Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения АОП ДО. | Кирьянова Татьяна Александровна. Работа №351064
Повышение качества образования в ДОУ является важной задачей, стоящей перед каждым дошкольным образовательным учреждением. Основой решения проблемы качества образования в ДОУ является проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Одна из составляющих этой системы является мониторинг. В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010 г. N 03-248) мониторинг определяется, как «совокупность апробированных описанных в психолого-методической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребёнка на каждом этапе его возрастного развития».Цель мониторинга достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения детьми АОП ДОУ - исследование сформированности у детей интегративных качеств:- физических (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками);- интеллектуальных (любознательный, активный; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками);- личностных (эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения).На основании Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655) в каждом ДОУ должна быть разработана, принята и утверждена АОП. В АОП имеются разделы, раскрывающие мониторинг :- «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,- «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы».Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.Мониторинг бывает итоговым и промежуточным. Итоговый мониторинг описывает интегративные качества ребёнка, которые он приобрёл в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ.Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года с теми детьми, которые выпускаются в школу.Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период по всем направлениям их развития.В каждом ДОУ при разработке системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения АОП важно учитывать:- методическое обеспечение Программы (реализуемые методики, технологии, комплексную и парциальные программы);- вид учреждения,- наличие специалистов,- участие ДОУ в инновационной деятельности.С целью составления алгоритма и системы мониторинга ДОУ можно создать творческую группу. Система мониторинга определяется на весь учебный год по всем интегративным качествам. Периодичность промежуточного мониторинга определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Если ставится цель: выявить стартовые условия (исходный уровень развития) - мониторинг проводится в начале учебного года (в сентябре). Определяются достижения ребёнка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь педагогов.Если ставится цель: оценить степень решения поставленных задач, определить перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учётом новых задач развития данного ребёнка - мониторинг проводится в конце учебного года (в мае).Алгоритм подготовки и проведения промежуточного и итогового мониторинга:1. Постановка задач на развитие интегративных качеств у детей (задачи из раздела основной общеобразовательной программы ДОУ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей»);2. Подбор показателей интегративных качеств по возрастам (показатели подбираются из комплексной и парциальных программ, которые лежат в основе общеобразовательной программы ДОУ);3.Подбор методик, методов мониторирования ;4. Проведение мониторинга;5. Оформление результатов мониторинга.Для объективности осуществления мониторинга привлекаются педагоги, специалисты. Они используют при проведении мониторинга низко и высоко формализованными методы. Наблюдение, беседа, игровые ситуации и задания, анализ детских работ – используют воспитатели. Специалисты ДОУ ( музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед и др) применяют комплекс методов мониторирования – тесты, контрольные задания в игровой форме и др.Педагогические работники проводят промежуточный мониторинг освоения программы с заполнением Карты развития детей возрастной группы, листов наблюдений и др., заполняют таблицы с выявленным у детей уровнем приобретения интегративных качеств каждым ребенком, проводят количественный и качественный анализ и сдают результаты старшему воспитателю. Старший воспитатель готовит диагностический инструментарий для каждой возрастной группы, составляет сводные таблицы результатов мониторинга достижения планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы, оформляет их количественный и качественный анализ, составляет аналитическую справку. В ходе анализа воспитатели и специалисты, взаимодействующие с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате мониторинга информацию. Оценка, в зависимости от выбора ДОУ, может быть в уровнях, баллах и др. Вся полученная информация в процессе мониторинга обрабатывается, структурируется, хранится по каждому ребенку до выпуска его из ДОУ. Итоги мониторинга обсуждаются на педагогическом совете.