-Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России.
-Современная молодёжь имеет большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления
Изучив проблемы, я пришел к следующему выводу: молодёжи в городе Батайске не хватает организованного досуга, состоящего из творческих вечеров, посещений кинотеатров, спортзалов, тренажёрных залов, флеш мобов, кружков, секций (где преобладало неформальное общение, что привлекло бы молодёжь).
Как я и предполагал, современная молодёжь предпочитает материальное благополучие, а духовно-нравственная сфера стоит на последних местах.
Так же молодёжь является разной. Молодёжь не бывает плохой — она разная. Если сравнивать молодёжь другого времени, то можно сделать вывод. Раньше было много табу, масса стереотипов. А у сегодняшней молодёжи больше свободы. У всех разные стили жизни, у кого-то карьера стоит на первом месте, у кого-то другие увлечения, например, спорт, живопись или танцы. Кто-то вообще ничем не интересуется, здесь уже и идет разделение современной молодёжной культуры.
Молодёжь — это будущее, её изучение является важной деятельностью. Можно делать выводы и прогнозы касательно развития молодёжи, и её культура является неотъемлемой частью, которую нужно исследовать.
Список используемой литературы
1.Ковалева Т. В. Российское студенчество в условиях переходного периода // «Социс». 1995, №1, С. 143 -144
2.Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2011, С.191-198.
3.Зоркая Н. А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2010, № 2 (52), С.24.
4.Башкатов И.П. Психология неформальных молодежных групп. М., 2009
5.Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
6.Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С.42
7.Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.9.
8.Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80. 10.
9.Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С.34
Приложение 1
Социологический опрос
Здравствуйте, уважаемый респондент! Примите участие в исследовании на тему: "Молодежь. Проблемы современной молодежи". Ответьте на несколько вопросов. Анкета аналитическая и не займет много времени. Анкета направлена на выяснение основных социальных проблем молодежи в наше время.
1.Укажите пол:
А) мужской
Б) женский
2. Укажите Ваш возраст:
А) меньше 12
Б) 12-16
В) 17-21
3. Укажите Ваш род деятельности:
А) учусь
Б) работаю
В) другое
4. У Вас есть проблемы в общении с
А) родителями
Б) друзьями
В) преподавателями
Г) нет проблем в общении
5. Какая проблема молодёжи в современном обществе главная на ваш взгляд? А) наркотики
Б) алкоголь
В) курение
Г) безработица
6. Как вы считаете, кто виноват в проблемах современной молодёжи?
А) государство
Б) сама молодежь
В) родители
Г). свой вариант в комментариях
7. Как вы считаете, к чему сейчас стремится молодежь?
А) получить хорошее образование
Б) создать собственный бизнес
В) создать семью
Г) стать богатым человеком
8.Какая, по-вашему, мнению главная жизненная цель молодежи?
А) наличие престижной собственности (иномарка, коттедж и т. п.).
Б) устроится на хорошую работу
В) жить в достатке
Г) возможность быть самому себе хозяином
Д) получить высшее образование
Е) наличие семьи и детей
Ж) развитие личности (духовное и физическое)
Приложение 2
Какая проблема молодежи в современном обществе главная на ваш взгляд?
Приложение 3
Как вы считаете, кто виноват в проблемах современной молодёжи?
Приложение 4
Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?
Приложение 5
Какая, по вашему мнению главная жизненная цель молодежи?
Приложение 6.
Памятка: Рекомендации для современной молодежи
Совершенствуй себя
Ставь перед собой цели и достигай их
Читай книги
Следи за здоровьем
Будь трудолюбив. Следуй высказыванию Стивена
Ликока
«Чем больше я работаю, тем больше мне везет»
Занимайся спортом
Знай хорошо тех, с кем общаешься
Уважай окружающих
Преврати свое хобби в профессию
Научись грамотно расходовать свои денежные средства
Развивай самодисциплину
Заменяй вредные привычки на полезные
Используй социальные сети с пользой
Доверяй родителям
Орфографический словарь. Лопатин В.В., Нечаева И.В. М.: Эксмо, 2009. –С.223 – 512с
Киричек М. С. Дворец пионеров и школьников/ Таганрог. Энциклопедия. – Таганрог. Антон, 2008. – с.312
Бим – Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. С.147
Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения// Социологические исследования 2000. №3. С.125
Статья Г. Знаменского «Призрак бродит по Европе, призрак «оранжизма»», 2004г.
Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения// Социологические исследования. 2000. №3. С.125.
Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, с.42.
Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодёжи от 18 – 23 июля 2002 года (100 населённых пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодёжи//
Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования, с.342
Витковская М. И., Пузанова Ж.В., «Методология и методика социологического исследования» - М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2007. – с.22-25
Романова И. А. Психология. – М.: Экзамен, 2004. – с.23
Левикова С.И. «Молодёжная субкультура» (учебное пособие). М., 2004, с.13
Неформальные молодёжные сообщества Санкт – Петербурга: теория, практика, методы профилактики Экстремизма/Под редакцией Козлова А. А. Канаяна В. А. – Спб., 2008, с.116