Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Морфемика и словообразование в обучении грамотному письму младших школьников | Столбова Екатерина Викторовна. Работа №292591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Столбова Екатерина Викторовна
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографического навыка по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.Как повысить грамотность учеников? Поэтапное формирование​ ​ таких понятий, как приставка, корень, суффикс, окончание, использование орфографических​ диктантов, списывания, загадок, ребусов, кроссвордов​ будет способствовать формированию грамотного письма детей.

 

Формирование у школьников прочного орфографического навыка – одна из важных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1)орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2)письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре [2].
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Эта причина ведёт к не лучшему знанию правил и умению их применять.
Вопросом об изучении словообразования в начальной школе занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.
При изучении педагогической и методической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования орфографического навыка, основанного на сознательном использовании знаний морфемики, словообразования и применением орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся, и недостаточным использованием возможностей уроков русского языка.
Данное противоречие позволило сформировать проблему исследования: как изучение морфемики и словообразования способствует формированию грамотного письма младших школьников?
Цель исследования: выявить роль морфемики и словообразования в формировании грамотного письма у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования орфографического навыка у младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы по морфемике и словообразованию.
При изучении данной проблемы была выдвинута гипотеза исследования: орфографическая грамотность у учащихся повысится при следующих педагогических условиях:
Поэтапное формирование грамматических понятий: приставка, корень, суффикс, окончание;
Систематическое использование на уроках русского языка упражнений по теме Состав слова;
Применение на уроках русского языка орфографических упражнений: диктантов (словарного, предупредительного, объяснительного), списывания (текстуального, выборочного).
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы нужно реализовать следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность ключевых понятий;
Выявить наиболее эффективные методы и приёмы работы по формированию орфографического навыка у младших школьников;
Апробировать экспериментальным путём программу формирования грамотного письма у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы;
Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент;
Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлен теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; разработаны критерии, позволяющие определить уровень грамотного письма младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы формирования грамотного письма у младших школьников на основе морфемики и словообразования. Данные исследования могут быть использованы учителями начальных классов.
Программы по русскому языку современных УМК при изучении структуры слова ориентируется не только на изучение морфемной структуры слова, но и на словообразовательную структуру и элементарный словообразовательный анализ. Такое изучение структуры слова не гарантирует сознательного и мотивированного анализа морфемной и словообразовательной структуры учащимися.
Поэтому для эффективного обучения необходимо, с одной стороны, более глубокое изучение понятий морфемики и словообразования. С другой стороны, необходимо более современная методическая система, способная обеспечить не механический разбор слов по составу, а сознательное мотивированное выделение детьми всех морфем слова. Это будет способствовать развитию языковой компетенции и речевому развитию младших школьников.
Отсутствие орфографического навыка или его слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. На наш взгляд, эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников учителя считают отсутствие эффективных способов формирования навыков грамотного письма.
Умение выделять орфограммы и определять их тип необходимо формировать с 1 класса. Но в учебниках недостаточно представлены упражнения, направленные на развитие навыка грамотного письма. Учителя, как показывают наблюдения, уделяя основное внимание отработке приемов проверки написаний, не включают (или включают крайне редко) такие упражнения в уроки правописания и в работу по развитию речи [1, с.3].
Главным средством формирования навыка грамотного письма является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме.
Таким образом, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение - всё это имеет большое значение в формировании навыков у учащихся.
Цель экспериментального исследования: формирование навыков грамотного письма у младших школьников.
Констатирующий этап эксперимента показал, что до экспериментального обучения уровень развития орфографического навыка у детей ЭГ и КГ находился на среднем уровне. Для выполнения этой цели был проведен срез знаний. Учащиеся написали диктант, словарный диктант, выполнили тест, включающий теоретические задания по морфемике и словообразованию.
В ходе формирующего эксперимента нами была разработана программа формирования орфографического навыка у младших школьников.
Цель: разработать и апробировать программу формирования орфографического навыка у младших школьников.
При реализации программы учитывались следующие задачи: развивать фонетические знания и умения, научить детей обнаруживать и распознавать орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях слов, развивать орфографический навык.
На этом этапе были использованы следующие приемы и формы работы: ежедневная работа со словарными словами, письмо с комментированием, работа с памятками и алгоритмами, применение загадок и занимательного материала; работа в парах, группах. Кроме того, велась индивидуальная работа с учащимися.
На формирующем этапе исследования были проведены уроки русского языка по формированию орфографического навыка. Были проведены 10 фрагментов уроков русского языка, на которых использовались проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления и сотрудничества; разработано методическое пособие.
Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанной нами программы по формированию орфографического навыка у младших школьников.
В таблице №1 представлены результаты эксперимента.
Таблица 1
Сравнительный анализ уровня сформированности орфографического навыка у младших школьников ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень
Экспериментальная группа
n=12
Контрольная группа
n=12
Констатирующий эксперимент
Контрольный
Эксперимент
Констатирующий эксперимент
Контрольный
Эксперимент
Высокий
8%
25%
8%
33%
Средний
84%
59%
76%
25%
Низкий
8%
16%
16%
42%
Сравнительный анализ полученных результатов подтверждает положительную динамику в изменении уровня сформированности орфографического навыка у младших школьников экспериментальной группы.
Успешному формированию орфографического навыка у младших школьников в нашем исследовании способствовала работа с использованием на занятиях развивающих заданий и упражнений по орфографии, новые технологии.
Список литературы
1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М.: Просвещение, 1990.- 356 с.
2. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников//Начальная школа.- 2011.- №5.- С.43-48.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).- 48 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×