Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мотивация к предмету как средство повышения познавательного интереса учащихся | Касиева Лиза Магометовна. Работа №351699

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации учащихся в системе среднего профессионального образования (СПО) и ее влияние на повышение познавательного интереса к изучению предметов естественно-научного цикла. Освещаются основные механизмы формирования мотивации и ее роль в образовательном процессе. Особое внимание уделяется педагогическим методам и приемам, способствующим развитию устойчивого интереса к химии, биологии и географии, а также созданию условий для активного вовлечения учащихся в учебную деятельность.

Ключевые слова: мотивация, познавательный интерес, естественно-научные дисциплины, педагогика, СПО, активные методы обучения, учебная деятельность.

МОТИВАЦИЯ К ПРЕДМЕТУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

 

Касиева Лиза Магометовна, преподаватель

ГБПОУ «СПЛ» г. Сусуман

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации учащихся в системе среднего профессионального образования (СПО) и ее влияние на повышение познавательного интереса к изучению предметов естественно-научного цикла. Освещаются основные механизмы формирования мотивации и ее роль в образовательном процессе. Особое внимание уделяется педагогическим методам и приемам, способствующим развитию устойчивого интереса к химии, биологии и географии, а также созданию условий для активного вовлечения учащихся в учебную деятельность.

Ключевые слова: мотивация, познавательный интерес, естественно-научные дисциплины, педагогика, СПО, активные методы обучения, учебная деятельность.

 

В условиях современного образования, особенно в системе среднего профессионального образования (СПО), вопрос формирования мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла становится одной из центральных задач педагогической деятельности. Специфика обучения в СПО требует от преподавателя не только обеспечения базовых знаний, но и развития познавательного интереса учащихся, который выступает фундаментом для их профессионального становления и саморазвития.

Мотивация к изучению химии, биологии и географии в СПО определяется несколькими факторами. Прежде всего, это актуальность данных дисциплин для профессиональной деятельности учащихся, особенно в тех областях, где знания о природных процессах, химических реакциях и географических закономерностях имеют прикладное значение. Однако сама по себе практическая значимость предметов недостаточна для создания устойчивого интереса. Важнейшую роль играют личностная позиция учащегося, его внутренние потребности в самопознании и развитии, а также профессиональная компетенция преподавателя.

Познавательный интерес можно рассматривать как форму проявления внутренней мотивации, которая стимулирует учащихся к активному изучению предмета. Он формируется через осознание значимости изучаемых тем, эмоциональное вовлечение и положительное восприятие учебной деятельности. Для учащихся СПО, которые часто сталкиваются с недостаточной базовой подготовкой или низкой учебной мотивацией, особенно важно создание условий, в которых они смогут почувствовать успех и увидеть практическую ценность изучаемого материала.

Преподаватель играет ключевую роль в повышении познавательного интереса. Эффективная мотивация учащихся базируется на использовании разнообразных методов обучения, которые активизируют их познавательную деятельность. Например, применение практико-ориентированных заданий, выполнение лабораторных работ и проведение экскурсий по природным и промышленным объектам позволяет связать теоретические знания с реальной жизнью. Это особенно актуально для химии, где проведение экспериментов и изучение их результатов стимулируют учащихся к анализу и осмыслению изучаемого материала.

Эмоциональная составляющая учебного процесса также играет важную роль в формировании мотивации. Преподаватель может использовать интересные факты, парадоксы, исторические события или достижения науки, чтобы привлечь внимание учащихся. Например, рассказ о влиянии химических соединений на здоровье человека, экологические проблемы или редкие географические явления способен пробудить интерес даже у тех студентов, которые изначально не проявляли активного интереса к предмету.

Важным аспектом мотивации является учет индивидуальных особенностей учащихся. Преподаватель должен создавать учебные ситуации, в которых учащиеся с разным уровнем подготовки и способностями могут проявить свои сильные стороны. Это может быть достигнуто через дифференцированные задания, групповую работу или интеграцию современных цифровых технологий, таких как виртуальные лаборатории или геоинформационные системы. Использование мультимедиа и интерактивных средств обучения способствует повышению вовлеченности и создает условия для самостоятельного изучения материала.

Помимо методов обучения, значительное внимание должно быть уделено созданию позитивной образовательной среды. Поддерживающая атмосфера на занятиях, диалог между преподавателем и учащимися, а также признание их успехов формируют положительное отношение к учебной деятельности. Студенты, чувствующие уважение и поддержку со стороны преподавателя, более склонны к активному участию в учебном процессе и проявлению интереса к предмету.

Особое место в формировании мотивации занимают междисциплинарные связи. Интеграция знаний из химии, биологии и географии позволяет учащимся увидеть целостную картину мира и понять взаимосвязи между различными науками. Это может быть реализовано через проектные задания, направленные на решение актуальных проблем, таких как сохранение биоразнообразия, использование возобновляемых источников энергии или переработка отходов. Подобные задачи не только формируют познавательный интерес, но и развивают у учащихся критическое мышление, навыки исследования и практической деятельности.

Таким образом, мотивация к изучению химии, биологии и географии в СПО является важным средством повышения познавательного интереса учащихся. Она достигается через использование разнообразных методов и форм работы, учет индивидуальных особенностей студентов, создание позитивной образовательной среды и применение междисциплинарного подхода. Преподаватель, способный выстроить образовательный процесс с акцентом на мотивацию и интерес, становится не только источником знаний, но и наставником, который помогает учащимся раскрыть их потенциал и развить устойчивый интерес к учебной и профессиональной деятельности.

 

Список литературы

 

1. Дулинец Т. Г. Исследование учебной мотивации студентов / Т. Г. Дулинец, А. С. Захарова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 4-6.

2. Пухова Д. И. Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития на уроках химии / Д. И. Пухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 505-508.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×