Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке Фк | Каракаш Ирина Валерьевна. Работа №352712
Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как учителя, так и обучающихся.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №63»
Мониторинг мета предметных и личностных достижений
учащихся на уроке физической культуры.
Составитель: Каракаш И.В.,
учитель физической культуры
Улан-Удэ 2024г
Мониторинг мета предметных и личностных достижений
учащихся на уроке физической культуры.
Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение универсальными учебными действиями (УУД) – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и физической культуры. Так как основная черта УУД – их метапредметность, следовательно их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать сре
дства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстн
иками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Мета предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.
Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как учителя, так и обучающихся.
В своей практике на уроках физической культуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне игры – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.
Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается. Во время проведения уроков наблюдаю, отслеживаю формирования учебной деятельности. У учащихся 4 класса есть тетрадь по предмету «Физическая культура», в которой они выполняют самостоятельно теоретические домашние задания, рисуют комплексы упражнений утренней зарядки, ведут дневник самонаблюдения. Через тетрадь, я поддерживаю связь с родителями, даю рекомендации по здоровому образу жизни и двигательному режиму ребенка, рекомендую выбор спортивной секции.
На уроках отслеживаю формирование УУД методом наблюдения за учащимися.
Программа наблюдения
Включение школьников в работу в начале урока.
Активност
ь при проведении устного опроса и ведения тетради по предмету.
Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
Деятельность учеников
при работе в группах.
Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
Умение ставить цель и делать выводы.
Умение давать самооценку своей деятельности на уроке.
При оценке УУД применяю диагностическую карту (Приложение 1). Результаты мониторинга смотри таблицу 1.
Уровень личностных и мета предметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися 6 класса Б
Таблица 1
Метапредметные умения и личностные качества
Уровни
5 Б
за 2022-2023 учебный год
6 Б
За 1 полугодие 2023-2024 учебный год
Начало уч. года %
Конец уч. года %
Начало уч. года %
Конец 2 четверти %
Познавательные
УУД
высокий
40
42
41
41
средний
50
50
50
52
низкий
10
8
10
8
Регулятивные
УУД
высокий
15
20
20
20
средний
65
68
66
68
низкий
20
12
14
12
Коммуникативные
УУД
высокий
64
68
65
67
средний
32
30
30
31
низкий
4
2
5
2
Личностные
качества
высокий
3
3
3
4
выше
среднего
46
47
47
46
средний
48
48
48
48
низкий
3
2
2
2
Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше выполнять задания уроков, демонстрировать уровень физической подготовленности, более грамотно отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, самостоятельно занимаются вне школы по совершенствованию физических кондиций, не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, умеют работать в паре, в группе, умеют видеть ошибки у одноклассников и помогают исправлять их показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.
2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.
3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // Физическая культура в школе. - 2015. - № 2-3.
Приложение 1
Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД
у учащихся 5 "б" класса по предмету физическая культура за 2022-2023 уч. год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
ФИО учащегося
Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата
Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим
Готовность самостоятельно контролировать самочувствие и нагрузку
понимание собственных действий и коррекция их для достижения желаемого рез.
Способен поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени
Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке
Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья
Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека
Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет
Любознательность
Взаимоотношение со сверстниками и педагогом
Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение функций в совместной деятельности
Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде
Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты
Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый
Ангаева Сарюна
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
0
1
1
0
Андриянов Очир
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Архинчеев Алексей
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
Аюров Аламжи
1
1
1
1
0
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Аюшеев Аюр
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
Бадмаева Норжима
2
2
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
Балбарова Маргарита
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Бильгаев Алексей
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
Брянцев Тимофей
0
1
0
0
1
1
0
0
0
1
1
0
0
0
0
Доржиев Даиил
1
2
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
Дрюк Кирилл
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Ерахаева Мария
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Еремеева Ольга
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
1
1
Козичев Максим
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
Маркусеева Дарья
1
1
1
2
1
2
2
1
2
1
2
2
2
2
1
Михайлов Богдан
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Ноготхоева Александра
0
1
0
0
0
1
0
0
0
1
1
0
0
0
0
Одонов Зориг
1
1
0
0
1
1
0
1
2
1
2
1
1
1
1
Пикалова Анна
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
Соктоев Тамир
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Туманова Дари
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тютюнников Илья
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
Федорова Дарья
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Халюева Екатерина
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
Хорганов Аюр
1
2
1
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
Цибикова Дэжит
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
2
1
2
1
Цырендоржиев Содном
1
2
1
2
1
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
Цырендоржиева Алина
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Чимитова Сарюна
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Шабаев Никита
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
Щурова Софья
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Якловлева Ксения
1
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД
у учащихся 6 "б" класса по предмету физическая культура за I полугодие 2023-2024 уч. год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень,1- средний,0- низкий
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
ФИО учащегося
Готовность планировать учебные действия для достижения желаемого результата
Готовность самостоятельно выполнять ОРУ и показывать другим
Готовность самостоятельно контролировать самочувствие и нагрузку
понимание собственных действий и коррекция их для достижения желаемого рез.
Способен поддерживать мотивацию к деятельности в течении длительного времени
Способность самостоятельно определять цель, задачи и ожидаемые результаты на уроке
Умение разумно объяснять влияние разных упражнений на укрепление здоровья
Овладение базовыми знаниями о фК и её роли для здоровья человека
Умение использовать учебник, справочную литературу и находить необходимый материал в сети интернет
Любознательность
Взаимоотношение со сверстниками и педагогом
Овладение навыками сотрудничества при работе в парах, тройках, группах распределение функций в совместной деятельности
Умение осуществлять взаимный контроль при работе в группах, команде
Готовность и умение конструктивно разрешать конфликты
Участие в спортивных мероприятиях, посещение спортивных секцый
Ангаева Сарюна
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
0
1
1
0
Андриянов Очир
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Архинчеев Алексей
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
Аюров Аламжи
1
1
1
1
0
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
Аюшеев Аюр
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
Бадмаева Норжима
2
2
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
Балбарова Маргарита
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Бильгаев Алексей
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
Брянцев Тимофей
0
1
0
1
1
1
0
0
0
1
1
0
0
0
0
Доржиев Даиил
1
2
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
Дрюк Кирилл
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Ерахаева Мария
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Еремеева Ольга
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
1
1
Козичев Максим
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
Маркусеева Дарья
1
1
1
2
1
2
2
1
2
1
2
2
2
2
1
Михайлов Богдан
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Ноготхоева Александра
0
1
0
0
1
1
0
1
0
1
1
0
0
0
0
Одонов Зориг
1
1
1
0
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
Пикалова Анна
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
Соктоев Тамир
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Туманова Дари
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тютюнников Илья
2
2
1
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
Федорова Дарья
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Халюева Екатерина
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
Хорганов Аюр
1
2
1
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
Цибикова Дэжит
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
2
1
2
1
Цырендоржиев Содном
1
2
1
2
1
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
Цырендоржиева Алина
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Чимитова Сарюна
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Шабаев Никита
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
Щурова Софья
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Якловлева Ксения
1
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
2
2
Диагностика личностных УУД учащихся 5 «б» класса за 2022-2023 учебный год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень, 1- средний, 0- низкий
ФИ ученика
Самоопределение
Смыслообразование
Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни (отзывчивость, понимание, сопереживание)
Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки
Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни
Ангаева Сарюна
1
1
2
2
1
1
Андриянов Очир
1
1
1
2
2
1
Архинчеев Алексей
1
1
1
1
1
1
Аюров Аламжи
1
1
1
1
1
1
Аюшеев Аюр
2
2
2
2
2
2
Бадмаева Норжима
2
2
2
2
2
2
Балбарова Маргарита
1
1
1
1
1
1
Бильгаев Алексей
1
1
1
1
1
1
Брянцев Тимофей
1
1
0
0
1
1
Доржиев Даиил
1
1
2
2
2
2
Дрюк Кирилл
1
1
2
1
2
1
Ерахаева Мария
1
1
1
1
1
1
Еремеева Ольга
2
2
2
1
2
2
Козичев Максим
1
1
1
1
1
1
Маркусеева Дарья
2
1
1
2
1
1
Михайлов Богдан
1
1
1
1
1
1
Ноготхоева Александра
0
0
1
1
1
1
Одонов Зориг
1
1
1
1
2
1
Пикалова Анна
1
1
1
1
2
1
Соктоев Тамир
1
1
1
1
2
1
Туманова Дари
1
1
1
1
1
1
Тютюнников Илья
1
1
1
1
1
2
Федорова Дарья
1
1
1
1
1
1
Халюева Екатерина
2
2
2
1
2
2
Хорганов Аюр
1
1
2
2
2
2
Цибикова Дэжит
1
Цырендоржиев Содном
1
1
1
1
1
1
Цырендоржиева Алина
1
1
1
2
2
1
Чимитова Сарюна
1
1
1
1
1
1
Шабаев Никита
1
1
1
1
1
1
Щурова Софья
1
1
1
1
1
1
Якловлева Ксения
2
1
2
2
2
2
Диагностика личностных УУД учащихся 6 «б» класса за I полугодие 2023-2024 учебный год
Критерии оценивания: 2-высокий уровень, 1- средний, 0- низкий
ФИ ученика
Самоопределение
Смыслообразование
Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни (отзывчивость, понимание, сопереживание)
Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки
Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни
Ангаева Сарюна
1
1
2
2
1
1
Андриянов Очир
1
1
1
2
2
1
Архинчеев Алексей
1
1
1
1
1
1
Аюров Аламжи
1
1
1
1
1
1
Аюшеев Аюр
2
2
2
2
2
2
Бадмаева Норжима
2
2
2
2
2
2
Балбарова Маргарита
1
1
1
1
1
1
Бильгаев Алексей
1
1
1
1
1
1
Брянцев Тимофей
1
1
0
0
1
1
Доржиев Даиил
1
1
2
2
2
2
Дрюк Кирилл
1
1
2
1
1
1
Ерахаева Мария
1
1
1
1
1
1
Еремеева Ольга
2
2
2
1
2
2
Козичев Максим
1
1
1
1
1
1
Маркусеева Дарья
2
1
1
2
1
1
Михайлов Богдан
1
1
1
1
1
1
Ноготхоева Александра
0
0
0
1
1
0
Одонов Зориг
1
1
1
1
2
1
Пикалова Анна
1
1
1
1
2
1
Соктоев Тамир
1
1
1
1
2
1
Туманова Дари
1
1
1
1
1
1
Тютюнников Илья
1
1
1
1
1
2
Федорова Дарья
1
1
1
1
1
1
Халюева Екатерина
2
2
2
1
2
2
Хорганов Аюр
1
1
2
2
2
2
Цибикова Дэжит
1
Цырендоржиев Содном
1
1
1
1
1
1
Цырендоржиева Алина
1
1
1
1
1
1
Чимитова Сарюна
1
1
1
1
1
1
Шабаев Никита
1
1
1
1
1
1
Щурова Софья
1
1
1
1
1
1
Якловлева Ксения
1
1
2
2
2
2