МОНИТОРИНГ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ | Соболь Ирина Владимировна. Работа №312550
В связи с переходом на ФГОС в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных достижениях самих обучающихся.
«Педагогический мониторинг - это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».
МОНИТОРИНГ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Соболь Ирина Владимировна
МБОУ «СШ №32»
В связи с переходом на ФГОС в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных достижениях самих обучающихся.
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику и социологию из экологии. В экологии «мониторинг» - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.
Слайд 2 Что же такое «педагогический мониторинг»?
«Педагогический мониторинг - это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».
Слайд 3 Цели педагогической диагностики и мониторинга в настоящее время состоят именно в изучении и измерении личностных (система ценностных отношений, интересов, мотивации), предметных (знания и умения, опыт творческой деятельности) и метапредметных (способы деятельности, основанные на базе одного или нескольких предметов, применимые как рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) достижений школьников, которые позволят оценивать результативность обучения и успешность обучения на последующих этапах.
Мониторинг мне нужен в работе в первую очередь для того, чтобы увидеть и принять своевременные и обоснованные решения, помогающие «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Слайд 4 Он может осуществляться в несколько этапов:
- разработка контрольно – измерительных материалов;
- повторная диагностика учащихся;
- сравнительный анализ результатов диагностики.
При оценке предметных результатов на каждом этапе мониторинга используется уровневый подход в достижении планируемых результатов и соответствующий для этого инструментарий в оценке достижений.
Слайд 5 В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:
- стартовую диагностику,
- текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения
- итоговое оценивание.
Слайд 6 Для проведения стартовой готовности первоклассников используется рабочая тетрадь «Школьный старт» Т. В. Бегловой, М. Р. Битяновой; Издательский дом «Фёдоров».
При проведении стартовой диагностики следует помнить о том, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных знаний или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, наоборот указывает на необходимость индивидуальной работы. Стартовая диагностика проводится в начале сентября. Результаты фиксируются в таблицах. Приложение 1.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в учебном плане. Она ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых работ.
С целью проведения текущего оценивания я использую разные процедуры качества предметных результатов учащихся, например:
Включенное наблюдение и фиксация его результатов,
Проведение контрольного чтения и фиксация его результатов,
Тестирование и фиксация его результатов,
Контрольная работа и фиксация ее результатов,
Контрольное чтение и фиксация его результатов,
Тест на читательскую грамотность и фиксация его результатов,
Диктант и фиксация его результатов,
Письменная диагностическая работа и фиксация ее результатов,
Слайд 7,8,9,10 Приложение 2.
Индивидуальные результаты по предметам (каждого обучающегося).
Приложение 3.
В этих же листах очевидно продвижение ребёнка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков, навыков экспериментальной и творческой деятельности и др. Регулярность заполнения листа может быть еженедельной или, как у меня, в конце каждой четверти. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем или под его контролем). По мере развития самооценки учащихся можно отказаться от листа достижений и предложить детям фиксировать свои индивидуальные продвижения самостоятельно, воспользовавшись списком планируемых тематических результатов.
Такая кропотливая работа помогает приобретать навыки самооценки и взаимооценки, рефлексии, самоанализа, самоконтроля, что дает возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью (регулятивные), что и требуют современные стандарты образования.
Слайд 11 При такой системе мониторинга выявляются слабоуспевающие ученики, чьи учебные достижения требуют индивидуальных корректирующих мероприятий. Работа со слабоуспевающими или неуспевающими детьми отражается в «Карте учета индивидуальной работы со слабоуспевающим (неуспевающим) учеником».
Приложение 4.
Помимо привычных предметных контрольных работ провожу метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений;
- портфолио и др.
Слайд 12 В свою работу ввожу диагностику результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Для организации оценивания личностных результатов учащихся наиболее оптимален механизм бинарного оценивания. Бинарная оценка позволяет фиксировать состояние оцениваемого объекта на уровне «Да - Нет», «Есть – нет», «Проявлено – не проявлено» и т.п. В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Фиксация моментов проявления тех или иных личностных результатов ребенка позволяет визуализировать картину результатов наблюдения и обеспечить ретроспективный анализ достижения личностных результатов образования ребенка. При этом необходимо понимать, что оценивание личностных результатов образования ребенка строится на наблюдениях. Если некоторые личностные результаты не проявлены ребенком во внешнем пространстве, это не означает, что личностных результатов ребенок не достиг, возможно для этого необходим больший промежуток времени. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ.
Приложение 5.
Результаты диагностических и индивидуальных работ я заношу в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываю в Портфолио учащихся, так как оно является наиболее адекватным методом интегральной оценки, которое демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии.
Слайд 13 Вывод: Систематический мониторинг позволяет мне сделать выводы
общей картины оценки учебных достижений школьников; даёт возможность проследить динамику развития личности ученика в образовательном процессе, решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, а также выявить те трудности, которые испытывают обучающиеся.
Слайд 14 Спасибо!