Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Морфемика. Морфема - значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Наталья Александровна Онуфриенко. Работа №276830

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Наталья Александровна Онуфриенко
Урок русского языка в 5 классе. Повторение сведений по разделу "Лексмкология". Знакомство с морфемикой как разделом лингвистики. Морфема -  минимальная значимая часть слова. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание - и их обозначения. Изменение и образование слов (формы одного т того же слова и одокоренные слова). К уроку представлена презентация. Прослеживаются метапредметные связи (песни, загадки, сказки), используются различные методы работы. Урок нацелен на развитие чувства языка, орфографических умений.

Конспект урока по русскому языку

Тема: Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов.

5 класс.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

- знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- выстраивать композицию рассуждения;

- выполнять морфемный разбор;

- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.

Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:

- групповые;

- общеклассные;

- индивидуальные.

Оборудование:

- проектор

- доска

- компьютер

Ход урока.

1. Оргмомент.

- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь, грамматическая тетрадь, словарик. Записываем число, классная работа.

2. Словарный диктант «Наоборот»

- Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:

1) активный (пассивный)

2) горизонтальный (вертикальный)

3) диалог (монолог)

4) исчезать (появляться)

5) оптимизм (пессимизм)

6) приятный (неприятный)

7) прекрасный (безобразный)

8) рассвет (закат)

9) расставаться (встречаться)

- Обозначьте графически, из каких частей состоят слова рассвет, закат

-Какая часть слова не присутствует в этих словах? (суффикс)

3Определите тему урока с помощью схемы Слайд 1

 

Запись темы Слайд 2

(учащиеся записываю тему в тетрадь)

Слайд 3

- Сегодня, ребята, мы отправимся с страну Морфемику, посетим город Приставск, побываем в поселке Суффиксов и деревне Окончаний. Итак, в дорогу!

Песня «Из чего же…» (аудио)

Слайд 4

- А из чего же сделаны слова? На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить. То есть на сегодняшнем уроке мы с вами должны сформировать представление о морфеме как значимой части слова, научиться вычленять части слова, определять их значение, находить однокоренные слова и формы одного и того же слова, а также слова с омонимичными корнями.

Слайд 5

2. Вход в тему.

Слайд 6

- Вспомним, что такое морфемика.

- А теперь давайте запишем определения, которые нам сейчас встретились в грамматическую тетрадь:

Морфемика-……

Морфема-…..

- А зачем нам нужны морфемы?

Ответить на этот вопрос поможет

Слайд 7

Корень

Отгадайте загадку:

Слайд 8

Слайд 9

КОРЕНЬ - ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ СЛОВА

Каково же значение данной морфемы в слове?

Слайд 10

- В корне заключено лексическое значение.

НО!

Слайд 11

Потренируемся!

Слайды 12, 13

Приставка

Доскажи словечко.

Слайд 14

Сказка

Слайд 15

ПРИСТАВКА – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 16

Место приставки в слове.

Слайд 17

Каково значение приставок?

Слайды 18, 19

Приставки несут оттенки лексического значения.

Способ, при котором новое слово образуется при помощи приставки, называется приставочным.

Слайд 20

Потренируемся!

Слайд 21

Суффикс

Отгадайте загадку.

Слайд 22

СУФФИКС – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 23

Место суффикса в слове.

Слайд 24

Каково значение суффиксов?

Слайд 25

Какова роль данной морфемы в слове?

Слайды 26, 27

Потренируемся! По данному образцу составьте группу однокоренных слов «дом».

Слайд 28

Окончание

Отгадайте загадку.

Слайд 29

ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА

Слайд 30

Место окончания в слове.

Слайд 31

Какова роль данной морфемы в слове?

Слайд 32

Потренируемся!

Слайд 33

При изменении окончаний образуются формы одного и того же слова.

Слайды 34,35

Кроссворд

Доска

 

- Какую морфему мы не повторили? (Основу)

- А теперь в грамматическую тетрадь давайте запишем определения и их графические обозначения:

Приставка- ……

Корень -……

Суффикс - ……

Окончание - …..

Основа слова -……

3. Разбор слов по составу.

Доска

4. Игра «Найди пару».

Слайды 37, 38

7. Подведение итогов.

- Ребята, давайте теперь подведем итоги: что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу, легко находить в слове его части?

( Для развития чувства языка, орфографических умений)

Слайд 39

- Найдите ошибку в схемах:

Доска

, ,

8. Домашнее задание:

Слайд 40

Выучить записи из грамматической тетради по теме «Морфема – значимая часть слова», упр. 370

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×