Морфемика и словообразование в обучении грамотному письму младших школьников | Столбова Екатерина Викторовна. Работа №292591
Автор: Столбова Екатерина Викторовна
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографического навыка по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.Как повысить грамотность учеников? Поэтапное формирование таких понятий, как приставка, корень, суффикс, окончание, использование орфографических диктантов, списывания, загадок, ребусов, кроссвордов будет способствовать формированию грамотного письма детей.
1)орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2)письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре [2].
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Эта причина ведёт к не лучшему знанию правил и умению их применять.
Вопросом об изучении словообразования в начальной школе занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.
При изучении педагогической и методической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования орфографического навыка, основанного на сознательном использовании знаний морфемики, словообразования и применением орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся, и недостаточным использованием возможностей уроков русского языка.
Данное противоречие позволило сформировать проблему исследования: как изучение морфемики и словообразования способствует формированию грамотного письма младших школьников?
Цель исследования: выявить роль морфемики и словообразования в формировании грамотного письма у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования орфографического навыка у младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы по морфемике и словообразованию.
При изучении данной проблемы была выдвинута гипотеза исследования: орфографическая грамотность у учащихся повысится при следующих педагогических условиях:
Поэтапное формирование грамматических понятий: приставка, корень, суффикс, окончание;
Систематическое использование на уроках русского языка упражнений по теме Состав слова;
Применение на уроках русского языка орфографических упражнений: диктантов (словарного, предупредительного, объяснительного), списывания (текстуального, выборочного).
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы нужно реализовать следующие задачи исследования:
Раскрыть сущность ключевых понятий;
Выявить наиболее эффективные методы и приёмы работы по формированию орфографического навыка у младших школьников;
Апробировать экспериментальным путём программу формирования грамотного письма у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы;
Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент;
Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлен теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; разработаны критерии, позволяющие определить уровень грамотного письма младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы формирования грамотного письма у младших школьников на основе морфемики и словообразования. Данные исследования могут быть использованы учителями начальных классов.
Программы по русскому языку современных УМК при изучении структуры слова ориентируется не только на изучение морфемной структуры слова, но и на словообразовательную структуру и элементарный словообразовательный анализ. Такое изучение структуры слова не гарантирует сознательного и мотивированного анализа морфемной и словообразовательной структуры учащимися.
Поэтому для эффективного обучения необходимо, с одной стороны, более глубокое изучение понятий морфемики и словообразования. С другой стороны, необходимо более современная методическая система, способная обеспечить не механический разбор слов по составу, а сознательное мотивированное выделение детьми всех морфем слова. Это будет способствовать развитию языковой компетенции и речевому развитию младших школьников.
Отсутствие орфографического навыка или его слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. На наш взгляд, эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников учителя считают отсутствие эффективных способов формирования навыков грамотного письма.
Умение выделять орфограммы и определять их тип необходимо формировать с 1 класса. Но в учебниках недостаточно представлены упражнения, направленные на развитие навыка грамотного письма. Учителя, как показывают наблюдения, уделяя основное внимание отработке приемов проверки написаний, не включают (или включают крайне редко) такие упражнения в уроки правописания и в работу по развитию речи [1, с.3].
Главным средством формирования навыка грамотного письма является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме.
Таким образом, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение - всё это имеет большое значение в формировании навыков у учащихся.
Цель экспериментального исследования: формирование навыков грамотного письма у младших школьников.
Констатирующий этап эксперимента показал, что до экспериментального обучения уровень развития орфографического навыка у детей ЭГ и КГ находился на среднем уровне. Для выполнения этой цели был проведен срез знаний. Учащиеся написали диктант, словарный диктант, выполнили тест, включающий теоретические задания по морфемике и словообразованию.
В ходе формирующего эксперимента нами была разработана программа формирования орфографического навыка у младших школьников.
Цель: разработать и апробировать программу формирования орфографического навыка у младших школьников.
При реализации программы учитывались следующие задачи: развивать фонетические знания и умения, научить детей обнаруживать и распознавать орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях слов, развивать орфографический навык.
На этом этапе были использованы следующие приемы и формы работы: ежедневная работа со словарными словами, письмо с комментированием, работа с памятками и алгоритмами, применение загадок и занимательного материала; работа в парах, группах. Кроме того, велась индивидуальная работа с учащимися.
На формирующем этапе исследования были проведены уроки русского языка по формированию орфографического навыка. Были проведены 10 фрагментов уроков русского языка, на которых использовались проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления и сотрудничества; разработано методическое пособие.
Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанной нами программы по формированию орфографического навыка у младших школьников.
В таблице №1 представлены результаты эксперимента.
Таблица 1
Сравнительный анализ уровня сформированности орфографического навыка у младших школьников ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень
Экспериментальная группа
n=12
Контрольная группа
n=12
Констатирующий эксперимент
Контрольный
Эксперимент
Констатирующий эксперимент
Контрольный
Эксперимент
Высокий
8%
25%
8%
33%
Средний
84%
59%
76%
25%
Низкий
8%
16%
16%
42%
Сравнительный анализ полученных результатов подтверждает положительную динамику в изменении уровня сформированности орфографического навыка у младших школьников экспериментальной группы.
Успешному формированию орфографического навыка у младших школьников в нашем исследовании способствовала работа с использованием на занятиях развивающих заданий и упражнений по орфографии, новые технологии.
Список литературы
1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М.: Просвещение, 1990.- 356 с.
2. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников//Начальная школа.- 2011.- №5.- С.43-48.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).- 48 с.