Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. | Рюгина-Семенова Марина Валентиновна. Работа №217375

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рюгина-Семенова Марина Валентиновна
Социально-педагогический вектор современного ДОО – обеспечение каждому ребенку возможности для развития способностей, условий для разностороннего развития, проживания дошкольного детства как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья, подготовки к успешному обучению на следующей ступени образования, поддержка семьи в воспитании и развитии ребенка.

 

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, психолого-педагогическое образование, основная образовательная программа дошкольного образования, позитивная социализация, практики воспитания, субъекты управления ДОО.

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОО И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Рюгина-Семенова Марина Валентиновна
педагог-психолог высшей квалификационной категории,
воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 194
Россия, город Ульяновск
Социально-педагогический вектор современного ДОО – обеспечение каждому ребенку возможности для развития способностей, условий для разностороннего развития, проживания дошкольного детства как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья, подготовки к успешному обучению на следующей ступени образования, поддержка семьи в воспитании и развитии ребенка.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, психолого-педагогическое образование, основная образовательная программа дошкольного образования, позитивная социализация, практики воспитания, субъекты управления ДОО.
Социально-педагогический вектор современного ДОО – обеспечение каждому ребенку возможности для развития способностей, условий для разностороннего развития, проживания дошкольного детства как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья, подготовки к успешному обучению на следующей ступени образования, поддержка семьи в воспитании и развитии ребенка.
Уже крепко вошедшее в повседневную профессиональную деятельность ФГОС ДО[7] привело к изменению содержания и методологических оснований дошкольного образования, превратив его по существу в психолого-педагогическое образование. В ФЗ Об образовании в РФ (2012) дошкольное образование стало первой ступенью образования в целом. В связи с этим произошло изменение роли дошкольного образования, целью и результатом которого стало формирование жизнеспособной личности, характеризующейся умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределенных проблемных ситуациях. Личности, способной самостоятельно восполнять недостаток знаний и информации. Обладающей умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий, способной к критическому суждению в отношении информации, с которой работает. Владеющей информационными технологиями. Умеющей самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, способной работать в команде на общий результат. Умеющей отстаивать свою точку зрения, обосновывая ее, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы[5,С.4].
В психолого-педагогической литературе взаимодействие семьи и педагогов ДОУ определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и образования в ДОУ. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития[4,С.7].
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за образование детей на дошкольное учреждение, затем уже на школу, колледж, ВУЗ и т.д.
Поэтому, как следствие задача ДОУ сегодня, реализуя ФГОС ДО сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми универсальными практиками воспитания детей, которые накоплены и успешно апробированы в современной педагогической системе дошкольного образования.
Ведь проблемами воспитательного потенциала семьи и родительской культуры в современных исследованиях всегда уделяется особое внимание. Так, Н.Н. Королева, О.Н. Савинова и др. исследователи стремились изменить существующую ситуацию по организации работы ДОУ с семьями воспитанников с точки зрения изменения философии и политики самой работы. Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, В.А. Березина, Т.В. Кротова и др. ввели в практику ДОО нетрадиционные формы работы с семьей. Е.А. Ключникова, Л.В. Макарова, С.В. Алкарева и др. ввели формирование педагогической грамотности семьи в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с родителями воспитанников[4].
Постоянно возникающая необходимость взаимодействия ДОО и семьи ставит важную задачу - расширения границ сотрудничества и поиска новых эффективных форм взаимодействия. А вот под формой партнерского взаимодействия вслед за Н.А. Громовой, О.Ю. Мамичевой, мыподразумеваем способ организации взаимодействия субъектов в пространстве и во времени, отражающей характер их взаимосвязи, через позитивную социализацию каждым участником образования[2; 82].
В общем виде психолого-педагогический мониторинг эффективности организации взаимодействия ДОУ и семьи определяется посредством: изменением характера вопросов родителей к педагогам, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье и желании его совершенствовать (опрос и анкетирование). А так же ростом посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников (родительские клубы, всеобучи, мастер-классы, практикумы и пр.). Временной позитивной динамикой в неблагополучных семьях (семьях группы риска). Проявлением у родителей осознанного отношения к организованной образовательной деятельности, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и признавать ошибки, своевременно их корректировать (Школа молодых родителей, Совет Отцов, Родительский клуб Забота, центр игровой поддержки ребенка Карапуз). А так же общественным мнением родителей о воспитании дошкольников в детском саду (родительские комитеты).
Имея профессиональный многолетний опыт, мы пришли к выводу о том, что важны условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи. На наш взгляд, они таковы: должно быть единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и членов семьи. Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей (законных представителей) в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и компетенций. Родитель должен быть мотивирован на положительное отношение и позитивный результат. Планирование педагогами различных форм общения с родителями, другими членами семьи и их взаимосвязь. А так же должна быть соответствующая документация, раскрывающая работу педагогов с родителями. Подбор материалов по организации педагогического процесса в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, анкеты, вопросники, консультации, презентации и пр. Повседневное участие педагога-психолога и других специалистов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания дошкольников. В ходе совместной деятельности педагогов и родителей должна произойти культивация нравственных норм и морали, четко разграничены рамки дозволенного и неприемлемого поведения в дошкольной среде.
В этой связи выделим критерии эффективного включения семей в образовательное пространство ДОУ. Они таковы: уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей. Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ. И конечно, степень эффективности взаимодействия ДОУ и семьи[5,С.8].
По мнению В.А. Зебзеевой неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса выделяют ряд критериев: проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семье (паспорт, акт обследования жилищно-бытовых условий). Изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания. Использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы. Изучение запросов и интересов родителей. Выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания. Изучения мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом[5,С.9].
Для осуществления объективной оценки важно также определить уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ. Полученные результаты станут основанием для дальнейшего планирования образовательной деятельности и проектов.
Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями. А с другой – обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки, углубленного изучения проблемы и возможной ее коррекции не только в стенах ДОУ, но и при помощи вспомогательных образовательных служб.
Таким образом, организация педагогической работы в ДОО по формированию педагогической грамотности родителей в области образования дошкольников должна быть направлена на создание условий личностного развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности (т.е. через игру - Семаго М. и Н.), организацию целенаправленного, комплексного, системного образовательного процесса в ДОО, актуализацию воспитательного потенциала семьи посредством включения родителей в образовательный процесс ДОО, где родители выступают в качестве полноправных участников этого процесса и равноценных субъектов управления ДОО. Здесь важно найти баланс в применении и разумном сочетании традиционных и новых форм взаимодействия, которые будут работать на единый динамический результат для всех субъектов образования.
Список литературы
1.Грабик, Л. Приоритеты педагогики сотрудничества [Текст] / Грабик, Л. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 81-84.
2.Громова Н.А.Эффективные формы и механизмы взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования[Текст]/Н.А. Громова, О.Ю., Мамичева, Т.В. Москвина, Е.В. Прилепская, Т.В. Родионова //Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации сборник научных материалов 5 Всероссийской научно - практической конференции (Новокузнецк, 24 мая 2012 г.): в 2 частях. Ч. 1 / [ответственный редактор Н.Е. Разенкова]. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. – 297 с.
3.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.-167с.
4.Комплексная диагностическая программа по изучению уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО/ Под науч. ред. Галацковой И.А. – Ульяновск, 2016. – 126с.
5.Прикоснутся к ребенку сердцем. Формирование педагогической грамотности семьи в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с родителями воспитанников: учебно-методическое пособие/ под общей редакцией Е.А. Ключниковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. – 208с.
6.Современная концепция дошкольного воспитания. Режим доступа: http://elmikheeva.ru/innovacii/sovremennaya-kontseptsiya-doshkolnogo-vospitaniya-novyiepodhodyi#ixzz2nnN2ghDJ.
7.ФГОС ДО/ Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17.10.2013.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X