Мониторинги в дополнительном образовании | Наталья Дмитриевна Медведева. Работа №317487
Актуальность. Исследователи отмечают, что, если педагогами практикуется использование современных образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии развивающего обучения и т. д., то есть стабильная гарантия того, что возможно заранее прогнозировать позитивный результат по достижению цели, а значит и запланировать определенный уровень качества обучения [2]. Не имея готового инструментария по оценке результативности применяемых методов, педагогические коллективы в современных условиях развития образования самостоятельно ищут ресурсы для переосмысления принципов управления качеством обучения, адаптации существующих популярных педагогических технологий к условиям образовательного учреждения
Медведева Н.Д.
методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
г. Белгород, РФ
Из опыта диагностирования удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг в образовательном учреждении
Актуальность. Исследователи отмечают, что, если педагогами практикуется использование современных образовательных технологий: обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии развивающего обучения и т. д., то есть стабильная гарантия того, что возможно заранее прогнозировать позитивный результат по достижению цели, а значит и запланировать определенный уровень качества обучения [2]. Не имея готового инструментария по оценке результативности применяемых методов, педагогические коллективы в современных условиях развития образования самостоятельно ищут ресурсы для переосмысления принципов управления качеством обучения, адаптации существующих популярных педагогических технологий к условиям образовательного учреждения. [1].
Цель. Управления качеством образования с последующими коррекционными действиями.
Метод. Мониторинг уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг обучающихся.
Результат. Выявление степени удовлетворенности качеством образовательных услуг, предоставляемых в образовательном учреждении.
Выводы. 74,3% респондентов удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества».
Ключевые слова: мониторинг, респондент, качество образовательных услуг.
В соответствии с Программой деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества» и на основании приказа ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ от 04 мая 2021 года №114-ОД «О проведении мониторинга» в период с 11.05. по 29.05.2021 года был проведен ежегодный мониторинг «Удовлетворенность качеством образовательных услуг обучающихся» (далее – Мониторинг) в форме анкетирования.
На начало учебного года в учреждении функционируют 196 творческих объединений, в анкетировании приняло участие 36 (18,37%); обучающихся - 2201, респондентов – 405 (18,4%).
Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов, с несколькими вариантами ответов.
Таблица. Удовлетворенность качеством образовательных
услуг обучающихся по результатам анкетирования
№
Вопрос
Варианты ответов
(один или несколько)
Кол-во ответов
%
1
Вы выбрали УДО и ходите на занятия, потому что:
а)
Вас заставляют родители
15
3,70%
б)
это творческое объединение посещает Ваш друг
40
9,88%
в)
Вы посещаете творческое объединение, потому что оно Вам по душе
350
86,42%
2
Вам нравится то, чем Вы занимаетесь в творческом объединении?
а)
полностью
338
83,46%
б)
частично
63
15,56%
в)
нет
4
0,99%
3
Все ли Вам понятно на занятиях?
а)
да
298
73,58%
б)
не всегда
100
24,69%
в)
нет
7
1,73%
4
Помогают ли Вам знания и умения, приобретенные на занятиях в творческом объединении в жизни?
а)
иногда
140
34,57%
б)
да
249
61,48%
в)
нет
16
3,95%
5
Позволяет ли Вам посещение творческого объединения развивать свои творческие способности?
а)
нет
11
2,72%
б)
да
337
83,21%
в)
иногда
57
14,07%
6
Нравится ли Вам участвовать в массовых мероприятиях (выставках, конкурсах, соревнованиях)?
а)
да
268
66,17%
б)
не нравится
35
8,64%
в)
не всегда
102
25,19%
7
Хотите ли вы быть похожим на своего педагога дополнительного образования?
а)
нет
27
6,67%
б)
да
229
56,54%
в)
частично
149
36,79%
8
Хотите ли Вы в будущем получить профессию, знакомство с которой получаете на занятиях в творческом объединении?
а)
нет
37
9,14%
б)
да
296
73,09%
в)
другое
72
17,78%
9
Как Ваши родители относятся к тому, что Вы посещаете данное творческое объединение?
а)
одобряют
343
84,69%
б)
им все равно
55
13,58%
в)
отрицательно
7
1,73%
10
Чем бы Вы хотели заниматься более углубленно или дополнительно
- моделированием и дизайном;
- робототехникой более углубленно;
- созданием игр;
- больше участвовать в соревнованиях, в том числе на Международном уровне;
- более продолжительные занятия.
В 2020-2021 учебном году количество респондентов Мониторинга ответивших положительно на девять вопросов, уменьшилось по сравнению с прошлым учебным годом на 8,6% (по формуле: сумму строк 1-в); 2-а); 3-а); 4-б); 5-б); 6-а); 7-б); 8-б); 9-а), разделить на 9, умножить на 100 и разделить на количество респондентов, а именно: 2708:9х100:405=74,3%).
Учебный год
2016-2017
2017-2018
2018-2019
2019-2020
2020-2021
Количество респондентов удовлетворенных качеством образовательных услуг
87%
90,5%
80,5%
82,9%
74,3%
Позитивны следующие результаты опроса:
у 83,2% обучающихся, по их мнению, развиваются творческие способности;
73% детей желают в будущем получить профессию, связанную с занятиями в творческом объединении;
73,6% отметили, что им все понятно на занятиях;
61,5% обучающимся помогают приобретенные знания и умения в жизни;
66,2% обучающимся нравится участвовать в мероприятиях УДО;
56,5% обучающихся хотят быть похожими на своего педагога.
Однако, имеются и отрицательные ответы обучающихся:
9,4% не хотят в будущем получить профессию, знакомство с которой получают на занятиях в творческом объединении;
8,6% не нравится участвовать в массовых мероприятиях (выставках, конкурсах, соревнованиях);
6,7% не хотят быть похожим на своего педагога;
3,7% выбрали УДО и ходят на занятия, потому что заставляют родители;
3,9% не помогают знания и умения в жизни, приобретенные на занятиях в творческом объединении;
2,7% не развиваются творческие способности;
1% не нравится то, чем занимаются в творческом объединении.
Педагогам дополнительного образования необходимо грамотно выстраивать объяснительный материал теоретической части занятия, так как на вопрос «Все ли детям понятно на занятиях?» 1,73% обучающихся ответили отрицательно, а 24,7% ответили «Не всегда». Необходимо также проводить разъяснительную работу среди обучающихся о необходимости активного участия детей в массовых мероприятиях; о важности и значимости технического и естественнонаучного направлений в жизни общества и выборе будущих профессий в данных направлениях.
Литература.
1. Гульчевская, В.Г. Педагогические основы личностно-ориентированного образования [Текст] / В.Г. Гульчевская, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д., 2000.